Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-2856/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А60-2856/2015


Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А. Винниковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторское Бюро" (ИНН 7710933639)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960)
о признании незаконным бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Кузнецов Е.А., представитель по доверенности N 4221 от 19.03.2015,
от заинтересованного лица: Денисова О.Н., представитель по доверенности N 17-01-82/1344 от 11.02.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя приобщено к материалам дела.
Ходатайство ООО "ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" об исследовании в судебном заседании подлинных документов судом удовлетворено, подлинные документы исследованы судом, возвращены представителю заявителя.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО "Проектно-конструкторское Бюро" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, состоящего в незаключении с ООО "Проектно-конструкторское Бюро" договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0208002:3, площадью 100000 кв. метров, расположенного в районе Верх-Исетского водохранилища, разрешенное использование - спортивное сооружение.
Также заявитель просит обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения путем заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка с ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
Мотивирует заявитель тем, что настоящим бездействием заинтересованного лица нарушаются права и законные интересы ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве. Заинтересованное лицо считает, что бездействие со стороны Министерства отсутствовало, порядок и сроки рассмотрения заявления ООО "Проектно-конструкторское Бюро" соблюдены.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области опубликовало в газете "Ведомости" от 03.10.2014 N 184 (3688) сообщение о приеме заявлений по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 66:41:0208002:3 площадью 100000 кв. метров в районе Верх-Исетского водохранилища, разрешенное использование: спортивные сооружения.
ООО "Проектно-конструкторское Бюро" 01.09.2014 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0208002:3 площадью 100 000 кв. м. К заявлению прилагались документы на 21 листе.
Документы приняты заинтересованным лицом по описи, срок исполнения по документу установлен 01.10.2014.
Не получив от уполномоченного органа ответ на обращение, ООО "Проектно-конструкторское Бюро" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, состоящего в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0208002:3, площадью 100000 кв. метров, расположенного в районе Верх-Исетского водохранилища, разрешенное использование - спортивное сооружение, с ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
Заявитель указывает, что не получал от Министерства ответа на свое обращение, считает, что бездействием Министерства нарушаются права ООО "ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО", а также сослался на статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы сторон, суд исходит из следующего.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц является совокупность двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их сформированию без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка;
2) определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
- Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с 2.1. Административного Регламента Предоставления Министерством государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в аренду под строительство без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению (далее по тексту - Регламент), утвержденного Приказом Министерства от 19.07.2012 N 616, изменен Приказом Министерства от 31.07.2013 N 1294, государственная услуга заключается в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в аренду под строительство без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению.
В силу п. 2.2.1. Регламента указанную государственную услугу предоставляет именно Министерство, в соответствии с п. 1.2. Регламента государственная услуга предоставляется гражданам, юридическим лицам, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области установило срок исполнения заявления 01.10.2014.
Результатом предоставления государственной услуги является заключение договора аренды, которая предоставляется в срок не позднее 3-х месяцев со дня поступления заявления.
Срок направления уведомления об отказе не может превышать 30 дней с момента обращения заявителя.
Заинтересованное лицо в судебном заседании 23.03.2015 пояснило, что обращение заявителя было рассмотрено Министерством и 03.09.2014 ООО "Проектно-конструкторское Бюро" был дан ответ об отсутствии возможности заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0208002:3.
При этом заявитель отрицает факт получения какого-либо ответа на свое обращение, тогда как заинтересованное лицо, в свою очередь, не представило суду документы, подтверждающие факт направления надлежащим образом или вручения ответа ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
В судебном заседании представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области пояснила, что ответ заявителю был направлен простым почтовым отправлением и подтвердить факт его вручения не представляется возможным. В качестве причины отказа заинтересованное лицо ссылается на изменение территориальной зоны и последующее изменение вида разрешенного использования участка.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако документы в подтверждение правомерности позиции заинтересованного лица в материалы дела не представлены. Министерство основывалось на предполагаемых изменениях, какие-либо доказательства фактических изменений в части земельного участка (вида разрешенного использования и пр.) отсутствуют. Иного суду не доказано.
Таким образом, требование ООО "Проектно-конструкторское Бюро" о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, состоящего в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0208002:3, площадью 100000 кв. метров, расположенного в районе Верх-Исетского водохранилища, разрешенное использование - спортивное сооружение, с ООО "Проектно-конструкторское Бюро", подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В порядке распределения судебных расходов с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу ООО "Проектно-конструкторское Бюро" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившееся в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0208002:3, площадью 100000 кв. метров, расположенного в районе Верх-Исетского водохранилища, разрешенное использование - спортивное сооружение, с ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
3. Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Проектно-конструкторское Бюро".
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторское Бюро" (ИНН 7710933639) 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)