Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2009 N 05АП-2844/2008 ПО ДЕЛУ N А51-11546/2007-2-393

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2009 г. N 05АП-2844/2008

Дело N А51-11546/2007-2-393

Резолютивная часть постановления оглашена 03 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.Л. Яковенко
судьи: Т.А. Аппаковой, Л.Ю. Ротко
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан
при участии
от Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа представители Топорков С.И. (удостоверение N 27, доверенность N 140 от 04.10.07), Романова Г.А. (паспорт <...>, доверенность от 23.03.09),
от Уссурийской квартирно-эксплуатационной части представитель Попова Е.А. (паспорт <...>, доверенность от 01.06.09),
от Министерства обороны Российской Федерации представитель Осиик Е.В. (паспорт <...>, доверенность N 919а от 22.08.08),
рассмотрел апелляционные жалобы Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации
на решение от 21 октября 2008 года
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-11546/2007 2-393 Арбитражного суда Приморского края
по иску Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
к Министерству обороны Российской Федерации, Уссурийской квартирно-эксплуатационной части, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Приморского края
третьи лица: Территориального отделение N 8 Управления Роснедвижимости по Приморскому краю, Управление федерального регистрационной службы по Приморскому краю, Устинов Р.В.
о признании недействительным зарегистрированного права

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации Уссурийского городского округа обратился в суд с исковым заявлением к РФ, (Министерству обороны РФ) в лице Уссурийской КЭЧ, третье лицо Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок площадью 17408,00 га под объекты обороны (Барановский полигон). Назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый номер 25:18:01 57 02: 0012, расположенный: ориентир: здание клуба, адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, с. Баневурово, ул. Школьная, 31, примерно в 5,0 кв. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка.
В предварительном судебном заседании 28 ноября 2007 года истец уточнил, что иск заявлен к ответчикам Министерству обороны РФ и Уссурийской квартирно-эксплуатационной части.
Определением от 28 ноября 2007 года к участию в деле, в качестве ответчика привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю.
Определениями от 28 ноября 2007 года и от 16 июня 2008 года к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел N 8 Управления Роснедвижимости по Приморскому краю и Устинов Роман Валерьевич.
Решением от 21.10.2008 Арбитражный суд Приморского края исковые требования удовлетворил, признал недействительным зарегистрированное права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Не согласившись с данным решением, Территориальное управление Росимущества по Приморскому краю и Министерство обороны РФ обжаловали его в апелляционном порядке, указав, что суд неправильно применил нормы материального права, дал неверную оценку обстоятельствам дела.
По мнению заявителей, истец не указал оснований и норм права, которым не соответствует зарегистрированное право собственности Российской Федерации. Заявители полагают, что право собственности Российской Федерации возникло на данный земельный участок в силу закона, поскольку данный земельный участок относится к землям военной обороны. При таких обстоятельствах, постановка на кадастровый учет проводилась без межевания, что соответствовало требованиям действующего законодательства. Заявители считают, что суд неправомерно признал недействительным зарегистрированное право на весь земельный участок, а не в части, на которую претендует истец.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, просил решение отменить.
Представители ТУ Росимущества по ПК, Территориального отдела N 8 Управления Роснедвижимости по Приморскому краю, Управления федерального регистрационной службы по Приморскому краю, Устинов Р.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом.
Территориальное управление Росимущества по Приморскому края направило в суд телефонограмму, в которой просило рассмотреть апелляционные жалобы без его участия.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, в соответствии с государственным актом на право пользования землей N 196565 от 15.12.1980 за Уссурийской квартирно-эксплуатационной частью был закреплен на праве бессрочного и бесплатного пользования земельный участок площадью 18025 га для государственных нужд (Барановский полигон).
Полагая, что в силу закона данный земельный участок относиться к федеральной собственности, Территориальное управление Росимущества по Приморскому краю зарегистрировало право собственности Российской Федерации на данный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.01.2006 совершена запись N 25-25-12/009/2006-28 о регистрации федеральной собственности на земельный участок площадью 17408,00 га под объекты обороны (Барановский полигон); назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый номер 25:18:01 57 02: 0012, расположенный по адресу: ориентир: здание клуба, адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, с. Баневурово, ул. Школьная, 31, примерно в 5,0 кв. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка. Выдано свидетельство о государственной регистрации права от 31.01.2006 серии 25-АА N 664833.
Как следует из кадастрового плана на данный земельный участок (кадастровый номер 25:18:01 57 02: 0012) площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
В границах этого земельного участка находятся поселок Партизан, входящий в Уссурийский городской округ (Закон Приморского края от 06.08.2004 "Об Уссурийском городском округе"), и жилой сектор п. Барановский, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 23.06.2008. Данное обстоятельство не оспаривается и ответчиками.
Согласно материалам дела в п.Партизан имеются земельные участки, право собственности на которые зарегистрировано за различными лицами, в том числе и за Устиновым Р.В.
Полагая, что право собственности Российской Федерации на земельный участок, в границы которого вошел населенный пункт, зарегистрировано неправомерно, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое зарегистрированное право совершено в отношении земельного участка, кадастровый план на который составлен не на основании материалов межевания, не содержит необходимые сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок и точно определить его как объект права в соответствии с действующим земельным законодательством и законодательством о государственном кадастровом учете земельных участков.
В соответствии с Законом Приморского края от 14.11.2001 г. N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" в реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Приморского края пос. Партизан включен в Уссурийский район.
В соответствии со ст. 2 Закона Приморского края от 06.08.2004 г. N 131-КЗ "Об Уссурийском городском округе" пос. Партизан включен в состав Уссурийского городского округа и является населенным пунктом.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
При регистрации права собственности Российской Федерации, Управление федеральной регистрационной службы руководствовалось кадастровым планом и актом -1 N 196565 от 15.12.1980.
При этом, картографический материал на земельный участок не прикладывался, межевание не проводилось в отношении границ данного земельного участка.
Вместе с тем, из государственного акта А-1 N 196565 от 15.12.1980 невозможно установить границы земельного участка, предоставляемого Уссурийской КЭЧ на праве бессрочного пользования для государственных нужд. Кроме того, в данном государственном акте содержатся ссылки на иных землепользователей, чьи земельные участки расположены в границах спорного земельного участка.
Таким образом, невозможно индивидуализировать земельный участок, отнесенный к собственности Российской Федерации и предоставленный для нужд обороны.
При регистрации права собственности спорного земельного участка не было учтено, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.06.1999 N 924-р, распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 18.08.1999 N 905-р в муниципальную собственность г. Уссурийска были переданы объекты коммунально-бытового назначения Уссурийской квартирно-эксплуатационной части Дальневосточного военного округа Министерства обороны России, расположенные на спорном земельном участке.
Таким образом, часть предоставленного ранее для государственных нужд (размещение войсковой части) земельного участка была фактически выведена из земель обороны в связи с высвобождением военного имущества, расположенного на нем и передачи его в муниципальную собственность. При таких обстоятельствах, данный земельный участок, в границах указанных в государственном акте, уже не может быть рассмотрен, как необходимый для нужд обороны.
Как установлено материалами дела, на территории спорного земельного участка расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за муниципальным образованием г. Уссурийск (Свидетельство о государственной регистрации права 25 АА N 597245).
Кроме этого, в границы оспариваемого земельного участка вошли земельные участки, предоставленные на праве собственности физическим лицам, в том числе третьему лицу Устинову Р.В.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
На основании ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Материалами дела подтверждается, что кадастровый план, представленный на регистрацию, содержит ориентировочную площадь, описание границ участка отсутствует.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче земельного участка в собственность РФ, являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы заявителей о том, что истец вправе был требовать признания недействительным зарегистрированного права на земельной участок только в части.
Предметом исковых требований является зарегистрированное право собственности как самостоятельный объект, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Действующее законодательство не предусматривает возможности оспорить часть вещного права.
Оспариваемое право собственности зарегистрировано на единый, сформированный объект, которому присвоен единый кадастровый номер, совершена одна запись в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При таких обстоятельствах, истец сможет разграничить и выделить принадлежащий ему земельный участок, сформировать данный земельный участок только после признания недействительным зарегистрированного права и прекращения записи в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для его пересмотра в условиях апелляции по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 октября 2008 года по делу N А51-11546/2007 2-393 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
И.Л.ЯКОВЕНКО

Судьи
Л.Ю.РОТКО
Т.А.АППАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)