Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9461/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец, являясь инвалидом, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с последующим предоставлением в собственность для индивидуального жилищного строительства, в чем ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N 33-9461/2015


Судья И.Г. Алексеев

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей А.Х. Хисамова, Р.Э. Курмашевой
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 23 апреля 2015 года.
Этим решением постановлено:
Л. в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и Главе Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду на срок три года с последующим предоставлением земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства площадью ... кв. м в пределах Муниципального образования Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - Ж., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Л. обратился к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и Главе Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В обоснование требований указал, что он обратился к Главе Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ему как инвалиду земельного участка в аренду сроком на три года с последующим предоставлением земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства площадью ... кв. м в пределах Муниципального образования Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан, однако ему в предоставлении земельного участка отказано.
Просил признать данный отказ незаконным и возложить на ответчиков обязанность по предоставлению ему земельного участка площадью ... кв. м в пределах Муниципального образования Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан в аренду на срок три года с последующим предоставлением земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Л. - Ф. заявление поддержал.
Представители Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - Ж., Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - Д.И. с заявлением не согласились.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Л. просит решение суда отменить, указывая, что суд неправильно применил материальный закон, связав меру социальной защиты инвалидов в виде права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке с положениями жилищного законодательства, регулирующими порядок и условия предоставления гражданам жилых помещений. При этом указывает, что статья 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечения их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 901 от 27 июля 1996 года, не предусматривают необходимость постановки гражданина - инвалида на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления в виде условия реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Л. не явился, извещен.
Представитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - Ж. с доводами жалобы не согласилась.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из материалов дела следует, что Л., будучи инвалидом, обратился к Главе Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года с последующим предоставлением в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Письмом за подписью Главы Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Д.Э. ему отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на положения земельного законодательства, в соответствии с которыми продажа земельных участков (права аренды) для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Л. не состоит.
Для разрешения заявленного им требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить участок инвалиду для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие у лица оснований для получения земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Из содержания статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающей порядок обеспечения инвалидов жилой площадью, следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законом в целях реализации жилищных прав инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Из пунктов 3, 17 вышеуказанных Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть реализовано инвалидом только после его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Л. не имеет права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, поскольку не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и считает, что он вытекает из системного толкования вышеприведенных положений закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм жилищного законодательства к земельным правоотношениям судебная коллегия считает несостоятельным. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, поэтому реализация такой меры социальной поддержки осуществляется с учетом обстоятельств, связанных с обеспеченностью инвалида жильем.
Основания и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу части 3 вышеуказанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами доказательств, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 23 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)