Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Крекотнева С.Н.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Бунецкула А.В.: Андреевой О.В. (дов. от 17.04.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица ИФНС России по г. Дмитрову Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации городского поселения Дмитров: не явились, извещены;
- рассмотрев 17 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Бунецкула Андрея Викторовича
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-38370/14
по иску Бунецкула Андрея Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Московской области) (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
третьи лица: Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460; 143407, Московская область., г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 121172, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 54); Министерство экологии и природопользования Московской области (ОГРН 1025002042009; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 1); Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области (ОГРН 1045013200000; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Пушкинская, д. 73); Администрация Дмитровского муниципального района Московской области (ОГРН 1035001600171; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Советская, д. 2); Администрация городского поселения Дмитров (ОГРН 1085007005753; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Профессиональная, д. 1а, офис 210)
установил:
Бунецкул Андрей Викторович (далее - Бунецкул А.В., истец) является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 50:04:0060601:190, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 51 600 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203341 от 28 июля 2011 г.);
- с кадастровым номером 50:04:0060604:2, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 76 500 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203340 от 28 июля 2011 г.);
- с кадастровым номером 50:04:0060604:3, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 353 600 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203339 от 28 июля 2015 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость, Бунецкул А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) со следующими требованиями:
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 67 793 628 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 313,83 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 101 642 490 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 469 814 176 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 40 660 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 60 282 000 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 278 636 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 40 660 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01 января 2012 г.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 60 282 000 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степанове с 01 января 2012 г.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 278 636 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01 января 2012 г.
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области (далее - ИФНС по г. Дмитрову Московской области), Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Дмитров.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Бунецкул А.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Бунецкула А.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, ИФНС по г. Дмитрову Московской области, Администрации Дмитровского муниципального района Московской области и Администрация городского поселения Дмитров в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ, которое вступило в силу с 01 января 2014 г., утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов; кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, внесена в кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г. по делу N А41-38370/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Бунецкула Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2015 N Ф05-1622/2015 ПО ДЕЛУ N А41-38370/14
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А41-38370/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Крекотнева С.Н.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Бунецкула А.В.: Андреевой О.В. (дов. от 17.04.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица ИФНС России по г. Дмитрову Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации городского поселения Дмитров: не явились, извещены;
- рассмотрев 17 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Бунецкула Андрея Викторовича
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-38370/14
по иску Бунецкула Андрея Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Московской области) (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
третьи лица: Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460; 143407, Московская область., г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 121172, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 54); Министерство экологии и природопользования Московской области (ОГРН 1025002042009; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 1); Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области (ОГРН 1045013200000; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Пушкинская, д. 73); Администрация Дмитровского муниципального района Московской области (ОГРН 1035001600171; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Советская, д. 2); Администрация городского поселения Дмитров (ОГРН 1085007005753; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Профессиональная, д. 1а, офис 210)
установил:
Бунецкул Андрей Викторович (далее - Бунецкул А.В., истец) является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 50:04:0060601:190, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 51 600 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203341 от 28 июля 2011 г.);
- с кадастровым номером 50:04:0060604:2, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 76 500 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203340 от 28 июля 2011 г.);
- с кадастровым номером 50:04:0060604:3, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, общая площадь 353 600 кв. м, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АВ N 203339 от 28 июля 2015 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость, Бунецкул А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) со следующими требованиями:
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 67 793 628 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 313,83 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 101 642 490 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 469 814 176 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 40 660 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 60 282 000 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- установить с 01 января 2012 г. кадастровую стоимость в размере 278 636 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 40 660 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01 января 2012 г.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 60 282 000 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степанове с 01 января 2012 г.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 278 636 800 руб. и удельный показатель 788 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01 января 2012 г.
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области (далее - ИФНС по г. Дмитрову Московской области), Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Дмитров.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Бунецкул А.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Бунецкула А.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, ИФНС по г. Дмитрову Московской области, Администрации Дмитровского муниципального района Московской области и Администрация городского поселения Дмитров в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ, которое вступило в силу с 01 января 2014 г., утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов; кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, внесена в кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г. по делу N А41-38370/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Бунецкула Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)