Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 10АП-14937/2014 ПО ДЕЛУ N А41-38787/14

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А41-38787/14


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2014 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-38787/14 по исковому заявлению ЗАО "Авангард-Центр" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
при участии в заседании:
- от ЗАО "Авангард-Центр" - Кобушкина Т.А. по доверенности от 10.09.2014, Медянцева О.П. по доверенности от 19.12.2014;
- от администрации - Чернышова С.Н. по доверенности N 64 от 30.07.2014;
- от комитета - Чернышова С.Н. по доверенности N 71 от 24.09.2014;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А. по доверенности N 15 от 06.05.2014,

установил:

Закрытое акционерное общество "Авангард-Центр" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с требованиями об обязании внести изменения в Приложение N 2 (Порядок расчета арендной платы) к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 21057-Z от 31.08.2004 (земельный участок общей площадью 77 000 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0040603:0001, категория земель "земли населенных пунктов" для жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский с/о, в районе с. Успенское), а именно: изложить Приложение N 2 к договору аренды N 21057-Z от 31.08.2004 в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет два процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. При этом размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении земельного участка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2014 года по делу N А41-38787/14 требование ЗАО "Авангард-Центр" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Комитета по управлению муниципальным имуществом, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Авангард-Центр" является арендатором земельного участка, общей площадью 77 000 кв. м, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для жилищного строительства, с кадастровым номером 50:20:0040б03:0001, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с. Успенское, на основании долгосрочного (49 лет) договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 21057-У от 31.08.2004.
Данный договор аренды был заключен между истцом и Министерством имущественных отношений по Московской области во исполнение Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N 543 от 20.03.2004.
Дополнительным соглашением N 1 от 06.07.2006 были внесены изменения в договор аренды, касающиеся порядка определения размера арендной платы. Так, размер арендной платы за земельный участок определялся в соответствии со статьей 9 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 по следующей формуле: Ап = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата за 2005 и 2006 годы составляла 2 037 420 руб. в год.
Дополнительным соглашением N 2 от 07.07.2009 права арендодателя от Министерства имущественных отношений по Московской области были переданы Муниципальному образованию "Одинцовский муниципальный район Московской области". Таким образом, с 17.12.2009 арендодателем по договору аренды стало Муниципальное образование "Одинцовский муниципальный район Московской области".
В связи с изменением законодательства, касающегося порядка определения размера арендной платы, ЗАО "Авангард-Центр" обратилось к администрации с заявлением о внесении изменений в договор аренды (исх. от 08.06.2011 N 12).
В ответ на обращение ЗАО "Авангард-Центр" Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области сообщил, что поскольку договор аренды еще не был передан Министерством имущественных отношений по Московской области, рассмотреть данный вопрос не представляется возможным (письмо N 7.1.19/2402 от 29.06.2011).
В апреле 2014 года в адрес ЗАО "Авангард-Центр" от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поступали уведомления об изменении размера арендной платы по договору аренды, в соответствии с которыми арендная плата рассчитывалась по формуле Ап = Аб x Кд x Пкд x Км x S, так, сумма арендной платы с 01.01.2013 составила 22 411 620 руб. в год; с 01.01.2014 - 24 643 080 руб. в год.
ЗАО "Авангард-Центр", полагая, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области не был применен порядок расчета арендной платы, предусмотренный пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ, направило в адрес ответчика заявление о внесении изменений в договор аренды (исх. N 04 от 29.04.2014) с приложением проекта дополнительного соглашения к договору, которое было оставлено Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области без удовлетворения со ссылкой на то, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было переоформлено ЗАО "Авангард-Центр" на право аренды до принятия закона Московской области N 23/96-ОЗ (письмо N 7.1.19/1713 от 23.05.2014).
Таким образом, полагая, что отказ отвертка нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "Авангард-Центр" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что земельный участок находился у истца на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе и на момент принятия Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, и был переоформлен на праве аренды. Статьей 3 (пункты 1 и 2) Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма направлена на приведения ранее возникших титулов землепользования в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ установлено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, при этом в случаях, указанных в данном пункте, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

Согласно части 8 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-03 исчисление арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент-дефлятор Кд, коэффициенты Пкд, Км, базовый размер арендной платы) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Кроме того, действующим законодательством установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков (абзац 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации").
Таким образом, поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому, независимо от предусмотренного договором порядка изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 по делу N ВАС-15041/09, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 по делу N 12404/09, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 по делу N КГ-А41/1825-11).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.5 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения N 1) размер арендной платы изменяется и подлежит уплате арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (введения) базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы полномочным органом государственной власти Российской Федерации, Московской области и органом местного самоуправления, в иных случаях, предусмотренных законом, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор аренды. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор. ответчик в добровольном порядке отказался подписать дополнительное соглашение к договору аренды, направленное истцом.
Нормой части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектам права предоставлена возможность осуществлять принадлежащие им права по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Согласно пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении условий договора в судебном порядке обязательства сторон считаются низменными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.
Ответчики не представили доказательств, подтверждающих правомерность отказа ЗАО "Авангард-Центр" в подписании дополнительного соглашения к договору аренды, изменяющего порядок расчета арендной платы.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 31.08.2004 N 21057-Z предусматривает пересмотр размера арендной без внесения изменений в договор, ввиду чего ЗАО "Авангард-Центр" избрало неверный способ защиты права.
Апелляционный суд считает данный довод необоснованным, поскольку он противоречит положениям части 1 статьи 9, статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 450, пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик в жалобе также ссылается на то, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования истца на земельный участок было переоформлено до введение в действие пункта 2.1 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений в Московской области", следовательно, он не применим к отношениям с истцом.

Ссылку ответчика в обоснование своей позиции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 13140/11 по делу N А41-22005/10 апелляционный суд также находит несостоятельной.
В указанном Постановлении по делу N А41-22005/10 отмечается, что ссылка судов на статью 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, устанавливающую льготный размер арендной платы, неправомерна. Она подлежит применению для юридических лиц, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и выразивших желание переоформить это право на право аренды (пункт 2.1 части 1 статьи 14 Закона).
Между тем, фактические обстоятельства по делу N А41-22005/10, не идентичны обстоятельствам в настоящем деле.
В настоящем деле у истца изначально было право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которое в силу закона подлежало переоформлению на право аренды.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.10.2014 по делу N А41-38787/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)