Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-12878/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А33-12878/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Юшкарева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 ноября 2013 года по делу N А33-12878/2013 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликова Д.С.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" (г. Красноярск; ОГРН 1072466010506; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Березовского района Красноярского края (п. Березовка; далее - администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадь 256 000 кв. м, для строительства центра логистики, в аренду сроком на пять лет; обязании предоставить в аренду сроком на пять лет испрашиваемый земельный участок.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2014 года, заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое бездействие администрации признано судом незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта, администрация указывает на неправильное применение судами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили. В этой связи кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей сторон, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлены следующие обстоятельства.
В газете "Пригород" 27.06.2008 N 26 опубликовано сообщение о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 25,6 га по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, район территории ДОК "Енисей" для проектирования и строительства Центра логистики в соответствии с градостроительным регламентом.
Общество в мае 2010 года обратилось в администрацию с заявлением об утверждении акта выбора и обследования указанного земельного участка.
Постановлением администрации от 22.06.2010 N 888 утвержден акт выбора и обследования испрашиваемого обществом земельного участка для строительства центра логистики общей площадью 256 000,0 кв. м; обществу предписано получить градостроительный план, разработать проектную документацию на строительство объекта с последующим ее согласованием и утверждением в соответствии с законодательством, приступить к строительству после утверждения проектной документации и получения разрешения на строительство.
Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района письмом от 15.06.2012 N 2388 сообщило обществу о невозможности предоставления указанного земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101015:467 в аренду ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта испрашиваемого земельного участка. Также обществу указано, что постановлением администрации от 22.06.2010 N 888 был утвержден только акт выбора и обследования испрашиваемого земельного участка, а в предоставленных документах имеются противоречия: акт выбора утвержден для строительства центра логистики, тогда как в кадастровом паспорте земельного участка указано разрешенное использование (назначение) - для размещения промышленных предприятий.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о согласовании места размещения объекта "Центр-Логистики" в соответствии с постановлением администрации от 22.06.2010 N 888 по акту выбора земельного участка для строительства "Центра-Логистики" и уточнении разрешенного использования земельного участка по кадастровому паспорту земельного участка от 18.12.2010 с "размещения промышленных предприятий" на "для строительства "Центра-Логистики" согласно акту выбора земельного участка и постановлению от 22.06.2010 N 888.
19.06.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 93а, с кадастровым номером 24:04:6101015:706, площадью 256 000 кв. м (далее - земельный участок), для строительства центра логистики в аренду сроком на пять лет, приложив к заявлению копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, решения учредителя от 29.06.2007 N 1, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2013, кадастровый план территории, копию постановления администрации от 22.06.2010 N 888, копию акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 02.07.2008, копию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101015:706, направленную в дополнении к заявлению.
Согласно кадастровому паспорту от 24.06.2013 N 24/13-248637 земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101015:706, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных предприятий, площадью 256 000 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, ул. Трактовая, 93а, поставлен на государственный кадастровый учет 23.04.2013.
Письмом от 17.07.2013 N 1879 администрация отказала обществу в принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства, указав на отсутствие к этому оснований, поскольку постановлением администрации от 22.06.2010 N 888 был утвержден акт выбора и обследования земельного участка, однако решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией не принималось, тогда как согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации именно решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Полагая, что в установленный законом срок администрацией не принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, общество оспорило бездействие администрации в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, арбитражные суды двух инстанций исходили из наличия факта незаконного бездействия администрации, нарушающего права и законные интересы общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование общества об оспаривании незаконного бездействия администрации подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого бездействия, возлагается на орган, совершивший бездействие (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правильно применяя указанные нормы процессуального права, арбитражные суды обоснованно руководствовались положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1); предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).
Согласно статье 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1); органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Арбитражные суды, установив, что в установленном законом порядке опубликовано сообщение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, постановлением администрации от 22.06.2010 N 888 утвержден акт выбора и обследования земельного участка пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса была осуществлена процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Принимая во внимание приведенные нормы материального права, а также учитывая, что общество, обращаясь с заявлением, представило в администрацию необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка документы, суды правомерно пришли к выводу о наличии у администрации в силу статьи 32 Земельного кодекса обязанности рассмотреть заявление общества от 19.06.2013 в срок до 04.07.2013.
В этой связи обоснованным является вывод судов двух инстанций о незаконности оспариваемого бездействия, повлекшего нарушение прав и охраняемых законом интересов общества.
Учитывая, что выводы судов двух инстанций со ссылкой на представленные в деле доказательства подробно мотивированы в обжалуемых судебных актах, соответствуют нормам материального и процессуального права и материалам дела, суд кассационной инстанции отклоняет заявленные в кассационной жалобе доводы администрации, как не являющиеся основанием для отмены судебных актов и направленные на переоценку выводов судов двух инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено наличие предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 ноября 2013 года по делу N А33-12878/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
И.Ю.ЮШКАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)