Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
- от садоводческого некоммерческого товарищества "Дон": Гуленина Р.М., паспорт РФ;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Халяпин В.А., доверенность N 176-д от 30.12.2014, удостоверение <...>.
от администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 по делу N А14-8663/2014 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Дон" (ОГРН 1033600041892, ИНН 3625003353), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), третье лицо: администрация Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1033600043135, ИНН 3625001660) о признании незаконным отказа,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Дон" (далее - заявитель, СНТ "Дон") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и 2 картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным отказа N 26/070/2013-483 от 18.04.2014 в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 32628 кв. м с кадастровым номером 36:25:6927000:678, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
Определением суда от 01.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1033600043135, ИНН 3625001660).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что неверная оценка постановления администрации Рамонского муниципального района от 24.02.2014 N 393 как правоустанавливающего, повлекла вывод суда о том, что представленные на государственную регистрацию документы свидетельствуют о наличии у заявителя права собственности на спорный участок.
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представитель СНТ "Дон" доводы апелляционной жалобы отклонил, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 земельный участок площадью 27,0 га, предоставленный ранее акционерному обществу "Промтекстиль", был передан в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества "Дон" для коллективного садоводства рабочих и служащих и в собственность его граждан-членов. 29.07.1997 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации Рамонского района Воронежской области садоводческому товариществу "Дон" ОАО "Промтекстиль" было выдано свидетельство N 36-25-025629 на указанный земельный участок.
Общим собранием членов СНТ "Дон" 25.04.2011 заключен договор с научно-производственным предприятием "Геосервис" на выполнение проектно-изыскательных и инженерно-геодезических работ по землеустройству и земельному кадастру на изготовление плана земель общего пользования СНТ "Дон". В газете "Голос Рамони" от 29.03.2013 N 23 опубликовано извещение о проведении 29.04.2011 собрания заинтересованных лиц о согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 36:25:6985000:516.3 В результате проведенных кадастровых работ 14.05.2013 ЗАО НПП "Геосервис" подготовлен межевой план спорного земельного участка. 12.09.2013 земельный участок площадью 32 628 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон", был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:25:6927000:678, что подтверждается кадастровой выпиской филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 19.09.2013.
В связи с уточнением площади земель общего пользования председатель СНТ Хомякова Н.И. 28.11.2013 обратилась в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении СНТ "Дон" земель общего пользования площадью 32 628 кв. м.
На основании результатов проведенных геодезических работ постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и были внесены изменения в постановление администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 в отношении земель общего пользования и утверждена площадь земельного участка общего пользования площадью 32628 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: садоводческое некоммерческое товарищество "Дон", Рамонский район, Воронежская область.
Заявитель 14.11.2013 обратился в Рамонский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 32628 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон".
На государственную регистрацию были представлены, в том числе, документы: - постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.05.1993 N 239; - свидетельство N 36-25-025629 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Рамонского района Воронежской области от 29.09.1997.
Уведомлением от 28.11.2013 N 26/070/2013-483 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была приостановлена на срок до 27.02.2014, начиная с 28.11.2013, на основании заявления СНТ "Дон" N 36-36-26/065/2013-790 от 28.11.2013. 27.02.2014 заявитель в Управление Росреестра по Воронежской области предоставил дополнительные документы, в том числе, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и.4 Уведомлением от 17.03.2014 N 26/070/2013-483 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была снова приостановлена на срок до 14.04.2014, начиная с 17.03.2014. Причиной приостановления послужило следующее обстоятельство: сомнение государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации - невозможность однозначного определения того, в связи с чем утверждена площадь земельного участка общего пользования 32 628 кв. м, тогда как ранее постановлением администрации Рамонского района Воронежской области N 239 от 24.05.1993 в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества было передано 1,77 га, а на основании свидетельства о праве на землю - передано 2,7 га.
Государственным регистратором 18.03.2014 направлен межведомственный запрос в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области об установлении правовых оснований значительного увеличения площади спорного земельного участка.
Согласно ответу от 24.03.2014 администрация просит приостановить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 32 628 кв. м в целях проверки законности правоустанавливающих документов, предоставленных на государственную регистрацию Хомяковой Н.И., действующей в интересах СНТ "Дон".
Сообщением от 18.04.2014 N 26/055/2013-15 Управление отказало в государственной регистрации права собственности СНТ "Дон" на земельный участок площадью 32 628 кв. м с кадастровым номером 36:25:6927000:678, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон", ввиду того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя Управления и Предпринимателя, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
- проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
- проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
- проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
- принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, полномочиями на проверку иных обстоятельств, в том числе, в связи с чем, была увеличена площадь земельного участка, регистрирующий орган в данном случае не наделен.
Постановлением администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 земельный участок площадью 27,0 га, предоставленный ранее акционерному обществу "Промтекстиль", был передан в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества "Дон" для коллективного садоводства рабочих и служащих и в собственность его граждан-членов.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и были внесены изменения в постановление 7 администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 в отношении земель общего пользования и утверждена площадь земельного участка общего пользования площадью 32 628 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: садоводческое некоммерческое товарищество "Дон", Рамонский район, Воронежская область.
Таким образом, вышеуказанное постановление, представленное заявителем на государственную регистрацию, свидетельствует о наличии у заявителя права собственности на спорный земельный участок площадью 32 628 кв. м.
Указанные документы, подтверждающие возникновение прав на земельный участок площадью 32 628 кв. м, были представлены государственному регистратору.
При таких обстоятельствах, заявителем были представлены все необходимые документы, и отказ регистрирующего органа в регистрации договора аренды противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Иных, предусмотренных действующим законодательством препятствий для регистрации спорного договора аренды ни регистрирующим органом, ни судом, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, и не могут послужить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 по делу N А14-8663/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 ПО ДЕЛУ N А14-8663/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А14-8663/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
- от садоводческого некоммерческого товарищества "Дон": Гуленина Р.М., паспорт РФ;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Халяпин В.А., доверенность N 176-д от 30.12.2014, удостоверение <...>.
от администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 по делу N А14-8663/2014 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Дон" (ОГРН 1033600041892, ИНН 3625003353), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), третье лицо: администрация Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1033600043135, ИНН 3625001660) о признании незаконным отказа,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Дон" (далее - заявитель, СНТ "Дон") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и 2 картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным отказа N 26/070/2013-483 от 18.04.2014 в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 32628 кв. м с кадастровым номером 36:25:6927000:678, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
Определением суда от 01.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1033600043135, ИНН 3625001660).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что неверная оценка постановления администрации Рамонского муниципального района от 24.02.2014 N 393 как правоустанавливающего, повлекла вывод суда о том, что представленные на государственную регистрацию документы свидетельствуют о наличии у заявителя права собственности на спорный участок.
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представитель СНТ "Дон" доводы апелляционной жалобы отклонил, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 земельный участок площадью 27,0 га, предоставленный ранее акционерному обществу "Промтекстиль", был передан в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества "Дон" для коллективного садоводства рабочих и служащих и в собственность его граждан-членов. 29.07.1997 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации Рамонского района Воронежской области садоводческому товариществу "Дон" ОАО "Промтекстиль" было выдано свидетельство N 36-25-025629 на указанный земельный участок.
Общим собранием членов СНТ "Дон" 25.04.2011 заключен договор с научно-производственным предприятием "Геосервис" на выполнение проектно-изыскательных и инженерно-геодезических работ по землеустройству и земельному кадастру на изготовление плана земель общего пользования СНТ "Дон". В газете "Голос Рамони" от 29.03.2013 N 23 опубликовано извещение о проведении 29.04.2011 собрания заинтересованных лиц о согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 36:25:6985000:516.3 В результате проведенных кадастровых работ 14.05.2013 ЗАО НПП "Геосервис" подготовлен межевой план спорного земельного участка. 12.09.2013 земельный участок площадью 32 628 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон", был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:25:6927000:678, что подтверждается кадастровой выпиской филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 19.09.2013.
В связи с уточнением площади земель общего пользования председатель СНТ Хомякова Н.И. 28.11.2013 обратилась в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении СНТ "Дон" земель общего пользования площадью 32 628 кв. м.
На основании результатов проведенных геодезических работ постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и были внесены изменения в постановление администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 в отношении земель общего пользования и утверждена площадь земельного участка общего пользования площадью 32628 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: садоводческое некоммерческое товарищество "Дон", Рамонский район, Воронежская область.
Заявитель 14.11.2013 обратился в Рамонский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 32628 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон".
На государственную регистрацию были представлены, в том числе, документы: - постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.05.1993 N 239; - свидетельство N 36-25-025629 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Рамонского района Воронежской области от 29.09.1997.
Уведомлением от 28.11.2013 N 26/070/2013-483 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была приостановлена на срок до 27.02.2014, начиная с 28.11.2013, на основании заявления СНТ "Дон" N 36-36-26/065/2013-790 от 28.11.2013. 27.02.2014 заявитель в Управление Росреестра по Воронежской области предоставил дополнительные документы, в том числе, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и.4 Уведомлением от 17.03.2014 N 26/070/2013-483 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок была снова приостановлена на срок до 14.04.2014, начиная с 17.03.2014. Причиной приостановления послужило следующее обстоятельство: сомнение государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации - невозможность однозначного определения того, в связи с чем утверждена площадь земельного участка общего пользования 32 628 кв. м, тогда как ранее постановлением администрации Рамонского района Воронежской области N 239 от 24.05.1993 в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества было передано 1,77 га, а на основании свидетельства о праве на землю - передано 2,7 га.
Государственным регистратором 18.03.2014 направлен межведомственный запрос в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области об установлении правовых оснований значительного увеличения площади спорного земельного участка.
Согласно ответу от 24.03.2014 администрация просит приостановить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 32 628 кв. м в целях проверки законности правоустанавливающих документов, предоставленных на государственную регистрацию Хомяковой Н.И., действующей в интересах СНТ "Дон".
Сообщением от 18.04.2014 N 26/055/2013-15 Управление отказало в государственной регистрации права собственности СНТ "Дон" на земельный участок площадью 32 628 кв. м с кадастровым номером 36:25:6927000:678, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Дон", ввиду того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя Управления и Предпринимателя, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
- проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
- проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
- проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
- принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, полномочиями на проверку иных обстоятельств, в том числе, в связи с чем, была увеличена площадь земельного участка, регистрирующий орган в данном случае не наделен.
Постановлением администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 земельный участок площадью 27,0 га, предоставленный ранее акционерному обществу "Промтекстиль", был передан в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества "Дон" для коллективного садоводства рабочих и служащих и в собственность его граждан-членов.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2014 N 393-и были внесены изменения в постановление 7 администрации Рамонского района Воронежской области от 24.05.1993 N 239 в отношении земель общего пользования и утверждена площадь земельного участка общего пользования площадью 32 628 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: садоводческое некоммерческое товарищество "Дон", Рамонский район, Воронежская область.
Таким образом, вышеуказанное постановление, представленное заявителем на государственную регистрацию, свидетельствует о наличии у заявителя права собственности на спорный земельный участок площадью 32 628 кв. м.
Указанные документы, подтверждающие возникновение прав на земельный участок площадью 32 628 кв. м, были представлены государственному регистратору.
При таких обстоятельствах, заявителем были представлены все необходимые документы, и отказ регистрирующего органа в регистрации договора аренды противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Иных, предусмотренных действующим законодательством препятствий для регистрации спорного договора аренды ни регистрирующим органом, ни судом, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, и не могут послужить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2014 по делу N А14-8663/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)