Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаиловым Э.З.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Тамбовского государственного бюджетного учреждения "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 по делу N А64-6669/2014 (судья Краснослободцев А.А.), по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974) о признании права собственности, третье лицо: Тамбовское государственное бюджетное учреждение "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных",
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок площадью 1 663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Монтажников, дом 1А, кадастровый номер 68:29:0204009:26.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское государственное бюджетное учреждение "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ТГБУ "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, ТУ Росимущества в Тамбовской области, ТГБУ "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (правопредшественник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области) N 63-р от 26.03.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Тамбовской области" осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности ликвидированных федеральных государственных учреждений ветеринарии, передаваемого в собственность Тамбовской области.
По акту приема - передачи от 18.04.2007 имущество из казны Российской Федерации было передано в собственность Тамбовской области.
По вышеуказанному акту в собственность Тамбовской области были переданы, в том числе, здание и гараж, расположенные по адресу: г. Тамбов, проезд Монтажников, 1 "А".
Постановлением Администрации Тамбовской области N 357 от 21.03.2008 "О принятии из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области имущества и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовскими областными государственными учреждениями ветеринарии" безвозмездно из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области было принято имущество по перечню согласно приложению к указанному постановлению, в том числе здание и гараж, расположенные по адресу: г. Тамбов, проезд Монтажников, 1 "А".
В установленном законом порядке была осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.03.2012 NN 68-АБ 440593, 68-АБ 440594, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке кадастровый (или условный номер) объекта 68:29:0204009:26, площадью 1 663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проезд Монтажников, 1 "А", находящегося в собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права серия от 17.04.2003 N 68 АА 178827.
Ссылаясь на то, что приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено данное имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности субъекта Российской Федерации. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в связи с приобретением субъектом Российской Федерации - Тамбовской области права собственности на объекты недвижимости, передаче в собственность субъекта Российской Федерации подлежит и спорный земельный участок, необходимый для использования указанных объектов недвижимости, поскольку, указанное имущество используется для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данная позиция находит свое подтверждение в судебной практике (постановления Федерального арбитражного Суда Центрального округа от 02.08.2012 по делу N А35-8393/2011, от 19.08.2011 по делу N А35-159/2010, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-14475/12 от 19.11.2012, N ВАС-2334/11 от 05.03.2011).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно пунктам 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011.
Ссылка ответчика на несоблюдение истцом административного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку предусмотренный статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации не является досудебным порядком урегулирования спора по смыслу процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, себя собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом области, утвержденном постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.2006 N 226, Комитет вправе обращаться в суд с исками в защиту имущественных интересов Тамбовской области.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, опровергаются вышеизложенными выводами суда первой инстанции и не влияют на правильность вынесенного судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 по делу N А64-6669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ
Судьи
И.В.УШАКОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N А64-6669/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А64-6669/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаиловым Э.З.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Тамбовского государственного бюджетного учреждения "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 по делу N А64-6669/2014 (судья Краснослободцев А.А.), по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974) о признании права собственности, третье лицо: Тамбовское государственное бюджетное учреждение "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных",
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок площадью 1 663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Монтажников, дом 1А, кадастровый номер 68:29:0204009:26.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское государственное бюджетное учреждение "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ТГБУ "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, ТУ Росимущества в Тамбовской области, ТГБУ "Тамбовская городская станция по борьбе с болезнями животных" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (правопредшественник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области) N 63-р от 26.03.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Тамбовской области" осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности ликвидированных федеральных государственных учреждений ветеринарии, передаваемого в собственность Тамбовской области.
По акту приема - передачи от 18.04.2007 имущество из казны Российской Федерации было передано в собственность Тамбовской области.
По вышеуказанному акту в собственность Тамбовской области были переданы, в том числе, здание и гараж, расположенные по адресу: г. Тамбов, проезд Монтажников, 1 "А".
Постановлением Администрации Тамбовской области N 357 от 21.03.2008 "О принятии из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области имущества и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовскими областными государственными учреждениями ветеринарии" безвозмездно из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области было принято имущество по перечню согласно приложению к указанному постановлению, в том числе здание и гараж, расположенные по адресу: г. Тамбов, проезд Монтажников, 1 "А".
В установленном законом порядке была осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.03.2012 NN 68-АБ 440593, 68-АБ 440594, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке кадастровый (или условный номер) объекта 68:29:0204009:26, площадью 1 663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: проезд Монтажников, 1 "А", находящегося в собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права серия от 17.04.2003 N 68 АА 178827.
Ссылаясь на то, что приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено данное имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности субъекта Российской Федерации. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в связи с приобретением субъектом Российской Федерации - Тамбовской области права собственности на объекты недвижимости, передаче в собственность субъекта Российской Федерации подлежит и спорный земельный участок, необходимый для использования указанных объектов недвижимости, поскольку, указанное имущество используется для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данная позиция находит свое подтверждение в судебной практике (постановления Федерального арбитражного Суда Центрального округа от 02.08.2012 по делу N А35-8393/2011, от 19.08.2011 по делу N А35-159/2010, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-14475/12 от 19.11.2012, N ВАС-2334/11 от 05.03.2011).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно пунктам 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011.
Ссылка ответчика на несоблюдение истцом административного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку предусмотренный статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации не является досудебным порядком урегулирования спора по смыслу процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, себя собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом области, утвержденном постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.2006 N 226, Комитет вправе обращаться в суд с исками в защиту имущественных интересов Тамбовской области.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, опровергаются вышеизложенными выводами суда первой инстанции и не влияют на правильность вынесенного судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2014 по делу N А64-6669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ
Судьи
И.В.УШАКОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)