Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод" - Епатко М.И., представитель по доверенности от 05.05.2011 б/н;
- от администрации Славянского городского поселения - представитель не явился;
- от муниципального комитета Славянского городского поселения - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод"
на решение от 30.10.2013
по делу N А51-17249/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: И.С.Чугаева, Д.А.Самофал, Н.В.Колтунова
по заявлению открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод"
к администрации Славянского городского поселения, муниципальному комитету Славянского городского поселения
о признании недействующим генерального плана Славянского городского поселения
Арбитражный суд Приморского края решением от 30.10.2013 отказал открытому акционерному обществу "Славянский судоремонтный завод" (ОГРН 1022501193802, место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский р-н, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1; далее - ОАО "СРЗ", завод) в удовлетворении требования о признании недействующим решения муниципального комитета Славянского городского поселения (ОГРН 1062531001610, место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский р-н, пгт. Славянка, ул. Молодежная, 1; далее - комитет) от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в части, касающейся его Приложения N 1:
- - абзаца 3 подраздела "Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 4 подраздела "Организация и развитие производственных территорий" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 3 подраздела "Развитие транспортной инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 1 подраздела "Зоны общественного центра" раздела 3.2 Приложения;
- - абзаца 12 подраздела "Развитие и размещение объектов социальной сферы" раздела 3.3 Приложения;
- - абзаца 3 подраздела "Развитие и размещение объектов производственной сферы" раздела 3.3 Приложения.
Решение комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в указанной выше части суд признал соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Кроме того, суд отказал обществу в удовлетворении требований к администрации Славянского городского поселения (ОГРН 1052502757251, место нахождения: 692701, Приморский край, пгт. Славянка, ул. Молодежная, 1; далее - администрация) об осуществлении мероприятий по внесению изменений в Генеральный план Славянского городского поселения (далее - генеральный план), принятый решением Муниципального комитета Славянского городского поселения от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа", а именно: исключить из генерального плана Славянского городского поселения мероприятия, связанные с: образованием зоны мест отдыха общего пользования в санитарно-защитной зоне Славянского судоремонтного завода; с переносом Лесного терминала на территорию Славянского судоремонтного завода; с реконструкцией тупиковой железнодорожной ветки Бамбурово-Блюхер для пассажирских перевозок путем переноса маневровых путей на территорию Славянского судоремонтного завода.
В кассационной жалобе ОАО "СРЗ" предлагает указанный судебный акт отменить и направить данное дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
Так, по мнению заявителя жалобы, в нарушение части 9 статьи 24 ГрК РФ до утверждения генерального плана не был опубликован полный текст его проекта.
В нарушение статьи 28 ГрК РФ комитет не уведомил ОАО "СРЗ" о времени и месте проведения публичных слушаний по обсуждению генерального плана, в результате чего завод был лишен возможности участвовать в данном обсуждении.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что при обсуждении проекта генерального плана были нарушены права граждан на участие в местном самоуправлении, установленные статьей 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), поскольку собрание участников публичных слушаний по указанному проекту проводилось в рабочий день (24.05.2010), в результате чего из 7 000 трудоспособных жителей Славянского городского поселения участие в слушании приняли лишь 12 человек.
Заявитель жалобы также полагает, что после проведения публичных слушаний (24.05.2010) до утверждения генерального плана (25.02.2011) его проект неоднократно согласовывался и дорабатывался.
По мнению заявителя жалобы, при подготовке проекта генерального плана было нарушено положение статьи 47 Закона N 131-ФЗ, поскольку полный текст генерального плана не был опубликован в Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
В нарушение части 2 статьи 36 ГрК РФ, считает заявитель жалобы, в генеральный план внесены изменения без учета фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства ОАО "СРЗ" в обозначенных границах деятельности завода.
Представитель ОАО "СРЗ" в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Администрация и комитет отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя ОАО "СРЗ", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.04.2008 N 02-2008-0340, земельный участок, расположений в Хасанском р-не, п. Славянка, ул. Весенняя, 1, с кадастровым номером 25:20:210103:999, общей площадью 398 306 кв. м, предназначен для размещения Славянского судоремонтного завода.
На основании постановления администрации Хасанского муниципального района от 04.04.2008 N 37115, между администрацией Хасанского муниципального района (продавец) и ОАО "Славянский судоремонтный завод" (покупатель) 15.05.2008 заключен договор купли-продажи земельного участка N 67, согласно условиям которого, покупатель обязался принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:999 с находящимися на нем объектами недвижимости, площадью 96 358 кв. м
В отношении данного участка ОАО "СРЗ" зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2008 серии 25-АБ N 017756.
Согласно материалам дела, кадастровым паспортом земельного участка от 30.12.2011 N 25/00-11-148216, земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1494 (предыдущий номер 25:20:210103:999), общей площадью 170040+/-216 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский р-он, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1/2, предоставлен для размещения Славянского судоремонтного завода.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 19.01.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 517312, выданным на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.05.2008 N 67.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 30.12.2011 N 25/00-11-148218, земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1493 (предыдущий номер 25:20:210103:999), общей площадью 5916+/-40 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский р-он, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1, предоставлен для размещения Славянского судоремонтного завода.
Право собственности ОАО "СРЗ" на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2012 серии 25-АБ N 517311.
Генеральный план Славянского городского поселения утвержден 25.02.2011 решением Муниципального комитета Славянского городского поселения N 41.
Данное решение опубликовано в газете "Хасанские вести", в сети Интернет на официальном сайте Славянского городского поселения www.mo-slavyanskoe.narod.ru, Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
Генеральный план включает в себя Приложение N 1 "Положение о территориальном планировании Славянского городского поселения", в состав которого входят, в числе прочего, абзац 3 подраздела "Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего создание двухполюсного общепоселкового центра, за счет освоения под культурно-развлекательный, туристско-реакреационный центр территории существенного Лесного терминала; абзац 4 подраздела "Организация и развитие производственных территорий" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего реорганизацию с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для общественно-делового строительства (перенос Лесного терминала на территорию СРЗ); абзац 3 подраздела "Развитие транспортной инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего реконструкцию тупиковой железнодорожной ветки Бамбурово-Блюхер для пассажирских перевозок, путем переноса маневровых путей на территории СРЗ; абзац 1 подраздела "Зоны общественного центра" раздела 3.2 Приложения, предусматривающего, что Генеральным планом предусмотрено создание двухполюсного общегородского центра. Имеется в виду объединение существующего общепоселкового центра (районная и городская администрация, мемориал, универмаг и др. здания общественного назначения) с центром старой "Славянки" и международным терминалом (второй полюс центра), который образуется за счет выноса Лесного терминала на территорию судоремонтного завода; абзац 12 подраздела "Развитие и размещение объектов социальной сферы" раздела 3.3 Приложения, предусматривающего реконструкцию согласно проекту здания - спортивный комплекс на территории СРЗ - под устройство кинотеатра; абзац 3 подраздела "Развитие и размещение объектов производственной сферы" раздела 3.3 Приложения, предусматривающего, что определены территории для переноса существующего Лесного терминала из общественной застройки на территорию СРЗ.
Полагая, что решение муниципального комитета Славянского городского поселения от 25.02.2011 N 41 нарушает права и законные интересы ОАО "СРЗ", последний 23.04.2013 обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Славянского городского поселения.
Рассмотрев заявление ОАО "СРЗ" по существу предъявленных им требований, администрация в письменном ответе от 15.05.2013 N 897 отказала в его удовлетворении, указав на то, что замечания и предложения в отношении нарушения законных прав и интересов общества в администрацию не поступали, изъятие земельных участков у ОАО "СРЗ" администрацией не планируется.
Данные обстоятельства послужили поводом для обжалования решения комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" в судебном порядке. При этом в обоснование своих требований ОАО "СРЗ" указало на несоответствие части положений генерального плана положениям статьи 279 ГК РФ, статьи 49 ЗК РФ, а также на нарушение прав и законных интересов заявителя как собственника земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Генеральный план как документ территориального планирования является основанием для подготовки и утверждения градостроительной документации по планировке территории.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Судом установлено, что решение комитета N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" принято 25.02.2011 и опубликовано в газете "Хасанские вести", в сети Интернет на официальном сайте Славянского городского поселения www.mo-slavyanskoe.narod.ru, Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
Правила разработки и утверждения генерального плана городского округа установлены статьей 24 ГрК РФ (пункт 12, 13), согласно которой при утверждении генерального плана проводится предварительное обсуждение его проекта на публичных слушаниях, протоколы которых, а также заключение о их проведении в обязательном порядке прикладываются к проекту генерального плана, вносимого на рассмотрение представительного органа муниципального образования.
При рассмотрении дела администрация Славянского городского поселения представила в материалы дела все документы, предусмотренные пунктом 12, 13 статьи 24 ГрК РФ. Результаты публичных слушаний по проекту Генерального плана Славянского городского поселения, не оспаривались, незаконными в судебном порядке не признавались.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый правовой акт комитета принят с соблюдением установленного порядка и процедуры, а оспариваемые положения генерального плана утверждены с учетом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, предусмотренных Законом N 131-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом возражений, замечаний, предложений, касающихся проекта генерального плана, ОАО "СРЗ" заявлено не было.
Согласно статье 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу статьи 10 ГрК РФ в документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.
Согласно статье 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом согласно названной норме, положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе:
- - сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
- - параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
- - электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- - автомобильные дороги местного значения;
- - физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
- - иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
- - границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- - границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
По мнению ОАО "СРЗ", решение комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в части оспариваемых положений не соответствует статье 279 ГК РФ и статье 49 ЗК РФ.
Согласно статье 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Статьей 49 ЗК РФ, установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что изъятие земельного участка, равно как и изменение границ принадлежащих обществу земельных участков не проводилось, а объективных и достоверных доказательств тому, что оспариваемые положения генерального плана сводятся к изъятию или свидетельствуют о разделении земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, ОАО "СРЗ" не представило.
Поскольку вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителя рассматривается исходя из существующих фактических обстоятельств дела на момент рассмотрения спора, то суд, исходя из того, что защита нарушенного права не может обеспечиваться на будущее, правомерно отклонил довод общества о том, что в дальнейшем действия комитета могут привести к изъятию указанных земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "СРЗ" не доказало наличие у него прав и законных интересов, требующих судебной защиты, путем признания недействующим решения от 22.05.2012 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" в оспариваемой части.
Следовательно, у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, а также в удовлетворении требования, заявленного к администрации Славянского городского поселения.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.10.2013 по делу N А51-17249/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОЛИКОВ
Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2014 N Ф03-6670/2013 ПО ДЕЛУ N А51-17249/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. N Ф03-6670/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод" - Епатко М.И., представитель по доверенности от 05.05.2011 б/н;
- от администрации Славянского городского поселения - представитель не явился;
- от муниципального комитета Славянского городского поселения - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод"
на решение от 30.10.2013
по делу N А51-17249/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: И.С.Чугаева, Д.А.Самофал, Н.В.Колтунова
по заявлению открытого акционерного общества "Славянский судоремонтный завод"
к администрации Славянского городского поселения, муниципальному комитету Славянского городского поселения
о признании недействующим генерального плана Славянского городского поселения
Арбитражный суд Приморского края решением от 30.10.2013 отказал открытому акционерному обществу "Славянский судоремонтный завод" (ОГРН 1022501193802, место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский р-н, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1; далее - ОАО "СРЗ", завод) в удовлетворении требования о признании недействующим решения муниципального комитета Славянского городского поселения (ОГРН 1062531001610, место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский р-н, пгт. Славянка, ул. Молодежная, 1; далее - комитет) от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в части, касающейся его Приложения N 1:
- - абзаца 3 подраздела "Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 4 подраздела "Организация и развитие производственных территорий" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 3 подраздела "Развитие транспортной инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения;
- - абзаца 1 подраздела "Зоны общественного центра" раздела 3.2 Приложения;
- - абзаца 12 подраздела "Развитие и размещение объектов социальной сферы" раздела 3.3 Приложения;
- - абзаца 3 подраздела "Развитие и размещение объектов производственной сферы" раздела 3.3 Приложения.
Решение комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в указанной выше части суд признал соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Кроме того, суд отказал обществу в удовлетворении требований к администрации Славянского городского поселения (ОГРН 1052502757251, место нахождения: 692701, Приморский край, пгт. Славянка, ул. Молодежная, 1; далее - администрация) об осуществлении мероприятий по внесению изменений в Генеральный план Славянского городского поселения (далее - генеральный план), принятый решением Муниципального комитета Славянского городского поселения от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа", а именно: исключить из генерального плана Славянского городского поселения мероприятия, связанные с: образованием зоны мест отдыха общего пользования в санитарно-защитной зоне Славянского судоремонтного завода; с переносом Лесного терминала на территорию Славянского судоремонтного завода; с реконструкцией тупиковой железнодорожной ветки Бамбурово-Блюхер для пассажирских перевозок путем переноса маневровых путей на территорию Славянского судоремонтного завода.
В кассационной жалобе ОАО "СРЗ" предлагает указанный судебный акт отменить и направить данное дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
Так, по мнению заявителя жалобы, в нарушение части 9 статьи 24 ГрК РФ до утверждения генерального плана не был опубликован полный текст его проекта.
В нарушение статьи 28 ГрК РФ комитет не уведомил ОАО "СРЗ" о времени и месте проведения публичных слушаний по обсуждению генерального плана, в результате чего завод был лишен возможности участвовать в данном обсуждении.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что при обсуждении проекта генерального плана были нарушены права граждан на участие в местном самоуправлении, установленные статьей 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), поскольку собрание участников публичных слушаний по указанному проекту проводилось в рабочий день (24.05.2010), в результате чего из 7 000 трудоспособных жителей Славянского городского поселения участие в слушании приняли лишь 12 человек.
Заявитель жалобы также полагает, что после проведения публичных слушаний (24.05.2010) до утверждения генерального плана (25.02.2011) его проект неоднократно согласовывался и дорабатывался.
По мнению заявителя жалобы, при подготовке проекта генерального плана было нарушено положение статьи 47 Закона N 131-ФЗ, поскольку полный текст генерального плана не был опубликован в Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
В нарушение части 2 статьи 36 ГрК РФ, считает заявитель жалобы, в генеральный план внесены изменения без учета фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства ОАО "СРЗ" в обозначенных границах деятельности завода.
Представитель ОАО "СРЗ" в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Администрация и комитет отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя ОАО "СРЗ", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.04.2008 N 02-2008-0340, земельный участок, расположений в Хасанском р-не, п. Славянка, ул. Весенняя, 1, с кадастровым номером 25:20:210103:999, общей площадью 398 306 кв. м, предназначен для размещения Славянского судоремонтного завода.
На основании постановления администрации Хасанского муниципального района от 04.04.2008 N 37115, между администрацией Хасанского муниципального района (продавец) и ОАО "Славянский судоремонтный завод" (покупатель) 15.05.2008 заключен договор купли-продажи земельного участка N 67, согласно условиям которого, покупатель обязался принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:999 с находящимися на нем объектами недвижимости, площадью 96 358 кв. м
В отношении данного участка ОАО "СРЗ" зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2008 серии 25-АБ N 017756.
Согласно материалам дела, кадастровым паспортом земельного участка от 30.12.2011 N 25/00-11-148216, земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1494 (предыдущий номер 25:20:210103:999), общей площадью 170040+/-216 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский р-он, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1/2, предоставлен для размещения Славянского судоремонтного завода.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 19.01.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 517312, выданным на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.05.2008 N 67.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 30.12.2011 N 25/00-11-148218, земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1493 (предыдущий номер 25:20:210103:999), общей площадью 5916+/-40 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский р-он, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1, предоставлен для размещения Славянского судоремонтного завода.
Право собственности ОАО "СРЗ" на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2012 серии 25-АБ N 517311.
Генеральный план Славянского городского поселения утвержден 25.02.2011 решением Муниципального комитета Славянского городского поселения N 41.
Данное решение опубликовано в газете "Хасанские вести", в сети Интернет на официальном сайте Славянского городского поселения www.mo-slavyanskoe.narod.ru, Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
Генеральный план включает в себя Приложение N 1 "Положение о территориальном планировании Славянского городского поселения", в состав которого входят, в числе прочего, абзац 3 подраздела "Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего создание двухполюсного общепоселкового центра, за счет освоения под культурно-развлекательный, туристско-реакреационный центр территории существенного Лесного терминала; абзац 4 подраздела "Организация и развитие производственных территорий" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего реорганизацию с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для общественно-делового строительства (перенос Лесного терминала на территорию СРЗ); абзац 3 подраздела "Развитие транспортной инфраструктуры" раздела 2.2 Приложения, предусматривающего реконструкцию тупиковой железнодорожной ветки Бамбурово-Блюхер для пассажирских перевозок, путем переноса маневровых путей на территории СРЗ; абзац 1 подраздела "Зоны общественного центра" раздела 3.2 Приложения, предусматривающего, что Генеральным планом предусмотрено создание двухполюсного общегородского центра. Имеется в виду объединение существующего общепоселкового центра (районная и городская администрация, мемориал, универмаг и др. здания общественного назначения) с центром старой "Славянки" и международным терминалом (второй полюс центра), который образуется за счет выноса Лесного терминала на территорию судоремонтного завода; абзац 12 подраздела "Развитие и размещение объектов социальной сферы" раздела 3.3 Приложения, предусматривающего реконструкцию согласно проекту здания - спортивный комплекс на территории СРЗ - под устройство кинотеатра; абзац 3 подраздела "Развитие и размещение объектов производственной сферы" раздела 3.3 Приложения, предусматривающего, что определены территории для переноса существующего Лесного терминала из общественной застройки на территорию СРЗ.
Полагая, что решение муниципального комитета Славянского городского поселения от 25.02.2011 N 41 нарушает права и законные интересы ОАО "СРЗ", последний 23.04.2013 обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Славянского городского поселения.
Рассмотрев заявление ОАО "СРЗ" по существу предъявленных им требований, администрация в письменном ответе от 15.05.2013 N 897 отказала в его удовлетворении, указав на то, что замечания и предложения в отношении нарушения законных прав и интересов общества в администрацию не поступали, изъятие земельных участков у ОАО "СРЗ" администрацией не планируется.
Данные обстоятельства послужили поводом для обжалования решения комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" в судебном порядке. При этом в обоснование своих требований ОАО "СРЗ" указало на несоответствие части положений генерального плана положениям статьи 279 ГК РФ, статьи 49 ЗК РФ, а также на нарушение прав и законных интересов заявителя как собственника земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Генеральный план как документ территориального планирования является основанием для подготовки и утверждения градостроительной документации по планировке территории.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Судом установлено, что решение комитета N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" принято 25.02.2011 и опубликовано в газете "Хасанские вести", в сети Интернет на официальном сайте Славянского городского поселения www.mo-slavyanskoe.narod.ru, Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
Правила разработки и утверждения генерального плана городского округа установлены статьей 24 ГрК РФ (пункт 12, 13), согласно которой при утверждении генерального плана проводится предварительное обсуждение его проекта на публичных слушаниях, протоколы которых, а также заключение о их проведении в обязательном порядке прикладываются к проекту генерального плана, вносимого на рассмотрение представительного органа муниципального образования.
При рассмотрении дела администрация Славянского городского поселения представила в материалы дела все документы, предусмотренные пунктом 12, 13 статьи 24 ГрК РФ. Результаты публичных слушаний по проекту Генерального плана Славянского городского поселения, не оспаривались, незаконными в судебном порядке не признавались.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый правовой акт комитета принят с соблюдением установленного порядка и процедуры, а оспариваемые положения генерального плана утверждены с учетом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, предусмотренных Законом N 131-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом возражений, замечаний, предложений, касающихся проекта генерального плана, ОАО "СРЗ" заявлено не было.
Согласно статье 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу статьи 10 ГрК РФ в документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.
Согласно статье 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом согласно названной норме, положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе:
- - сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
- - параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
- - электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- - автомобильные дороги местного значения;
- - физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
- - иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
- - границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- - границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
По мнению ОАО "СРЗ", решение комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского округа" в части оспариваемых положений не соответствует статье 279 ГК РФ и статье 49 ЗК РФ.
Согласно статье 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Статьей 49 ЗК РФ, установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что изъятие земельного участка, равно как и изменение границ принадлежащих обществу земельных участков не проводилось, а объективных и достоверных доказательств тому, что оспариваемые положения генерального плана сводятся к изъятию или свидетельствуют о разделении земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, ОАО "СРЗ" не представило.
Поскольку вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителя рассматривается исходя из существующих фактических обстоятельств дела на момент рассмотрения спора, то суд, исходя из того, что защита нарушенного права не может обеспечиваться на будущее, правомерно отклонил довод общества о том, что в дальнейшем действия комитета могут привести к изъятию указанных земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "СРЗ" не доказало наличие у него прав и законных интересов, требующих судебной защиты, путем признания недействующим решения от 22.05.2012 "Об утверждении Генерального плана Славянского городского поселения" в оспариваемой части.
Следовательно, у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, а также в удовлетворении требования, заявленного к администрации Славянского городского поселения.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.10.2013 по делу N А51-17249/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОЛИКОВ
Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)