Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" представителя Смирновой О.Б. по доверенности от 30.01.2013, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области представителя Кудринской И.М. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 сентября 2013 года по делу N А13-7888/2013 (судья Корепин С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" (ОГРН 1113525015273; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1023500873802; далее - Учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) с исковыми требованиями:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, площадью 22 972 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - административное здание, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению юго-восток, почтовый адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, дом 27, на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 5 628 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство производственной базы, площадью 3130 кв. м, местоположение: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 808 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу;
- - возложить на Учреждение обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную по состоянию на 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, в размере его рыночной стоимости - 5 628 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу, а также кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере его рыночной стоимости - 808 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 05.09.2013 в иске отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда отменить, иск удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются. Арендная плата за использование земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Определение размера арендной платы устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель и зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования. Поэтому результат кадастровой оценки земли затрагивает права и законные интересы арендатора в части размера арендной платы. В связи с этим арендатор вправе заявить требование об оспаривании кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени. Поэтому правовых оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержала доводы и требования жалобы, просила решение суда отменить, иск - удовлетворить.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на жалобу также возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества и Учреждения, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии с договорами уступки прав аренды земельных участков от 31.10.2011 является арендатором следующих земельных участков кадастровыми номерами: 35:24:0303006:601, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, площадью 22 972 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - административное здание, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению юго-восток, почтовый адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, дом 27; 35:24:0303006:2018, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство производственной базы, площадью 3130 кв. м, местоположение: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, установлена в размере 80 352 380 руб. 48 коп., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере - 11 106 898 руб. 90 коп.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18.01.2013), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области (дата оценки 02.06.2012).
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, установлена в размере 8 552 000 руб., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере 1 223 000 руб.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 06.06.2012 N 07/13, выполненным по заказу истца индивидуальны предпринимателем Воронцовым Сергеем Александровичем, являющемся членом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет: земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601-5 628 000 руб., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018-808 000 руб.
Согласно экспертному заключению от 13.06.2013 N 519/06/12 некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Она основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного следует, что действующее законодательство предусматривает порядок установления кадастровой стоимости земельных участков и специальную процедуру рассмотрения в административном порядке споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, вынесенные по результатам рассмотрения которых решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
- В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка не требуется проведение государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка.
Устанавливая данное правило закон, тем не менее, не установил заявительный порядок внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Права владельца земельного участка на установление экономически обоснованного размера платы за землю путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в настоящее время могут быть защищены в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности путем оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданной комиссии либо в суде.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложение на Учреждение обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае, требования Общества направлены на установление кадастровой стоимости земельных участков и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2011.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, такое требование противоречит статьям 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности, толкованию норм права, изложенному Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.03.2011 N 274-О-О, 275-О-О, 276-О-О, 277-О-О, 278-О-О, 279-О-О, 280-О-О, 281-О-О, правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, и удовлетворению не подлежит.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что дата определения рыночной стоимости должна соответствовать дате кадастровой оценки, а именно 02.06.2012. Рыночная стоимость, установленная вступившим в законную силу решением суда, может применяться только с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Поэтому представленная истцом оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 не является актуальной, а отчет об оценке не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства действительной рыночной стоимости земельных участков.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 сентября 2013 года по делу N А13-7888/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А13-7888/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А13-7888/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" представителя Смирновой О.Б. по доверенности от 30.01.2013, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области представителя Кудринской И.М. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 сентября 2013 года по делу N А13-7888/2013 (судья Корепин С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" (ОГРН 1113525015273; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1023500873802; далее - Учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) с исковыми требованиями:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, площадью 22 972 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - административное здание, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению юго-восток, почтовый адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, дом 27, на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 5 628 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство производственной базы, площадью 3130 кв. м, местоположение: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 808 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу;
- - возложить на Учреждение обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную по состоянию на 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, в размере его рыночной стоимости - 5 628 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу, а также кадастровую стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере его рыночной стоимости - 808 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 05.09.2013 в иске отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда отменить, иск удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются. Арендная плата за использование земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Определение размера арендной платы устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель и зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования. Поэтому результат кадастровой оценки земли затрагивает права и законные интересы арендатора в части размера арендной платы. В связи с этим арендатор вправе заявить требование об оспаривании кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени. Поэтому правовых оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержала доводы и требования жалобы, просила решение суда отменить, иск - удовлетворить.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на жалобу также возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества и Учреждения, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии с договорами уступки прав аренды земельных участков от 31.10.2011 является арендатором следующих земельных участков кадастровыми номерами: 35:24:0303006:601, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственной базы, площадью 22 972 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - административное здание, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению юго-восток, почтовый адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, дом 27; 35:24:0303006:2018, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство производственной базы, площадью 3130 кв. м, местоположение: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, установлена в размере 80 352 380 руб. 48 коп., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере - 11 106 898 руб. 90 коп.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18.01.2013), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области (дата оценки 02.06.2012).
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601, установлена в размере 8 552 000 руб., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018, в размере 1 223 000 руб.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 06.06.2012 N 07/13, выполненным по заказу истца индивидуальны предпринимателем Воронцовым Сергеем Александровичем, являющемся членом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет: земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:601-5 628 000 руб., земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303006:2018-808 000 руб.
Согласно экспертному заключению от 13.06.2013 N 519/06/12 некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Она основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного следует, что действующее законодательство предусматривает порядок установления кадастровой стоимости земельных участков и специальную процедуру рассмотрения в административном порядке споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, вынесенные по результатам рассмотрения которых решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
- В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка не требуется проведение государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка.
Устанавливая данное правило закон, тем не менее, не установил заявительный порядок внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Права владельца земельного участка на установление экономически обоснованного размера платы за землю путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в настоящее время могут быть защищены в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности путем оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданной комиссии либо в суде.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложение на Учреждение обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае, требования Общества направлены на установление кадастровой стоимости земельных участков и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2011.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, такое требование противоречит статьям 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности, толкованию норм права, изложенному Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.03.2011 N 274-О-О, 275-О-О, 276-О-О, 277-О-О, 278-О-О, 279-О-О, 280-О-О, 281-О-О, правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, и удовлетворению не подлежит.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что дата определения рыночной стоимости должна соответствовать дате кадастровой оценки, а именно 02.06.2012. Рыночная стоимость, установленная вступившим в законную силу решением суда, может применяться только с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Поэтому представленная истцом оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 не является актуальной, а отчет об оценке не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства действительной рыночной стоимости земельных участков.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 сентября 2013 года по делу N А13-7888/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Декоратор" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)