Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1818/2014

Требование: О признании незаконным распоряжения "О предоставлении в аренду земельного участка", признании незаконным постановления, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Постановлением администрации спорный земельный участок с разрешенным использованием - для эксплуатации возведенного объекта недвижимости, относящийся к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", предоставлен ответчику в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N 33-1818


В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей: Кожевниковой Н.Ф.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре: К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района, выступающего в защиту интересов государства, прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, А.О.П. о признании незаконным распоряжения главы Хабаровского муниципального района от 31.12.2004 N 1064-р "О предоставлении в аренду земельного участка", признании незаконным постановления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.", признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности, возложении на А.О.П. обязанности возвратить земельный участок в первоначальном состоянии в государственную собственность,
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского района Д.В. Губанова на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 июля 2013 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., старшего помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Васильевой Н.В., представителя администрации Хабаровского муниципального района Ш., представителя ответчика А.О.П. - П.Г.,, представителей ООО "Фонд жилищного строительства" К.А., С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Хабаровского района Д.В. Губанов обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, А.О.П. о признании незаконным распоряжения главы Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в аренду земельного участка", признании незаконным постановления администрации Хабаровского муниципального района от 04.04.2011 N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.", признании недействительным договора купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N, применении последствий недействительности сделки: аннулировании записи о государственной регистрации права собственности, возложении на А.О.П. обязанности возвратить земельный участок в первоначальном состоянии в государственную собственность,
В обоснование заявленных требований сослался на следующие обстоятельства.
Распоряжением главы Хабаровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ НО "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска" из земель запаса предоставлен земельный участок общей площадью 3 га, расположенный в районе ручья Соснинского, сроком на 3 года для строительства базы отдыха. Категория земель определена как "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ между НО "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска" и Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района заключен договор аренды земель особо охраняемых территорий сроком на 3 года, ДД.ММ.ГГГГ данный договор пролонгирован, ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут.
Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N разделен на 8 участков, в том числе, участок с кадастровым N площадью 3505 кв. м, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Фонд жилищного строительства" и КУиЭ Хабаровского муниципального района заключен договор аренды земель особо охраняемых природных территорий.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "ФЖС" и А.О.А. заключен договор передачи прав и обязанностей арендатора в отношении указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ А.О.П. обратилась в администрацию Хабаровского района с заявлением о прекращении аренды земельного участка и предоставлении его в собственность.
Постановлением администрации Хабаровского района N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок N с разрешенным использованием - для эксплуатации возведенного объекта недвижимости (домик для семейного отдыха), категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов предоставлен А.О.П. в собственность.
На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между А.О.П. и КУиЭ Хабаровского района заключен договор купли-продажи, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемое распоряжение ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в аренду земельного участка" принято в нарушение действующего законодательства: нарушен установленный Земельным кодексом РФ порядок перевода земель из одной категории в другую, так как отдельного акта о переводе земель не издавалось, а в соответствии с заключением эксперта-лингвиста распоряжением N данный перевод не выполнялся; правовой акт о переводе земель из одной категории в другую официально не опубликовывался (в нарушение положений ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 33 Устава Хабаровского муниципального района); земельный участок не был сформирован и на кадастровый учет не поставлен, эта обязанность возложена на арендатора после указания о предоставлении ему земельного участка (в нарушение п. 1, 5 ст. 30 ЗК РФ); население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не проинформировано (в нарушение ч. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Разделение переданного в аренду земельного участка и дальнейшее предоставление его в собственность А.О.П. также произведено с нарушениями: незаконно изменен вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного А.О.П. в собственность (использования "для строительства базы отдыха" на "для эксплуатации возведенного объекта недвижимости"); строительство домика для семейного отдыха на спорном участке осуществлено без получения в установленном порядке разрешения на строительство (в нарушение ст. 51 ГрК РФ).
Таким образом, А.О.П. объект недвижимости возведен с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, что исключало возможность регистрации права собственности на него и, соответственно, в дальнейшем передачу земельного участка, на котором он расположен, в собственность А.О.П.
Незаконные действия главы Хабаровского муниципального района по предоставлению в собственность А.О.П. земельного участка с кадастровым номером N, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку земли запаса не подлежат использованию до перевода их в другую категорию.
Земли рекреационного назначения в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации предназначены для организации отдыха и оздоровления неопределенного круга лиц и могут быть переданы только для размещения объектов рекреационного характера общего пользования (дома отдыха, туристические базы, санатории).
При соблюдении процедуры перевода земель из одной категории в другую и распоряжении земельным участком с кадастровым номером N в соответствии с его целевым назначением на нем возможно было разместить только объекты для организации массового отдыха и оздоровления граждан.
Вместе с тем, в нарушение требований закона земельный участок передан частному лицу, что полностью исключает его использование по целевому назначению.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Несоблюдение порядка перевода земельного участка с кадастровым номером N из категории "земли запаса" в категорию "земель особо охраняемых территорий и объектов" (рекреационного назначения) нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку привело к утрате земельным участком особого рекреационного и оздоровительного значения. Нарушение данного порядка свидетельствует также о нарушении интересов государства, поскольку земельный участок неправомерно отчужден из государственной собственности в частную, тем самым, созданы препятствия для осуществления государством своих прав как собственника.
Просил признать незаконными оспариваемые распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении в аренду земельного участка", постановление N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П., признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N, применить последствия недействительной ничтожной сделки: аннулировать запись о государственной регистрации права собственности А.О.П. на земельный участок с данным кадастровым номером, возложить обязанность на А.О.П. возвратить земельный участок с кадастровым номером в первоначальном состоянии в государственную собственность.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского района отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского района Губанов Д.В. просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование доводов указывает на несогласие с выводом суда о пропуске срока на обжалование оспариваемых постановлений, поскольку документы, подтверждающие факт направления в прокуратуру Хабаровского района распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, с носителями реквизитов, свидетельствующих об их принятии прокуратурой Хабаровского района, не предоставлено.
Администрацией Хабаровского муниципального района в нарушение ст. 2, 3, 4, 5, 15 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, ст. 8 ЗК РФ, ч. 10 ст. 3 ФЗ РФ "О введении в действие ЗК РФ" перевод земель из одной категории в другую не выполнен, акт о переводе испрашиваемого НО "Фондом жилищного строительства администрации г. Хабаровска" земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий не издавался. При издании постановления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П." порядок перевода земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий, также не соблюден. Земельный кодекс РФ не предусматривает использование земель особо охраняемых территорий, а также земель запаса для строительства и использования домика для семейного отдыха. Поэтому глава администрации Хабаровского муниципального района не имел права на изменение вида разрешенного использования земельных участков. Изменение категории земли повлекло за собой право пользования данным земельным участком только одного человека, а не неопределенного круга лиц.
В суде апелляционной инстанции прокурор также уточнил, что оспариваемые постановления являются незаконными по тому основанию, что земельный участок, предоставленный А.О.П., не только ранее относился к землям запаса, что не оспаривается ответчиками, но и находится в охранной зоне Большехехцирского заповедника, спорный земельный участок относится к охраняемому природному объекту и принадлежит исключительно к федеральному ведению государственной собственности.
В письменных возражениях, в суде апелляционной инстанции представитель ответчика А.О.П. - П.Г.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на то, что прокурором не представлено доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, запрета на приватизацию в связи с резервированием его для государственных либо муниципальных нужд, невозможности строительства такого объекта недвижимости как домик для семейного отдыха на землях рекреационного назначения.
Сведения об охранной зоне заповедника в государственном кадастре отсутствуют, сведения о фактических границах самого заповедника внесены в кадастровый учет только в 2010 году после проведения землеустроительных работ.
Охранная зона не входит в состав самого заповедника, следовательно, не относится к категории земель особо охраняемых природных территорий, соответственно, не является землей, ограниченной в обороте, и положения ст. 27 ЗК РФ на данную территорию не распространяются.
В письменных возражениях и в суде представитель администрации Ш. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что доводы прокурора о нарушении требований действующего земельного законодательства при переводе земель из одной категории в другую, являются не состоятельными, так как на момент принятия постановления в декабре 2004 года земельное законодательство РФ (ст. 103) не содержало каких-либо указаний о порядке перевода земель из одной категории в другую. Также считает несостоятельным довод прокурора относительно того, что земля используется не по назначению, так как в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения используются для целей отдыха и туризма.
Земельный участок используется для эксплуатации домика для семейного отдыха, то есть целевое назначение соответствует разрешенному использованию.
В суде апелляционной инстанции в возражениях по доводам апелляционного представления представители ООО "Фонд жилищного строительства" К.А., С. просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения. Указали, что при переводе земельного участка из категории "земли запаса" в категорию "особо охраняемой территории", передаче земельного участка в аренду, а затем (после разделения) в собственность А.О.П. каких-либо нарушений законодательства со стороны главы Хабаровского муниципального района допущено не было. Кроме того, указали на пропуск прокурором срока для обращения в суд по данной категории дел (оспаривание ненормативного правового акта), установленного ст. 256 ГПК РФ в 3 месяца.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика А.О.П., представителей Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, представителя управления кадастра и картографии по Хабаровскому краю, о дате и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом, в порядке ст. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, доводы апелляционного представления, письменные возражения на него, а также выслушав возражения лиц, участвующих в деле по доводам апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела распоряжением главы муниципального образования Хабаровского района N от ДД.ММ.ГГГГ НО "Фонд жилищного строительства" предоставлен земельный участок из земель запаса общей площадью 3,0 га, расположенный в районе ручья Соснинский сроком на 3 года для строительства базы отдыха, категория "земли особо охраняемых территорий".
Судом первой инстанции данное распоряжение признано законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных главе муниципального образования полномочий по переводу земель запаса в иную категорию, с соблюдением процедуры перевода.
При этом указано, что действующее на момент издания распоряжения законодательство не регламентировало: каким образом должен был осуществляться перевод земельного участка из одной категории в другую (путем принятия отдельного акта или распоряжение должно носить нормативный характер), порядок принятия не был нарушен.
Форма оспариваемого распоряжения не носила индивидуального характера, при переводе земель запаса в иные категории и предоставлении таких земельных участков гражданам и юридическим лицам в Хабаровском муниципальном районе принимались аналогичные постановления (Том 1 л.д. 134-145).
Не были нарушены положения закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так как на момент принятия постановления обязанность опубликования акта отсутствовала, также не были нарушены положения ст. 30, 31, 32, 36 Земельного кодекса РФ, предписывающие порядок и процедуру согласования выбора земельного участка, формирования и постановки его на кадастровый учет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно Земельному кодексу РФ N 136-ФЗ от 25.10.2001 года в соответствии со ст. 7 все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен определенно, исходя из их целевого назначения, под п. 7 указана категория земли - земли запаса.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ЗК РФ основой деления земель по категориям является их целевое назначение и разрешенное использование.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ: к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, а субъектным составом их собственников - государства и муниципальных образований.
В статье 16 ЗК РФ дается понятие государственной собственности на землю: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 3 Закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" (действовал до 01.07.2006 года) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
- ... земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 2 данного Закона основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований, являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности.
Вместе с тем, в настоящее время указанные акты не приняты.









































































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)