Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Татариновой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кабировой Я.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2014 по делу N А07-2831/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - общество "Высота") - Мустафин М.Б. (доверенность от 23.04.2013);
- администрация - Пономарева Е.А. (доверенность от 12.09.2014).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2015 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Столярова А.А. на судью Беляеву Н.Г.
Общество "Высота" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 12 017 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 63-А, возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - учреждение "ФКП") необходимых документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении названного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение "ФКП".
Решением суда от 11.06.2014 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 12 017 +/- 38 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 63-А. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Высота" путем предоставления в учреждение в "ФКП" необходимых документов для внесения указанных сведений.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), нарушение ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что им не допущено незаконного бездействия, поскольку на обращения общества "Высота" им даны мотивированные ответы. По мнению администрации, предусмотренных действующим законодательством оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка не имеется. Заявитель полагает, что обществом "Высота" не доказано нарушения его прав невнесением спорных сведений. Администрация считает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 не тождествен земельному участку, в отношении которого обществу "Высота" выдан акт выбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Высота" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно протоколу комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.10.2010 названной комиссией принято решение о предоставлении обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая для строительства торгово-сервисного комплекса.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации на основании заявления общества "Высота" от 20.09.2009 произведен выбор земельного участка площадью 12 016,88 кв. м, расположенного по ул. Коммунистическая в Кировском районе г. Уфы, для строительства торгово-сервисного комплекса, о чем выдан акт от 10.11.2009 N А-196/ОПО.
Постановлением администрации от 30.12.2010 N 7510 обществу "Высота" предварительно согласовано место размещения торгово-сервисного комплекса на земельном участке, утвержден акт выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО, включающий проект границ земельного участка.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации обществу "Высота" выдано дополнение от 08.07.2011 N 7-6263/Ю к акту выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО. В данном дополнении указано, что Главное управление архитектуры и градостроительства администрации считает возможным внести изменения в акт выбора земельного участка, в том числе в части границ участка, его площади - 16 670,83 кв. м.
Как следует из кадастрового паспорта от 02.11.2011, земельный участок с почтовым адресом ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63-А, 19.10.2011 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 02:55:010902:342, площадь участка составляет 16 663 +/- 45 кв. м.
Вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А07-7170/2013 отказано в удовлетворении требований общества "Высота" о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342. При рассмотрении указанного дела суд исходил из отсутствия у администрации оснований для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 16 663 кв. м, так как процедура выбора участка осуществлена и соответствующий акт утвержден в отношении земельного участка площадью 12 016,88 кв. м. Судом также принято во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 12 016,88 кв. м.
По заданию общества "Высота" 29.11.2013 обществом с ограниченной ответственностью "ТЕХПЛАН.РУ" подготовлен межевой план об уточнении местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342. Согласно данному межевому плану общая площадь участка составила 12 017 кв. м.
Общество "Высота" 03.12.2013 обратилось в Управление по земельным ресурсам администрации с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342.
В письме от 31.12.2013 N 29584 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило обществу "Высота" об отсутствии оснований для принятия решения об уточнении местоположения границ земельного участка, поскольку оно не наделено полномочиями по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, а также, поскольку заявленное обществом "Высота" уточнение местоположения границ не относится к случаям, предусмотренным в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23.
Общество "Высота" 24.12.2013 обратилось с аналогичным заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в администрацию.
В письме от 20.01.2014 N 31989 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило заявителю об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. В качестве оснований для отказа указаны аналогичные, что и в письме от 31.12.2013 N 29584, причины.
Общество "Высота", ссылаясь на то, что в результате межевых работ площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 уменьшилась до 12 017 кв. м, 27.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010962:342.
В письме от 27.01.2014 N 32139 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило обществу "Высота" об отказе в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 не поставлен на государственный кадастровый учет.
Общество "Высота", полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившиеся в несовершении действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 3 названной статьи кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Принимая во внимание приведенные нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления обязан был совершить необходимые действия с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 12 017 кв. м.
Установив, что администрацией осуществлена процедура выбора участка и утвержден соответствующий акт в отношении земельного участка площадью 12 016,88 кв. м, при этом на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 16 663 кв. м, судами сделан верный вывод о том, что администрация в порядке осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, обязана была совершить необходимые действия для изменения уникальных характеристик объекта недвижимости, то есть описания местоположения границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342.
Судами принято во внимание, что не соответствующее акту выбора описание земельного участка и неверное указание сведений в документах, приложенных к заявлению о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, препятствуют осуществлению кадастрового учета участка площадью 12 016,88 кв. м, согласованного для размещения обществом "Высота" объекта строительства и рассмотрению по существу вопроса о предоставлении этого участка в аренду.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что администрацией допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя на предоставление в аренду земельного участка, согласованного ему для размещения объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали надлежащим способом восстановления нарушенного права общества "Высота" возложение на администрацию обязанности предоставить в учреждение "ФКП" документы, необходимые для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2014 по делу N А07-2831/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф09-8894/14 ПО ДЕЛУ N А07-2831/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф09-8894/14
Дело N А07-2831/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Татариновой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кабировой Я.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2014 по делу N А07-2831/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - общество "Высота") - Мустафин М.Б. (доверенность от 23.04.2013);
- администрация - Пономарева Е.А. (доверенность от 12.09.2014).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2015 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Столярова А.А. на судью Беляеву Н.Г.
Общество "Высота" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 12 017 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 63-А, возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - учреждение "ФКП") необходимых документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении названного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение "ФКП".
Решением суда от 11.06.2014 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 12 017 +/- 38 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 63-А. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Высота" путем предоставления в учреждение в "ФКП" необходимых документов для внесения указанных сведений.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), нарушение ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что им не допущено незаконного бездействия, поскольку на обращения общества "Высота" им даны мотивированные ответы. По мнению администрации, предусмотренных действующим законодательством оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка не имеется. Заявитель полагает, что обществом "Высота" не доказано нарушения его прав невнесением спорных сведений. Администрация считает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 не тождествен земельному участку, в отношении которого обществу "Высота" выдан акт выбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Высота" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно протоколу комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.10.2010 названной комиссией принято решение о предоставлении обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая для строительства торгово-сервисного комплекса.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации на основании заявления общества "Высота" от 20.09.2009 произведен выбор земельного участка площадью 12 016,88 кв. м, расположенного по ул. Коммунистическая в Кировском районе г. Уфы, для строительства торгово-сервисного комплекса, о чем выдан акт от 10.11.2009 N А-196/ОПО.
Постановлением администрации от 30.12.2010 N 7510 обществу "Высота" предварительно согласовано место размещения торгово-сервисного комплекса на земельном участке, утвержден акт выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО, включающий проект границ земельного участка.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации обществу "Высота" выдано дополнение от 08.07.2011 N 7-6263/Ю к акту выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО. В данном дополнении указано, что Главное управление архитектуры и градостроительства администрации считает возможным внести изменения в акт выбора земельного участка, в том числе в части границ участка, его площади - 16 670,83 кв. м.
Как следует из кадастрового паспорта от 02.11.2011, земельный участок с почтовым адресом ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63-А, 19.10.2011 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 02:55:010902:342, площадь участка составляет 16 663 +/- 45 кв. м.
Вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А07-7170/2013 отказано в удовлетворении требований общества "Высота" о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342. При рассмотрении указанного дела суд исходил из отсутствия у администрации оснований для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 16 663 кв. м, так как процедура выбора участка осуществлена и соответствующий акт утвержден в отношении земельного участка площадью 12 016,88 кв. м. Судом также принято во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 12 016,88 кв. м.
По заданию общества "Высота" 29.11.2013 обществом с ограниченной ответственностью "ТЕХПЛАН.РУ" подготовлен межевой план об уточнении местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342. Согласно данному межевому плану общая площадь участка составила 12 017 кв. м.
Общество "Высота" 03.12.2013 обратилось в Управление по земельным ресурсам администрации с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342.
В письме от 31.12.2013 N 29584 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило обществу "Высота" об отсутствии оснований для принятия решения об уточнении местоположения границ земельного участка, поскольку оно не наделено полномочиями по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, а также, поскольку заявленное обществом "Высота" уточнение местоположения границ не относится к случаям, предусмотренным в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23.
Общество "Высота" 24.12.2013 обратилось с аналогичным заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в администрацию.
В письме от 20.01.2014 N 31989 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило заявителю об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. В качестве оснований для отказа указаны аналогичные, что и в письме от 31.12.2013 N 29584, причины.
Общество "Высота", ссылаясь на то, что в результате межевых работ площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 уменьшилась до 12 017 кв. м, 27.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010962:342.
В письме от 27.01.2014 N 32139 Управление по земельным ресурсам администрации сообщило обществу "Высота" об отказе в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 не поставлен на государственный кадастровый учет.
Общество "Высота", полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившиеся в несовершении действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 3 названной статьи кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Принимая во внимание приведенные нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления обязан был совершить необходимые действия с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 12 017 кв. м.
Установив, что администрацией осуществлена процедура выбора участка и утвержден соответствующий акт в отношении земельного участка площадью 12 016,88 кв. м, при этом на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 16 663 кв. м, судами сделан верный вывод о том, что администрация в порядке осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, обязана была совершить необходимые действия для изменения уникальных характеристик объекта недвижимости, то есть описания местоположения границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342.
Судами принято во внимание, что не соответствующее акту выбора описание земельного участка и неверное указание сведений в документах, приложенных к заявлению о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, препятствуют осуществлению кадастрового учета участка площадью 12 016,88 кв. м, согласованного для размещения обществом "Высота" объекта строительства и рассмотрению по существу вопроса о предоставлении этого участка в аренду.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что администрацией допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя на предоставление в аренду земельного участка, согласованного ему для размещения объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали надлежащим способом восстановления нарушенного права общества "Высота" возложение на администрацию обязанности предоставить в учреждение "ФКП" документы, необходимые для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2014 по делу N А07-2831/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)