Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2010 ПО ДЕЛУ N А13-3080/2010

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2010 г. по делу N А13-3080/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Соловьева В.А. по доверенности от 12.01.2009 N 32, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Касаткиной Т.И. по доверенности от 10.11.2009 N 124, от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области Воробьева С.В. по доверенности от 27.02.2010 N 05-12/264,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июля 2010 года по делу N А13-3080/2010 (судья Парфенюк А.В.),
установил:

Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области (далее - Учреждение) о признании незаконным решения филиала-отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по городу Череповцу, Череповецкому, Кадуйскому районам федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области от 22.01.2010 N 344 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости".
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области осуществить кадастровый учет объектов недвижимости - земельных участков площадями 33 192 кв. м, 36 215 кв. м, 157 448 кв. м, 40 549 кв. м, образованных путем деления земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:22:0301007:71, расположенного в деревне Городище Домозеровского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, общей площадью 267 404 кв. м, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 июля 2010 года в удовлетворении требований отказано.
Комитет в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование закона, не применение закона, подлежащего применению, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 22.07.2008 N 783 утвержден проект границ N 342/2008 земельного участка площадью 267 404 кв. м, расположенного в деревне Городище Домозеровского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, для выставления на торги для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, сформирован на основании решения Комитета от 15.08.2008 N 857 из земель запаса, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и в соответствии с решением Отдела от 25.12.2008 N 3785 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 35:22:0301007:71.
Решением заявителя от 10.12.2009 N 935 утверждена схема N 558/2009 расположения земельных участков, предусматривающая формирование четырех земельных участков (площадями: 33 192 кв. м, 36 215 кв. м, 157 448 кв. м, 40 549 кв. м) путем раздела названного выше земельного участка площадью 267 404 кв. м.
После выполнения межевых работ и подготовки межевого плана Комитет 18.12.2009 обратился в Управление с заявлением о постановке вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учет. Решением Филиала-отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по городу Череповцу, Череповецкому, Кадуйскому районам федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области от 22.01.2010 N 344 в осуществлении кадастрового учета данных объектов недвижимости отказано на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку объекты недвижимости, о кадастровом учете которых представлено заявление от 18.12.2009, образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301007:71, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
Не согласившись с названным решением, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 11.3 этого же Кодекса установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими; распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ)).
В силу части 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 4 названной статьи Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 (действовавшего в спорный период, (далее - Порядок) по заявлению собственника исходного земельного участка (в том числе органа местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения) временные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный", в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
Пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 22.07.2008) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
На основании вышеприведенных норм, осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, образованного из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 35:22:0301007:71, находящийся в государственной собственности до ее разграничения, поставлен на государственный кадастровый учет после вступления в силу Закона N 221-ФЗ. На момент принятия оспариваемого решения права на данный земельный участок, а также на какой-либо земельный участок, образованный из исходного, не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301007:71 в силу положений части 4 статьи 24 и части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, носили временный характер.
Спорный земельный участок не был предоставлен гражданину или юридическому лицу, в том числе садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, поэтому для целей применения названной нормы он не может считаться измененным по основаниям пункта 18 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 4 статьи 11.4 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 22.01.2010 N 344 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости" принято правомерно, в связи с чем отсутствуют основания для признания его незаконным.
Ссылка подателя жалобы на то, что оспариваемое решение препятствует реализации его полномочий на распоряжение земельным участком, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 137-ФЗ допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
Вместе с тем, из положений пункта 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 22.07.2008) следует, что не подлежит постановке на кадастровый учет земельный участок, образованный из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер. Положения названного пункта распространяются, в том числе на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе находящихся в государственной собственности земельных участков, поставленных на кадастровый учет без регистрации прав. По смыслу пункта 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 22.07.2008) во взаимосвязи с пунктом 17 статьи 3 Закона N 137-ФЗ изменение статуса кадастровых сведений с временного на учтенный путем государственной регистрации права государственной собственности на исходный земельный участок не является необходимым условием для образования и постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного при разделе находящегося в государственной собственности земельного участка, кадастровые сведения о котором носят временный характер. При этом в соответствии с пунктом 53 Порядка "временный" статус кадастровых сведений может быть изменен на "аннулированный". Указанное изменение осуществляется, в частности, в случаях: истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус.
Как правомерно указано Арбитражным судом Вологодской области, применительно к осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе находящихся в государственной собственности земельных участков, поставленных на кадастровый учет без регистрации прав, положения пункта 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 22.07.2008), следует применять во взаимосвязи с вышеприведенными положениями части 4 статьи 24, части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 22.07.2008), пункта 53 Порядка, которые в спорный период предусматривали как возможность снятия временного исходного земельного участка с кадастрового учета по заявлению его собственника (в том числе органа местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения), возможность изменения статуса кадастровых сведений с временного на учтенный путем государственной регистрации аренды на один из образованных земельных участков, так и процедуру аннулирования и исключения сведений временного характера из государственного кадастра недвижимости по истечении установленного срока.
Данный вывод подтверждается и положениями частей 3.1, 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Вологодской области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июля 2010 года по делу N А13-3080/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)