Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2015 N Ф05-9755/2015 ПО ДЕЛУ N А40-186210/14

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушения земельного законодательства.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: На основании проведенной проверки было вынесено оспариваемое предписание, согласно которому ГСК предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно - освободить или оформить в установленном порядке права на земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. по делу N А40-186210/14


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - гаражно-строительного кооператива "Федосьино-2" - Бредов А.А. - дов. от 22.10.2014
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперский А.С. - дов. от 30.12.2014 N 26042/2014
рассмотрев 06 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Федосьино-2"
на решение от 22 января 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 23 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-186210/14
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Федосьино-2" (ОГРН 1037739241891)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании ненормативного правового акта

установил:

Гаражно-строительный кооператив "Федосьино-2" (далее - ГСК) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) от 22.08.2014 N 1450 об устранении нарушения земельного законодательства по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12.
Решением от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.04.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ГСК, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 22.01.2015 и постановление от 23.04.2015 и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ГСК поддержал доводы жалобы, а представитель Управления Росреестра просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 25.10.2012 N 961/ГСЗН проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ГСК на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0015005:21, расположенном по адресу: Москва, г. Солнцево, ул. Федосьино, вл. 3Б, находящемся в собственности города Москвы.
В ходе проведения проверки сотрудниками Управления Росреестра установлено, что по вышеуказанному адресу ГСК занимает и использует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015005:21, предоставленный ГСК в долгосрочное пользование в соответствии с распоряжением префекта ЗАО г. Москвы от 16.12.1993 N 1800-РП на основании договора аренды от 04.12.1995 N М-07-003548 сроком на 25 лет для эксплуатации гаражей.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что за границами предоставленного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015005:21 ГСК занимает и использует под размещение гаражных боксов прилегающий земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727, который предоставлен и оформлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Агрокомбинат "Московский".
Каких-либо правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, в силу которых подтверждена правомерность использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:01002211:727, со стороны ГСК не представлено.
Постановлением о назначении административного наказания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1124/16/21/2012 председатель правления ГСК признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, выразившегося в использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером 50:21:01002211:727, расположенного по адресу: Москва, г. Солнцево, ул. Федосьино, вл. 3Б, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.
В рамках того же дела об административном правонарушении N 1123/16/21-12 вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 15.01.2013, в силу которого председателю правления ГСК предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно освободить или оформить в установленном законом порядке права на земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727 в срок до 01.07.2013.
В дальнейшем, по ходатайству ГСК срок исполнения предписания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12 был продлен до 17.03.2014, а затем до 11.07.2014.
На основании распоряжения и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 24.07.2014 N 1268/ГЗН-П проведена проверка исполнения ГСК предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12.
В результате проверки сотрудниками Управления Росреестра был выявлен факт того, что ГСК продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12 ГСК не исполнено.
Доказательств обжалования и признания незаконным в установленном законом порядке предписания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12 в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В отношении ГСК сотрудниками Управления Росреестра вынесено оспариваемое предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 22.08.2014 N 1450, согласно которому ГСК предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно освободить или оформить в установленном порядке права на земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727 в срок до 09.02.2015.
Ссылаясь на то, что данное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы заявителя, ГСК обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления ГСК.
Суды исходили из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства, указанных в пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридически лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что действия Управления Росреестра основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений земельного законодательства.
При этом факт нарушения требований земельного законодательства заявителем документально не опровергнут.
Доказательства, подтверждающие отсутствие выявленных нарушений на дату принятия оспариваемого предписания в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
При этом суды правомерно отклонили доводы ГСК об отсутствии на самовольно занятом земельном участке зданий, принадлежащих ГСК, а также возможности оформить права на земельный участок, что, по мнению заявителя, является основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку физические лица - собственники гаражей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:01002211:727, являются членами ГСК; государственная регистрация права собственности физических лиц - членов ГСК проведена на основании справок, выданных ГСК о полной выплате пая членом гаражно-строительного кооператива; ГСК выданы документы, необходимые для регистрации прав физических лиц на недвижимое имущество, заведомо расположенное на самовольно занятом земельном участке.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу N А40-186210/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)