Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лакомка" Новиковой О.В. (доверенность от 09.12.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Панина С.Н. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2013 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-15991/2013,
установил:
Производственный кооператив "Лакомка", место нахождения: 194356, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 126, корп. 1, пом. 20Н, лит. А, ОГРН 1027801559994 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии с 06.12.2012 по настоящее время решения о предоставлении Кооперативу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский р-н, Гражданский пр., участок 1 (западнее дома N 75, корпус 2 по Гражданскому пр.), для строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина), а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Кооперативу указанного земельного участка для строительства названного объекта путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет), и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827 (далее - Управление инвестиций).
Суд первой инстанции решением от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2013, удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 28.05.2013 и постановление от 22.10.2013 и отказать в удовлетворении требований Кооператива.
Податели жалобы указывают на следующее: суды не учли, что принятию решения о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства препятствовало то, что проект, прошедший согласование уполномоченными исполнительными органами Санкт-Петербурга, был направлен в Юридический комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга, подготовивший свое заключение 17.01.2013 и возвративший проект Комитету для устранения выявленных замечаний; Кооператив устранил ряд замечаний и представил дополнительные документы уже после проведения правовой экспертизы и вынесения отрицательного заключения Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга; в отношении испрашиваемого для строительства земельного участка не определен вид разрешенного использования; Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование бездействия Правительства.
Управление инвестиций в отзыве поддержали доводы, приведенные в жалобе Правительства и Комитета по строительства.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Лакомка", место нахождения: 194356, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 126, корп. 1, пом. 20Н, ОГРН 1137847472355 (далее - Общество), сообщил о том, что Кооператив в декабре 2013 года реорганизован путем преобразования в Общество, и попросил осуществить процессуальное правопреемство.
Поскольку представителем Общества представлены доказательства правопреемства, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 АПК РФ заменил Кооператив на Общество.
В судебном заседании представители Правительства, Комитета и Управления инвестиций поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению Кооператива о предоставлении земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 17.05.2010 N 611 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Калининский р-н, Гражданский пр., участок N 1 (западнее дома N 75, корпус 2, по Гражданскому пр.)". На основании этого постановления Кооператив провел на земельном участке площадью 2200 кв. м с кадастровым номером 78:10:5211:53 по указанному адресу изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина).
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 16.12.2010 N 262-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 2200 кв. м и определил вид его разрешенного использования - "размещение объекта розничной торговли (продовольственного магазина)".
Распоряжением от 27.12.2010 N 4491 КГА предоставил Кооперативу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:53 - "размещение объектов розничной торговли".
Комитет распоряжением от 24.02.2011 N 63 утвердил акт о выборе земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:53 для строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина).
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В составе данной документации представлены заключения КГА от 20.01.2011 N 1-1-2338/5, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 28.01.2011 N 13-331, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 04.02.2011 N 19, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.11.2009 N 78.01.02.000.Т.003724.11.09. Акт о выборе подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитета.
На основании заявления от 14.05.2011 Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) земельный участок с кадастровым номером 78:10:5211:53, который был сформирован для проведения проектно-изыскательских работ, снят с государственного кадастрового учета.
После утверждения акта о выборе 01.03.2012 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2200 кв. м, расположенного по адресу: Калининский р-н, Гражданский пр., участок N 1 (западнее дома N 75, корпус 2, по Гражданскому пр.). Согласно кадастровому паспорту от 01.03.2012 N 4257 указанному участку присвоен кадастровый номер 78:10:5211:77. Вид разрешенного использования данного участка - "для размещения объектов торговли".
Как следует из письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" (далее - Кадастровая палата) от 07.11.2012 N 2900 площадь земельных участков с кадастровыми номерами 78:10:5211:53 и 78:10:5211:77 составляет 2200 кв. м; конфигурация указанных участков идентична.
Согласно письму КГА от 14.12.2012, направленному в адрес Кооператива, на совещании с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга от 16.10.2012 по вопросу снятия административных барьеров, возникающих в ходе подготовки комплекта документации для предоставления земельных участков для целей строительства, в отношении земельных участков, по которым получены разрешения на условно разрешенный вид использования и имеются заключения Кадастровой палаты об идентичности таких участков, принято решение об отсутствии необходимости повторного получения разрешения на условно разрешенный вид их использования.
Кооператив 18.10.2012 обратился в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:77, заключение КЗРиЗ от 13.06.2012 N 60357/К об ограничениях (обременениях) использования испрашиваемого участка, заключение КУГИ от 29.06.2012 N 18178-13 об отсутствии с арендных обязательств, заключение КГИОП от 30.05.2012 N 11-282-1 о расположении участка за границами территорий объектов культурного наследия, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 296 об условиях инженерного обеспечения объекта и отчет о рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 27.06.2012 N 31-1-1202/2011.
Согласно протоколу совещания по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 06.12.2012 N 410 проект постановления Правительства о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства на инвестиционных условиях был согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга; КГА предписано уточнить позицию по вопросу об идентичности земельных участков в связи с изменением кадастрового номера рассматриваемого земельного участка.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Кооперативу земельного участка для строительства, о чем Кооперативу стало известно из письма Управления инвестиций от 15.03.2013 N 5934/13 в ответ на обращение заявителя от 20.02.2013 N 025.
Проект постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, подготовленный Комитетом, 17.01.2013 был рассмотрен Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга и возвращен Комитету для устранения выявленных замечаний.
Кооператив, ссылаясь на то, что представил в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Кооператива, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Кооператива.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Кооператив обратился с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Комитет, в полномочия которого входит осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Кооперативом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Кооператив представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, а Правительство не приняло решения о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета об отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения объектов розничной торговли", поскольку сформированный для проведения проектно-изыскательских работ земельный участок с кадастровым номером 78:10:5211:53, в отношении которого было выдано указанное разрешение, идентичен испрашиваемому участку с кадастровым номером 78:10:5211:77 по адресу, площади и конфигурации, что подтверждается письмом Кадастровой палаты от 07.11.2012 N 2900, заключением КГА от 07.06.2012 N 1-1-35318/5 и письмом КГА от 14.12.2012 N 1-4-78260/2.
Суды обоснованно отклонили довод Правительства о том, что Кооператив пропустил установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд. Как видно из материалов дела, Кооператив узнал о нарушении своих прав и отсутствии утвержденного Правительством постановления о предоставлении ему земельного участка для строительства из письма Управления инвестиций от 15.03.2013, а 25.03.2013 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ни Правительство, ни Комитет не указали на наличие каких-либо установленных законодательством препятствий для предоставления спорного земельного участка для строительства, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемое бездействие Правительства незаконным и удовлетворили требования Кооператива.
При таком положении обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А56-15991/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2014 ПО ДЕЛУ N А56-15991/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу N А56-15991/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лакомка" Новиковой О.В. (доверенность от 09.12.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Панина С.Н. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2013 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-15991/2013,
установил:
Производственный кооператив "Лакомка", место нахождения: 194356, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 126, корп. 1, пом. 20Н, лит. А, ОГРН 1027801559994 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии с 06.12.2012 по настоящее время решения о предоставлении Кооперативу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский р-н, Гражданский пр., участок 1 (западнее дома N 75, корпус 2 по Гражданскому пр.), для строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина), а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Кооперативу указанного земельного участка для строительства названного объекта путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет), и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827 (далее - Управление инвестиций).
Суд первой инстанции решением от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2013, удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 28.05.2013 и постановление от 22.10.2013 и отказать в удовлетворении требований Кооператива.
Податели жалобы указывают на следующее: суды не учли, что принятию решения о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства препятствовало то, что проект, прошедший согласование уполномоченными исполнительными органами Санкт-Петербурга, был направлен в Юридический комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга, подготовивший свое заключение 17.01.2013 и возвративший проект Комитету для устранения выявленных замечаний; Кооператив устранил ряд замечаний и представил дополнительные документы уже после проведения правовой экспертизы и вынесения отрицательного заключения Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга; в отношении испрашиваемого для строительства земельного участка не определен вид разрешенного использования; Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование бездействия Правительства.
Управление инвестиций в отзыве поддержали доводы, приведенные в жалобе Правительства и Комитета по строительства.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Лакомка", место нахождения: 194356, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 126, корп. 1, пом. 20Н, ОГРН 1137847472355 (далее - Общество), сообщил о том, что Кооператив в декабре 2013 года реорганизован путем преобразования в Общество, и попросил осуществить процессуальное правопреемство.
Поскольку представителем Общества представлены доказательства правопреемства, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 АПК РФ заменил Кооператив на Общество.
В судебном заседании представители Правительства, Комитета и Управления инвестиций поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению Кооператива о предоставлении земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 17.05.2010 N 611 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Калининский р-н, Гражданский пр., участок N 1 (западнее дома N 75, корпус 2, по Гражданскому пр.)". На основании этого постановления Кооператив провел на земельном участке площадью 2200 кв. м с кадастровым номером 78:10:5211:53 по указанному адресу изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина).
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 16.12.2010 N 262-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 2200 кв. м и определил вид его разрешенного использования - "размещение объекта розничной торговли (продовольственного магазина)".
Распоряжением от 27.12.2010 N 4491 КГА предоставил Кооперативу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:53 - "размещение объектов розничной торговли".
Комитет распоряжением от 24.02.2011 N 63 утвердил акт о выборе земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:53 для строительства объекта розничной торговли (продовольственного магазина).
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В составе данной документации представлены заключения КГА от 20.01.2011 N 1-1-2338/5, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 28.01.2011 N 13-331, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 04.02.2011 N 19, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.11.2009 N 78.01.02.000.Т.003724.11.09. Акт о выборе подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитета.
На основании заявления от 14.05.2011 Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) земельный участок с кадастровым номером 78:10:5211:53, который был сформирован для проведения проектно-изыскательских работ, снят с государственного кадастрового учета.
После утверждения акта о выборе 01.03.2012 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2200 кв. м, расположенного по адресу: Калининский р-н, Гражданский пр., участок N 1 (западнее дома N 75, корпус 2, по Гражданскому пр.). Согласно кадастровому паспорту от 01.03.2012 N 4257 указанному участку присвоен кадастровый номер 78:10:5211:77. Вид разрешенного использования данного участка - "для размещения объектов торговли".
Как следует из письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" (далее - Кадастровая палата) от 07.11.2012 N 2900 площадь земельных участков с кадастровыми номерами 78:10:5211:53 и 78:10:5211:77 составляет 2200 кв. м; конфигурация указанных участков идентична.
Согласно письму КГА от 14.12.2012, направленному в адрес Кооператива, на совещании с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга от 16.10.2012 по вопросу снятия административных барьеров, возникающих в ходе подготовки комплекта документации для предоставления земельных участков для целей строительства, в отношении земельных участков, по которым получены разрешения на условно разрешенный вид использования и имеются заключения Кадастровой палаты об идентичности таких участков, принято решение об отсутствии необходимости повторного получения разрешения на условно разрешенный вид их использования.
Кооператив 18.10.2012 обратился в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 78:10:5211:77, заключение КЗРиЗ от 13.06.2012 N 60357/К об ограничениях (обременениях) использования испрашиваемого участка, заключение КУГИ от 29.06.2012 N 18178-13 об отсутствии с арендных обязательств, заключение КГИОП от 30.05.2012 N 11-282-1 о расположении участка за границами территорий объектов культурного наследия, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 296 об условиях инженерного обеспечения объекта и отчет о рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 27.06.2012 N 31-1-1202/2011.
Согласно протоколу совещания по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 06.12.2012 N 410 проект постановления Правительства о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства на инвестиционных условиях был согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга; КГА предписано уточнить позицию по вопросу об идентичности земельных участков в связи с изменением кадастрового номера рассматриваемого земельного участка.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Кооперативу земельного участка для строительства, о чем Кооперативу стало известно из письма Управления инвестиций от 15.03.2013 N 5934/13 в ответ на обращение заявителя от 20.02.2013 N 025.
Проект постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, подготовленный Комитетом, 17.01.2013 был рассмотрен Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга и возвращен Комитету для устранения выявленных замечаний.
Кооператив, ссылаясь на то, что представил в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Кооператива, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Кооператива.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Кооператив обратился с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Комитет, в полномочия которого входит осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Кооперативом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Кооператив представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, а Правительство не приняло решения о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета об отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения объектов розничной торговли", поскольку сформированный для проведения проектно-изыскательских работ земельный участок с кадастровым номером 78:10:5211:53, в отношении которого было выдано указанное разрешение, идентичен испрашиваемому участку с кадастровым номером 78:10:5211:77 по адресу, площади и конфигурации, что подтверждается письмом Кадастровой палаты от 07.11.2012 N 2900, заключением КГА от 07.06.2012 N 1-1-35318/5 и письмом КГА от 14.12.2012 N 1-4-78260/2.
Суды обоснованно отклонили довод Правительства о том, что Кооператив пропустил установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд. Как видно из материалов дела, Кооператив узнал о нарушении своих прав и отсутствии утвержденного Правительством постановления о предоставлении ему земельного участка для строительства из письма Управления инвестиций от 15.03.2013, а 25.03.2013 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ни Правительство, ни Комитет не указали на наличие каких-либо установленных законодательством препятствий для предоставления спорного земельного участка для строительства, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемое бездействие Правительства незаконным и удовлетворили требования Кооператива.
При таком положении обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А56-15991/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)