Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-4821/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (644065, Омская область, г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 42, корп. 1, ИНН 5501087900, ОГРН 1055501059426) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконными действий.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (далее - ООО "Центрстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Омска (далее - администрация) о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент), выразившихся в отказе в принятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта - пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта, дом 11 в городе Омске по заявлению ООО "Центрстрой". В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать департамент оформить акт о выборе земельного участка для строительства пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд", приложив к нему утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. К. Либкнехта в г. Омске; принять решение о предварительном согласовании размещения пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске, утверждающее акт о выборе земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 197 - 199 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.05.2014 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014. Судебным актом от 12.09.2014 производство по делу возобновлено.
Протокольным определением от 09.10.2014 по ходатайству общества в порядке статьи 47 АПК РФ ненадлежащее заинтересованное лицо по делу - администрация было заменено на надлежащее - департамент.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда незаконными, необоснованными и подлежащими отмене ввиду несоответствия их нормам материального права и неполного установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
По его мнению, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит нормам действующего законодательства.
Департамент отмечает, что согласно постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (далее - решение N 131) "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление N 655) со дня вступления в силу решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный решением N 131 перечень.
Департамент указывает, что на дату вступления в силу решения N 131 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении заявления ООО "Центрстрой" принято не было, следовательно, не возникли правоотношения по поводу предоставления земельного участка и субъективные права истца в отношении земельного участка.
По его мнению, в рассматриваемом случае правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствуют ввиду наличия ограничений, установленных муниципальным правовым актом - решением N 131.
Департамент полагает, что суд не может подменить собой орган исполнительной власти и по существу принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, учитывая, что в данном случае оспаривается информационное письмо от 15.01.2014 N 09/231, не являющееся решением об отказе в размещении объекта, принимаемым в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Центрстрой" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 11.02.2009 (вход. N 04-02/70) общество в соответствии со статьями 29 - 31 ЗК РФ обратилось в адрес заинтересованного лица с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс.
На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, состоявшемся 18.03.2009 по вопросу возможности предоставления испрашиваемого ООО "Центрстрой" земельного участка, было принято положительное решение (выписка из протокола N 6).
Общество 28.03.2012 обратилось в адрес департамента с просьбой завершить процедуру выбора земельного участка, оформив акт выбора земельного участка и приняв распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. К. Либкнехта, д. 11 в соответствии с предложенной схемой земельного участка.
Распоряжением департамента от 22.01.2013 N 52-р утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта в Центральном административном округе г. Омска:
- - из земель муниципального образования город Омск ориентировочной площадью 1 165 кв. м для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта в Центральном административном округе;
- - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью 2 089 кв. м для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 24.06.2013 N 08/661 департамент уведомил общество о направлении в Департамент правового обеспечения администрации города Омска пакета документов по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, после чего предложения по внесению изменений в Правила направятся для рассмотрения и утверждения в Омский городской Совет.
Письмом от 15.01.2014 N 09/231 ООО "Центрстрой" было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на положения постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Полагая, что действия департамента об отказе в принятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
По статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Частью 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Частью 1.2 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, из материалов дела следует, что с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс, общество первоначально обратилось в департамент 11.02.2009, то есть процедура предоставления земельного участка длилась более трех лет.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выборе земельного участка (то есть в редакции на 15.05.2013), установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, поскольку основанием возникновения рассматриваемых правоотношений по выбору земельного участка для размещения пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" является подача обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, осуществленная до вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (11.02.2009), постольку указанное решение не должно применяться при принятии решения по заявлению ООО "Центрстрой", поданному в уполномоченный орган муниципальной власти.
При этом ссылки департамента на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" имеет обратную силу, во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях, является недопустимым.
Более того, решение департамента по заявлению ООО "Центрстрой" должно быть принято до 11.08.2009, то есть до вступления в силу указанного выше постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 и без учета его положений.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правомерно посчитали, что ссылки департамента в письме от 15.01.2014 N 09/231, которым оформлено решение об отказе в предоставлении обществу указанного выше земельного участка и в согласовании места размещения объекта, на положения решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" являются необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае процедура предоставления земельных участков, установленная названными нормативными актами, применению не подлежит.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что иных правовых оснований, препятствующих обеспечению выбора испрашиваемого обществом земельного участка на территории города Омска площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс департаментом не приведено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие департамента, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А46-4821/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2015 N Ф04-17481/2015 ПО ДЕЛУ N А46-4821/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N А46-4821/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-4821/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (644065, Омская область, г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 42, корп. 1, ИНН 5501087900, ОГРН 1055501059426) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконными действий.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (далее - ООО "Центрстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Омска (далее - администрация) о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент), выразившихся в отказе в принятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта - пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта, дом 11 в городе Омске по заявлению ООО "Центрстрой". В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать департамент оформить акт о выборе земельного участка для строительства пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд", приложив к нему утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. К. Либкнехта в г. Омске; принять решение о предварительном согласовании размещения пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске, утверждающее акт о выборе земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 197 - 199 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.05.2014 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014. Судебным актом от 12.09.2014 производство по делу возобновлено.
Протокольным определением от 09.10.2014 по ходатайству общества в порядке статьи 47 АПК РФ ненадлежащее заинтересованное лицо по делу - администрация было заменено на надлежащее - департамент.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда незаконными, необоснованными и подлежащими отмене ввиду несоответствия их нормам материального права и неполного установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
По его мнению, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит нормам действующего законодательства.
Департамент отмечает, что согласно постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (далее - решение N 131) "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление N 655) со дня вступления в силу решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный решением N 131 перечень.
Департамент указывает, что на дату вступления в силу решения N 131 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении заявления ООО "Центрстрой" принято не было, следовательно, не возникли правоотношения по поводу предоставления земельного участка и субъективные права истца в отношении земельного участка.
По его мнению, в рассматриваемом случае правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствуют ввиду наличия ограничений, установленных муниципальным правовым актом - решением N 131.
Департамент полагает, что суд не может подменить собой орган исполнительной власти и по существу принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, учитывая, что в данном случае оспаривается информационное письмо от 15.01.2014 N 09/231, не являющееся решением об отказе в размещении объекта, принимаемым в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Центрстрой" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 11.02.2009 (вход. N 04-02/70) общество в соответствии со статьями 29 - 31 ЗК РФ обратилось в адрес заинтересованного лица с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс.
На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, состоявшемся 18.03.2009 по вопросу возможности предоставления испрашиваемого ООО "Центрстрой" земельного участка, было принято положительное решение (выписка из протокола N 6).
Общество 28.03.2012 обратилось в адрес департамента с просьбой завершить процедуру выбора земельного участка, оформив акт выбора земельного участка и приняв распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. К. Либкнехта, д. 11 в соответствии с предложенной схемой земельного участка.
Распоряжением департамента от 22.01.2013 N 52-р утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта в Центральном административном округе г. Омска:
- - из земель муниципального образования город Омск ориентировочной площадью 1 165 кв. м для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по улице К. Либкнехта в Центральном административном округе;
- - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью 2 089 кв. м для строительства пристройки выставочного зала к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 24.06.2013 N 08/661 департамент уведомил общество о направлении в Департамент правового обеспечения администрации города Омска пакета документов по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, после чего предложения по внесению изменений в Правила направятся для рассмотрения и утверждения в Омский городской Совет.
Письмом от 15.01.2014 N 09/231 ООО "Центрстрой" было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на положения постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Полагая, что действия департамента об отказе в принятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
По статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Частью 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Частью 1.2 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, из материалов дела следует, что с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс, общество первоначально обратилось в департамент 11.02.2009, то есть процедура предоставления земельного участка длилась более трех лет.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выборе земельного участка (то есть в редакции на 15.05.2013), установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, поскольку основанием возникновения рассматриваемых правоотношений по выбору земельного участка для размещения пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" является подача обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, осуществленная до вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (11.02.2009), постольку указанное решение не должно применяться при принятии решения по заявлению ООО "Центрстрой", поданному в уполномоченный орган муниципальной власти.
При этом ссылки департамента на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" имеет обратную силу, во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях, является недопустимым.
Более того, решение департамента по заявлению ООО "Центрстрой" должно быть принято до 11.08.2009, то есть до вступления в силу указанного выше постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 и без учета его положений.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правомерно посчитали, что ссылки департамента в письме от 15.01.2014 N 09/231, которым оформлено решение об отказе в предоставлении обществу указанного выше земельного участка и в согласовании места размещения объекта, на положения решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" являются необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае процедура предоставления земельных участков, установленная названными нормативными актами, применению не подлежит.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что иных правовых оснований, препятствующих обеспечению выбора испрашиваемого обществом земельного участка на территории города Омска площадью 11 100 кв. м для строительства объекта недвижимости - 4-5 этажной пристройки к зданию Торгового комплекса "Пять звезд" по ул. К. Либкнехта, д. 11 в г. Омске под выставочный комплекс департаментом не приведено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие департамента, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А46-4821/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)