Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением правоустанавливающего документа на участок и доказательств того, что на нем находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540) и третьих лиц: Клименко Александра Григорьевича, Егикьян Жанны Аведисовны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-46497/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконным отказ управления Росреестра, выраженный в письме от 22.09.2014 N 17-251/27224, в части отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский;
- - обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Заявление мотивировано следующим. На основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1985 совхозу "Краснодарский" предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован из указанных (предоставленных ранее совхозу) земель. Поскольку право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, отказ управления Росреестра в государственной регистрации препятствует разграничению государственной собственности на землю, а также нарушает права собственника (Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 в удовлетворении требований отказано.
Определением апелляционного суда от 28.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Клименко Александр Григорьевич и Егикьян Жанна Аведисовна - собственники недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 123-125).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 решение от 25.02.2015 оставлено без изменения.
Судебные инстанции установили, что 08.08.2014 территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Решением от 22.09.2014 N 17-251/27224 управление Росреестра отказало в государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Кроме того, в представленных на регистрацию документах отсутствуют сведения о нахождении на данном участке объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. При проверке доводов территориального управления о незаконности отказа регистрирующего органа судебные акты руководствовались положениями статей 9, 13, 17 и 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации в соответствии с названным Законом. Регистрация права публичной собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления уполномоченного органа, в котором указывается основание возникновения права собственности публичного образования на земельный участок (статья 30.1 Закона N 122-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень), на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок. Материалы дела подтверждают, что территориальное управление представило регистрирующему органу заявление, доверенность представителя и кадастровый паспорт земельного участка от 16.12.2013. Правоустанавливающий документ на спорный участок к заявлению о государственной регистрации права не приложен. Территориальное управление указывает на государственный акт от 10.11.1985, выданный совхозу "Краснодарский" о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га земель сельскохозяйственного назначения. Однако указанный государственный акт с заявлением о государственной регистрации права управлению Росреестра не предоставлялся. Заявителем не представлено также доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном участке объектов федерального значения. Не подтверждают материалы дела и довод территориального управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 предоставлялся в пользование совхозу "Краснодарский" на основании государственного акта от 10.11.1985. Из имеющихся в деле (представленных на регистрацию) документов не следует, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации прав на который обратился заявитель, образован из массива площадью 2 499,88 га, предоставленного (для сельскохозяйственного использования) по государственному акту от 10.11.1985. Поскольку заявителем не подтверждено право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, отказ управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации соответствует закону (л. д. 98, 161).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0129001:1554, из которого путем раздела образован спорный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, относится к федеральному уровню собственности (статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 137-ФЗ). Суды при разрешении спора не учли разъяснения, содержащиеся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11). В нем указано, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности на основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, поэтому у управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права. Отказ в регистрации права федеральной собственности на земельный участок препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным в последующем приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Стороны явку представителей в судебное заседание окружного суда не обеспечили.
От третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1554 и поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2011 (кадастровый паспорт от 16.12.2013; л.д. 9-11).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о правообладателе данного участка отсутствуют (л. д. 12, 13).
8 августа 2014 года территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 83).
Государственная регистрация права на земельный участок приостанавливалась на основании пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ (на срок с 20.08.2014 по 20.09.2014) в связи с нарушением при подаче документов требований статей 16, 17 и 18 Закона N 122-ФЗ.
Управление Росреестра отказало в регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ. В сообщении от 22.09.2014 N 17-251/27224 указано на непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок и доказательств того, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (л. д. 21, 22).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 22.09.2014 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление оспорило отказ в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ).
В силу абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В государственной регистрации прав может быть также отказано, если заявителем не представлены в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац четвертый пункта 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Управление Росреестра отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 со ссылкой на непредставление правоустанавливающего документа на данное имущество и доказательств того, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Положениями статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ установлены особенности в отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В ней указано, что государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для регистрации права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Перечня на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для дела обстоятельства. Территориальное управление представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации права, доверенность представителя и кадастровый паспорт от 16.12.2013 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 82-87). Правоустанавливающий документ на указанный земельный участок в соответствии с требованиями пункта 2 Перечня на государственную регистрацию в управление Росреестра не предоставлялся. Заявитель в обоснование своих требований ссылается на выданный совхозу "Краснодарский" государственный акт от 10.11.1985 о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га земель сельскохозяйственного использования (л. д. 14-20). Однако государственный акт вместе с заявлением о регистрации права территориальным управлением в регистрирующий орган не предоставлялся, как и доказательства того, что на участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654 находятся объекты федерального значения. Из материалов дела также не следует, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации права на который обратился заявитель, образован из массива площадью 2 499,88 га, предоставленного в пользование совхозу "Краснодарский" по государственному акту от 10.11.1985. Вещное право в отношении спорного земельного участка ранее не было зарегистрировано в ЕГРП, а содержание кадастрового паспорта от 16.12.2013 не подтверждает, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован из земельного массива, предоставленного ранее совхозу "Краснодарский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Установив, что территориальным управлением не представлены документы, подтверждающие возникновение права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии отказа управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации положениям Закона N 122-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы о том, что территориальным управлением представлены все необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 документы, подтверждающие отнесение его к федеральному уровню собственности (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ), не могут быть приняты окружным судом. Оценив представленные в регистрирующий орган (в материалы дела) доказательства, судебные инстанции признали недоказанным довод заявителя возникновении права федеральной собственности на спорный земельный участок на основании документов, представленных им в управление Росреестра, и пришли к выводу о соответствии отказа регистрирующего органа положениям Закона N 122-ФЗ.
По правилам части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2015 N Ф08-6035/2015 ПО ДЕЛУ N А32-46497/2014
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности РФ на указанный участок.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением правоустанавливающего документа на участок и доказательств того, что на нем находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. по делу N А32-46497/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540) и третьих лиц: Клименко Александра Григорьевича, Егикьян Жанны Аведисовны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-46497/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконным отказ управления Росреестра, выраженный в письме от 22.09.2014 N 17-251/27224, в части отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский;
- - обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Заявление мотивировано следующим. На основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1985 совхозу "Краснодарский" предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован из указанных (предоставленных ранее совхозу) земель. Поскольку право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, отказ управления Росреестра в государственной регистрации препятствует разграничению государственной собственности на землю, а также нарушает права собственника (Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 в удовлетворении требований отказано.
Определением апелляционного суда от 28.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Клименко Александр Григорьевич и Егикьян Жанна Аведисовна - собственники недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 123-125).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 решение от 25.02.2015 оставлено без изменения.
Судебные инстанции установили, что 08.08.2014 территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Решением от 22.09.2014 N 17-251/27224 управление Росреестра отказало в государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Кроме того, в представленных на регистрацию документах отсутствуют сведения о нахождении на данном участке объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. При проверке доводов территориального управления о незаконности отказа регистрирующего органа судебные акты руководствовались положениями статей 9, 13, 17 и 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации в соответствии с названным Законом. Регистрация права публичной собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления уполномоченного органа, в котором указывается основание возникновения права собственности публичного образования на земельный участок (статья 30.1 Закона N 122-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень), на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок. Материалы дела подтверждают, что территориальное управление представило регистрирующему органу заявление, доверенность представителя и кадастровый паспорт земельного участка от 16.12.2013. Правоустанавливающий документ на спорный участок к заявлению о государственной регистрации права не приложен. Территориальное управление указывает на государственный акт от 10.11.1985, выданный совхозу "Краснодарский" о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га земель сельскохозяйственного назначения. Однако указанный государственный акт с заявлением о государственной регистрации права управлению Росреестра не предоставлялся. Заявителем не представлено также доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном участке объектов федерального значения. Не подтверждают материалы дела и довод территориального управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 предоставлялся в пользование совхозу "Краснодарский" на основании государственного акта от 10.11.1985. Из имеющихся в деле (представленных на регистрацию) документов не следует, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации прав на который обратился заявитель, образован из массива площадью 2 499,88 га, предоставленного (для сельскохозяйственного использования) по государственному акту от 10.11.1985. Поскольку заявителем не подтверждено право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, отказ управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации соответствует закону (л. д. 98, 161).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0129001:1554, из которого путем раздела образован спорный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, относится к федеральному уровню собственности (статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 137-ФЗ). Суды при разрешении спора не учли разъяснения, содержащиеся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11). В нем указано, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности на основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, поэтому у управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права. Отказ в регистрации права федеральной собственности на земельный участок препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным в последующем приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Стороны явку представителей в судебное заседание окружного суда не обеспечили.
От третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1554 и поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2011 (кадастровый паспорт от 16.12.2013; л.д. 9-11).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о правообладателе данного участка отсутствуют (л. д. 12, 13).
8 августа 2014 года территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 83).
Государственная регистрация права на земельный участок приостанавливалась на основании пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ (на срок с 20.08.2014 по 20.09.2014) в связи с нарушением при подаче документов требований статей 16, 17 и 18 Закона N 122-ФЗ.
Управление Росреестра отказало в регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ. В сообщении от 22.09.2014 N 17-251/27224 указано на непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок и доказательств того, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (л. д. 21, 22).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 22.09.2014 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление оспорило отказ в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ).
В силу абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В государственной регистрации прав может быть также отказано, если заявителем не представлены в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац четвертый пункта 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Управление Росреестра отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 со ссылкой на непредставление правоустанавливающего документа на данное имущество и доказательств того, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Положениями статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ установлены особенности в отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В ней указано, что государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для регистрации права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Перечня на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для дела обстоятельства. Территориальное управление представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации права, доверенность представителя и кадастровый паспорт от 16.12.2013 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (л. д. 82-87). Правоустанавливающий документ на указанный земельный участок в соответствии с требованиями пункта 2 Перечня на государственную регистрацию в управление Росреестра не предоставлялся. Заявитель в обоснование своих требований ссылается на выданный совхозу "Краснодарский" государственный акт от 10.11.1985 о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га земель сельскохозяйственного использования (л. д. 14-20). Однако государственный акт вместе с заявлением о регистрации права территориальным управлением в регистрирующий орган не предоставлялся, как и доказательства того, что на участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654 находятся объекты федерального значения. Из материалов дела также не следует, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации права на который обратился заявитель, образован из массива площадью 2 499,88 га, предоставленного в пользование совхозу "Краснодарский" по государственному акту от 10.11.1985. Вещное право в отношении спорного земельного участка ранее не было зарегистрировано в ЕГРП, а содержание кадастрового паспорта от 16.12.2013 не подтверждает, что участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован из земельного массива, предоставленного ранее совхозу "Краснодарский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Установив, что территориальным управлением не представлены документы, подтверждающие возникновение права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии отказа управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации положениям Закона N 122-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы о том, что территориальным управлением представлены все необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 документы, подтверждающие отнесение его к федеральному уровню собственности (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ), не могут быть приняты окружным судом. Оценив представленные в регистрирующий орган (в материалы дела) доказательства, судебные инстанции признали недоказанным довод заявителя возникновении права федеральной собственности на спорный земельный участок на основании документов, представленных им в управление Росреестра, и пришли к выводу о соответствии отказа регистрирующего органа положениям Закона N 122-ФЗ.
По правилам части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)