Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11569

Требование: О взыскании денежных средств.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Земельный участок, собственником которого является истец, незаконно изъят ответчиком и предоставлен по договору аренды третьему лицу для строительства многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N 33-11569


Судья Лукьянова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Ермаковского района Красноярского края о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе представителя администрации Ермаковского района - ФИО6
на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Взыскать с Администрации Ермаковского района в пользу ФИО1 41 000 рублей стоимости земельного участка, 1500 рублей расходов по проведению оценки и 1400 рублей расходов по государственной пошлине, а всего 43900 рублей.
В остальной части заявленных требований ФИО1 отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Ермаковского района о взыскании денежных средств. Требования мотивировал тем, что являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> земельный участок незаконно изъят ответчиком и предоставлен по договору аренды ФИО8 для строительства многоквартирного жилого дома. Поскольку при изъятии участка компенсация истцу не выплачена, просил взыскать с ответчика стоимость участка в размере 41 000 руб., компенсацию морального вреда 5000 руб., расходы по рыночной оценке 1500 руб., в счет возврата оплаченной государственной пошлины 1 400 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ермаковского района ФИО6 просит отменить решение суда, указывая на допущенные судом нарушения требования норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не установлено местонахождение земельного участка. Кроме того, полагает, что не представлены надлежащие доказательства в обоснование стоимости земельного участка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Ермаковского сельского совета, извещался о рассмотрении дела лично, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 177), не явился представитель Росреестра по Красноярскому краю, извещался о рассмотрении дела лично, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 178), не явился представитель К. палаты, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 179), не явились ФИО7, ФИО1, извещались о рассмотрении дела заказными письмами (л.д. 180, 181), не явился ФИО8, извещался о рассмотрении дела заказным письмом по месту жительства (л.д. 182), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Ермаковского района - ФИО6, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с положениями ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, являются одними из способов защиты нарушенных прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ.
В силу ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной 11.10.2011 г. администрацией Ермаковского сельсовета, ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, назначение земельного участка: земли населенных пунктов, о чем сделана запись в указанной похозяйственной книге администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района за 1991 - 1995 годы на основании постановления главы администрации N 145 от 23.09.1992 г.
Указанные обстоятельства установлены решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 20.11.2012 г., вступившего в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13.02.2013 года, по гражданскому делу по иску Администрации Ермаковского района к ФИО1, ФИО7 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Оценивая указанные выше обстоятельства, учитывая, что спорный земельный участок изъят ответчиком из владения истца для предоставления по договору аренды под возведение многоквартирного жилого дома без выплаты компенсации, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика компенсации в размере 41 000 руб.
При этом, судебная коллегия не принимает доводы жалобы о неустановлении судом первой инстанции тождества земельного участка принадлежащего истцу и земельного участка, предоставленного под строительство многоквартирного жилого дома, поскольку противоречит материалам дела и выводам суда первой инстанции, который на основе исследования материалов дела, кадастрового дела, с учетом проведенного выездного судебного заседания, пришел к обоснованному выводу об изъятии ответчиком земельного участка, предоставленного истцу.
Кроме того, нахождении спорного земельного участка на формируемом земельном участке для строительства многоквартирного жилого дома подтверждается схемой размещения земельных участков, представленной по запросу суда первой инстанции Администрацией Ермаковского сельского совета, землеустроительным делом по установлению границ земельного участка для размещения многоквартирного дома многоэтажной застройки, в соответствии с которым в состав формируемого участка входит участок ФИО1.
Не может служить основанием к отмене решения суда доводы жалобы о несогласии ответчика с заключением о определении рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку Администрацией Ермаковского района не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих оспариваемый отчет, представленный истцом.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Ермаковского района - ФИО6 в указанной не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на прекращение с момента выплаты компенсации права собственности ФИО1 на земельный участок, общей площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, <адрес> назначение земельного участка: земли населенных пунктов, принадлежащего истцу на основании постановления главы администрации N 145 от 23.09.1992 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Ермаковского района - ФИО6 - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть указанного решения суда указанием на прекращение с момента выплаты компенсации права собственности ФИО1 на земельный участок, общей площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащего на основании Постановления главы администрации N 145 от 23.09.1992 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)