Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания" Нахаева А.М. (доверенность от 24.04.2014), Сухаревой Ю.А. (доверенность от 12.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), Стериной О.О. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-28018/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 51, лит. А, ОГРН 1057810014668, ИНН 7806309855 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства объекта транспорта (предприятия автосервиса) земельного участка площадью 3290 кв. м с кадастровым номером 78:34:0413503:21, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Торфяная дорога, уч. 1 (западнее д. 21, лит. Б по Торфяной дороге), а также об обязании Правительства предоставить Обществу указанный земельный участок для строительства путем издания соответствующего постановления в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству).
Суд первой инстанции решением от 24.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2014, признал оспариваемое бездействие Правительства незаконным и обязал Правительство принять решение о предоставлении Обществу испрашиваемого участка для строительства путем издания соответствующего постановления в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 24.06.2014 и постановление от 22.12.2014 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Податели жалобы указывают на следующее: суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок нельзя считать сформированным по смыслу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); неверен вывод судов о возможности предоставления Обществу земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет; суды не учли, что при опубликовании в 2011 году информации о предоставлении спорного земельного участка для строительства были допущены нарушения требований статьи 31 ЗК РФ и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 400-61), так как в публикации указан кадастровый номер земельного участка, а это не позволяло заинтересованным лицам определить, что участок предоставляется по процедуре предварительного согласования места размещения объекта; суды не учли, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости, прошедший государственный кадастровый учет - телефонная сеть Приморского района; Общество не согласовало с собственником названного объекта возможность предоставления данного земельного участка для строительства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета по строительству поддержали доводы жалобы, а представители Общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 09.02.2010 N 102, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (западнее дома N 21, литера Б по Торфяной дороге), в целях определения возможности проектирования и строительства объекта транспорта (предприятие автосервиса) и предписало Комитету по управлению городским имуществом (далее - КУГИ) заключить с Обществом договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ на 11 месяцев.
На основании указанного постановления КУГИ и Общество заключили договор аренды от 30.03.2010 N 17/ЗКИ-06054 названного земельного участка площадью 3290 кв. м, который был поставлен на кадастровый учет под номером 78:34:4135В:17.
По результатам проведения проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 23.12.2010 N 254-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 3290 кв. м по указанному адресу, определил вид его разрешенного использования "размещение объекта транспорта (предприятие автосервиса)".
КГА распоряжением от 21.02.2011 N 38 утвердил акт о выборе земельного участка площадью 3290 кв. м для строительства.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В составе данной документации представлены заключения КГА от 19.01.2011 N 1-1-1846/5, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 27.01.2011 N 11-35-1, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 25.01.2011 N 11; экспертное заключение государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" от 08.02.2011 N 06-2-2011. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству. В акте указано, что один из его экземпляров передан на хранение в Комитет по строительству.
После утверждения акта о выборе осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3290 кв. м по указанному адресу. Участку присвоен кадастровый номер 78:34:0413503:21, установлен вид его разрешенного использования "для размещения объектов транспорта (под предприятие автосервиса)".
Общество в соответствии с пунктом 3.15 Положения N 1813 обратилось 30.01.2014 в Комитет по строительству с заявлением N 211 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив документы, перечисленные в пункте 3.13 Положения N 1318, в том числе отчет от 26.12.2013 об оценке рыночной стоимости объекта.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Комитет по строительству письмом от 03.02.2014 N 14-1718/14 возвратил документы заявителю на доработку, сославшись на следующее: в информационном сообщении (письме администрации Приморского района от 28.01.2011 N 01-35/2) о предстоящем предоставлении земельного участка по названному адресу был указан кадастровый номер земельного участка; в том случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется путем проведения торгов.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как было установлено пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ было предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, действовавшей до 01.03.2015, в Комитет по строительству, в полномочия которого входят прием, регистрация и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета по строительству о том, что земельный участок не мог быть предоставлен для строительства по процедуре предварительного согласования объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора он был сформирован. Как установлено судами на основании представленных в дело доказательств, после обращения Общества о выборе участка для строительства участок без установления границ на местности был поставлен на кадастровый учет под номером 78:34:4135В:17 для заключения с заявителем договора аренды в целях определения принципиальной возможности проектирования и строительства объекта транспорта. После окончания указанных работ и утверждения акта выбора границы участка были утверждены КГА в установленном порядке, участок прошел межевание и был поставлен Обществом на кадастровый учет под номером 78:34:0413503:21. Испрашиваемый участок не был сформирован по правилам пункта 4 ранее действовавшей статьи 30 ЗК РФ в целях выставления его на торги.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Правительства и Комитета по строительству о том, что в ходе предварительного согласования места размещения объекта были нарушены требования, предъявляемые к процедуре информирования населения о предоставлении участка в целях строительства, установленные статьей 31 ЗК РФ и Законом N 400-61. Апелляционный суд указал, что в целях информирования населения администрация Приморского района Санкт-Петербурга в газете "Невское время" (номер 19 от 13.01.2011) опубликовала сообщение о предстоящем предоставлении испрашиваемого участка по названному адресу для строительства объекта транспорта; указание в публикации предыдущего кадастрового номера участка не является нарушением процедуры информирования и не могло ввести в заблуждение заинтересованных лиц относительно порядка предоставления; в дело не представлены доказательства того, что население возражало против предоставления указанного участка для строительства или имелись заявления иных лиц, претендующих на получение того же участка.
Апелляционный суд правильно отметил, что Общество в течение трех лет выполняло все предписания государственных органов для осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, получило согласование всех необходимых отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга, провело требуемые экспертизы. На протяжении трех лет уполномоченные органы не указывали на невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства по процедуре предварительного согласования; сведений о наличии иных претендентов на получение спорного участка не представлено; ни Правительство, ни Комитет по строительству не назвали ни одного установленного законодательством препятствия для строительства объекта транспорта (предприятие автосервиса) на спорном земельном участке. Тот факт, что по части участка (под землей) проходят телефонные сети, не может служить основанием для отказа в предоставлении участка для строительства, поскольку открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в письме от 27.05.2013 N 0207/05/6623-13, направленном Обществу, согласовало возможность размещения объекта транспорта с учетом сохранности сооружений связи и представления в дальнейшем генерального плана застройки (л.д. 84).
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1318, а Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличия законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А56-28018/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2015 N Ф07-1514/2015 ПО ДЕЛУ N А56-28018/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N А56-28018/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания" Нахаева А.М. (доверенность от 24.04.2014), Сухаревой Ю.А. (доверенность от 12.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), Стериной О.О. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-28018/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 51, лит. А, ОГРН 1057810014668, ИНН 7806309855 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства объекта транспорта (предприятия автосервиса) земельного участка площадью 3290 кв. м с кадастровым номером 78:34:0413503:21, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Торфяная дорога, уч. 1 (западнее д. 21, лит. Б по Торфяной дороге), а также об обязании Правительства предоставить Обществу указанный земельный участок для строительства путем издания соответствующего постановления в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству).
Суд первой инстанции решением от 24.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2014, признал оспариваемое бездействие Правительства незаконным и обязал Правительство принять решение о предоставлении Обществу испрашиваемого участка для строительства путем издания соответствующего постановления в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 24.06.2014 и постановление от 22.12.2014 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Податели жалобы указывают на следующее: суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок нельзя считать сформированным по смыслу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); неверен вывод судов о возможности предоставления Обществу земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет; суды не учли, что при опубликовании в 2011 году информации о предоставлении спорного земельного участка для строительства были допущены нарушения требований статьи 31 ЗК РФ и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 400-61), так как в публикации указан кадастровый номер земельного участка, а это не позволяло заинтересованным лицам определить, что участок предоставляется по процедуре предварительного согласования места размещения объекта; суды не учли, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости, прошедший государственный кадастровый учет - телефонная сеть Приморского района; Общество не согласовало с собственником названного объекта возможность предоставления данного земельного участка для строительства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета по строительству поддержали доводы жалобы, а представители Общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 09.02.2010 N 102, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (западнее дома N 21, литера Б по Торфяной дороге), в целях определения возможности проектирования и строительства объекта транспорта (предприятие автосервиса) и предписало Комитету по управлению городским имуществом (далее - КУГИ) заключить с Обществом договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ на 11 месяцев.
На основании указанного постановления КУГИ и Общество заключили договор аренды от 30.03.2010 N 17/ЗКИ-06054 названного земельного участка площадью 3290 кв. м, который был поставлен на кадастровый учет под номером 78:34:4135В:17.
По результатам проведения проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 23.12.2010 N 254-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 3290 кв. м по указанному адресу, определил вид его разрешенного использования "размещение объекта транспорта (предприятие автосервиса)".
КГА распоряжением от 21.02.2011 N 38 утвердил акт о выборе земельного участка площадью 3290 кв. м для строительства.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленного в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В составе данной документации представлены заключения КГА от 19.01.2011 N 1-1-1846/5, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 27.01.2011 N 11-35-1, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 25.01.2011 N 11; экспертное заключение государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" от 08.02.2011 N 06-2-2011. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству. В акте указано, что один из его экземпляров передан на хранение в Комитет по строительству.
После утверждения акта о выборе осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3290 кв. м по указанному адресу. Участку присвоен кадастровый номер 78:34:0413503:21, установлен вид его разрешенного использования "для размещения объектов транспорта (под предприятие автосервиса)".
Общество в соответствии с пунктом 3.15 Положения N 1813 обратилось 30.01.2014 в Комитет по строительству с заявлением N 211 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив документы, перечисленные в пункте 3.13 Положения N 1318, в том числе отчет от 26.12.2013 об оценке рыночной стоимости объекта.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Комитет по строительству письмом от 03.02.2014 N 14-1718/14 возвратил документы заявителю на доработку, сославшись на следующее: в информационном сообщении (письме администрации Приморского района от 28.01.2011 N 01-35/2) о предстоящем предоставлении земельного участка по названному адресу был указан кадастровый номер земельного участка; в том случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется путем проведения торгов.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как было установлено пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ было предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, действовавшей до 01.03.2015, в Комитет по строительству, в полномочия которого входят прием, регистрация и рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета по строительству о том, что земельный участок не мог быть предоставлен для строительства по процедуре предварительного согласования объекта, поскольку на момент утверждения акта выбора он был сформирован. Как установлено судами на основании представленных в дело доказательств, после обращения Общества о выборе участка для строительства участок без установления границ на местности был поставлен на кадастровый учет под номером 78:34:4135В:17 для заключения с заявителем договора аренды в целях определения принципиальной возможности проектирования и строительства объекта транспорта. После окончания указанных работ и утверждения акта выбора границы участка были утверждены КГА в установленном порядке, участок прошел межевание и был поставлен Обществом на кадастровый учет под номером 78:34:0413503:21. Испрашиваемый участок не был сформирован по правилам пункта 4 ранее действовавшей статьи 30 ЗК РФ в целях выставления его на торги.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Правительства и Комитета по строительству о том, что в ходе предварительного согласования места размещения объекта были нарушены требования, предъявляемые к процедуре информирования населения о предоставлении участка в целях строительства, установленные статьей 31 ЗК РФ и Законом N 400-61. Апелляционный суд указал, что в целях информирования населения администрация Приморского района Санкт-Петербурга в газете "Невское время" (номер 19 от 13.01.2011) опубликовала сообщение о предстоящем предоставлении испрашиваемого участка по названному адресу для строительства объекта транспорта; указание в публикации предыдущего кадастрового номера участка не является нарушением процедуры информирования и не могло ввести в заблуждение заинтересованных лиц относительно порядка предоставления; в дело не представлены доказательства того, что население возражало против предоставления указанного участка для строительства или имелись заявления иных лиц, претендующих на получение того же участка.
Апелляционный суд правильно отметил, что Общество в течение трех лет выполняло все предписания государственных органов для осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, получило согласование всех необходимых отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга, провело требуемые экспертизы. На протяжении трех лет уполномоченные органы не указывали на невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства по процедуре предварительного согласования; сведений о наличии иных претендентов на получение спорного участка не представлено; ни Правительство, ни Комитет по строительству не назвали ни одного установленного законодательством препятствия для строительства объекта транспорта (предприятие автосервиса) на спорном земельном участке. Тот факт, что по части участка (под землей) проходят телефонные сети, не может служить основанием для отказа в предоставлении участка для строительства, поскольку открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в письме от 27.05.2013 N 0207/05/6623-13, направленном Обществу, согласовало возможность размещения объекта транспорта с учетом сохранности сооружений связи и представления в дальнейшем генерального плана застройки (л.д. 84).
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1318, а Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличия законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А56-28018/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)