Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Максимовой М.А., Наумовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2014 по делу N А11-4025/2014, принятое судьей Долговой Ж.А., по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Сновицы" (ОГРН 1033302801916, ИНН 3325010617) к администрации города Владимира, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", об установлении границ многоконтурного земельного участка.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от сельскохозяйственного производственного кооператива "Сновицы" - Котов П.Г. на основании доверенности от 12.03.2015 N 1 (сроком по 31.12.2016);
- от администрации города Владимира - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сновицы" (далее - СПК "Сновицы") обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации города Владимира об установлении границ многоконтурного земельного участка площадью 291 259 кв. м с кадастровым номером 33:22:022046:22, расположенного по адресу: Владимирская обл., город Владимир, с районе Сновицы-Владимир по координатам поворотных точек, определенных межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Ковалевым Г.В.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 17.12.2014 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрации города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, заявитель указал на неисполнение истцом в установленный срок (01.07.2012) обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельного участка в собственность.
По мнению заявителя, земельный участок, принадлежащий СПК "Сновицы", в течение длительного времени не используется для сельскохозяйственного производства.
Кроме того считает, что границы земельного участка установлены без учета красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка и пересекают границы территориальных зон.
Представитель СПК "Сновицы" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от 19.05.1992 N 118 "Об изменении городской черты г. Владимира и р. п. Юрьевца" в городскую черту была включена часть земель Суздальского района, в т.ч. часть земель совхоза "Знамя Октября". Территория передана по акту приема-передачи.
В 1996 году по инициативе органов местного самоуправления города Владимира АО "Владимирстройизыскания" проводилась инвентаризация земель, входящих в черту г. Владимира, используемых сельскохозяйственными предприятиями, в том числе земельного участка, используемого АО "Сновицы" для сельскохозяйственного производства.
Границы земельных участков установлены на местности землеустроительной организацией.
Границы земельного участка, используемого АОЗТ "Сновицы" для сельскохозяйственного производства также были согласованы директором и главным агрономом АО "Сновицы".
На основании Указа Президента от 23.04.1993 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", постановления главы администрации Владимирской области от 15.06.1992 N 110 "Об организации работ по инвентаризации земель г. Владимира", постановления главы администрации г. Владимира от 11.08.1993 N 62 "О проведении инвентаризации земель города Владимира в 1993 - 1995 годах", постановления главы администрации г. Владимира от 15.04.1998 N 128 "О внесении изменений в постановление главы города Владимира от 11.08.1993 N 62, распоряжением главы города Владимира от 25.01.1999 N 94-р утверждены материалы инвентаризации земель и предоставлены земельные участки с обременениями и ограничениями согласно планам землепользователям сельхозпредприятий, вошедших в черту г. Владимира: ТОО "Новосельское", АОЗТ "Декоративные культуры", АОЗТ "17 МЮД", АОЗТ "Сновицы", сельхозпредприятие "Агроколледж Владимирский", ТОО "Вышка", АОЗТ "Коммунар".
Пунктом 3 распоряжения от 25.01.1999 N 94-р предусмотрено, что все ранее выданные земельно-правовые документы на земельные участки, расположенные на землях сельхозпредприятий, вошедших в черту г. Владимира, не соответствующие по наименованию землепользователя, площади или границам, подлежат переоформлению в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владимира.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. В ходе инвентаризации установлено, что площадь сельскохозяйственных земель, используемых АО "Сновицы" в границах города Владимира, составила 80,69 га, в том числе площадь земель, находящихся в общей долевой собственности - 51,57 га, в бессрочном пользовании - 29,12 га.
Первоначально земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет площадью 947 085 кв. м с кадастровым номером 33:22:22 046:0030. 25.01.1999 земельный участок площадью 29,12 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости с кадастровым номером 33:22:022046:22.
По заказу истца кадастровым инженером Ковалевым Г.В. был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы земельного участка и его площади.
В целях согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 33:22:022046:22, который принадлежит кооперативу, последний направил в адрес Администрации межевой план многоконтурного земельного участка, выполненный кадастровым инженером Ковалевым Г.В., в связи с уточнением местоположения границ.
Рассмотрев материалы межевого плана, администрация в письме от 31.01.2014 N 27-01-10/611 указала на то, что согласование представленного межевого плана многоконтурного земельного участка (в частности контура N 3) отклоняется.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с требованием об установлении границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае иск об установлении границ земельного участка является единственно возможным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права.
Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
На основании пунктов 1, 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с частью 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из положений статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае иск об установлении границ земельного участка является единственно возможным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации). Характер нарушенного права соответствует избранному истцом способу защиты, направлен на его восстановление.
В обоснование заявленных требований истцом представлен межевой план от 2013 года, составленный кадастровым инженером Ковалевым Г.В. Согласно заключению кадастрового инженера межевой план оформлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская обл., МО город Владимир (городской округ), г. Владимир, в районе Сновицы Веризино.
В результате кадастровых работ было определено местоположение земельных участков, относящихся к пользованию СПК "Сновицы", расположенных на землях населенных пунктов территории сельскохозяйственного использования.
По сведениям ГКН площадь земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22 составляет 291259 кв. м, площадь земельного участка рассчитана картометрическим методом, на основании кадастрового плана территории и решения малого Совета народных депутатов Владимирской области от 19.05.1992 N 118, равной 291259 кв. м.
Таким образом, СПК "Сновицы" просил установить границы земельного участка в пределах, принадлежащего ему земельного участка по правоустанавливающим документа.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации межевой план земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22, суд пришел к обоснованному выводу к выводу о том, что он полно и обоснованно отражает границы и площадь земельного участка, в связи с чем правомерно признал СПК "Сновицы" как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22 площадью 291259 кв. м в указанных границах согласно межевому плану от 2013 года.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств опровергающих выводы, изложенные в межевом плане от 2013 года, составленном кадастровым инженером Ковалевым Г.В.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2014 по делу N А11-4025/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 ПО ДЕЛУ N А11-4025/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А11-4025/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Максимовой М.А., Наумовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2014 по делу N А11-4025/2014, принятое судьей Долговой Ж.А., по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Сновицы" (ОГРН 1033302801916, ИНН 3325010617) к администрации города Владимира, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", об установлении границ многоконтурного земельного участка.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от сельскохозяйственного производственного кооператива "Сновицы" - Котов П.Г. на основании доверенности от 12.03.2015 N 1 (сроком по 31.12.2016);
- от администрации города Владимира - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сновицы" (далее - СПК "Сновицы") обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации города Владимира об установлении границ многоконтурного земельного участка площадью 291 259 кв. м с кадастровым номером 33:22:022046:22, расположенного по адресу: Владимирская обл., город Владимир, с районе Сновицы-Владимир по координатам поворотных точек, определенных межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Ковалевым Г.В.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 17.12.2014 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрации города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, заявитель указал на неисполнение истцом в установленный срок (01.07.2012) обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельного участка в собственность.
По мнению заявителя, земельный участок, принадлежащий СПК "Сновицы", в течение длительного времени не используется для сельскохозяйственного производства.
Кроме того считает, что границы земельного участка установлены без учета красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка и пересекают границы территориальных зон.
Представитель СПК "Сновицы" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от 19.05.1992 N 118 "Об изменении городской черты г. Владимира и р. п. Юрьевца" в городскую черту была включена часть земель Суздальского района, в т.ч. часть земель совхоза "Знамя Октября". Территория передана по акту приема-передачи.
В 1996 году по инициативе органов местного самоуправления города Владимира АО "Владимирстройизыскания" проводилась инвентаризация земель, входящих в черту г. Владимира, используемых сельскохозяйственными предприятиями, в том числе земельного участка, используемого АО "Сновицы" для сельскохозяйственного производства.
Границы земельных участков установлены на местности землеустроительной организацией.
Границы земельного участка, используемого АОЗТ "Сновицы" для сельскохозяйственного производства также были согласованы директором и главным агрономом АО "Сновицы".
На основании Указа Президента от 23.04.1993 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", постановления главы администрации Владимирской области от 15.06.1992 N 110 "Об организации работ по инвентаризации земель г. Владимира", постановления главы администрации г. Владимира от 11.08.1993 N 62 "О проведении инвентаризации земель города Владимира в 1993 - 1995 годах", постановления главы администрации г. Владимира от 15.04.1998 N 128 "О внесении изменений в постановление главы города Владимира от 11.08.1993 N 62, распоряжением главы города Владимира от 25.01.1999 N 94-р утверждены материалы инвентаризации земель и предоставлены земельные участки с обременениями и ограничениями согласно планам землепользователям сельхозпредприятий, вошедших в черту г. Владимира: ТОО "Новосельское", АОЗТ "Декоративные культуры", АОЗТ "17 МЮД", АОЗТ "Сновицы", сельхозпредприятие "Агроколледж Владимирский", ТОО "Вышка", АОЗТ "Коммунар".
Пунктом 3 распоряжения от 25.01.1999 N 94-р предусмотрено, что все ранее выданные земельно-правовые документы на земельные участки, расположенные на землях сельхозпредприятий, вошедших в черту г. Владимира, не соответствующие по наименованию землепользователя, площади или границам, подлежат переоформлению в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владимира.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. В ходе инвентаризации установлено, что площадь сельскохозяйственных земель, используемых АО "Сновицы" в границах города Владимира, составила 80,69 га, в том числе площадь земель, находящихся в общей долевой собственности - 51,57 га, в бессрочном пользовании - 29,12 га.
Первоначально земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет площадью 947 085 кв. м с кадастровым номером 33:22:22 046:0030. 25.01.1999 земельный участок площадью 29,12 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости с кадастровым номером 33:22:022046:22.
По заказу истца кадастровым инженером Ковалевым Г.В. был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы земельного участка и его площади.
В целях согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 33:22:022046:22, который принадлежит кооперативу, последний направил в адрес Администрации межевой план многоконтурного земельного участка, выполненный кадастровым инженером Ковалевым Г.В., в связи с уточнением местоположения границ.
Рассмотрев материалы межевого плана, администрация в письме от 31.01.2014 N 27-01-10/611 указала на то, что согласование представленного межевого плана многоконтурного земельного участка (в частности контура N 3) отклоняется.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с требованием об установлении границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае иск об установлении границ земельного участка является единственно возможным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права.
Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
На основании пунктов 1, 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с частью 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из положений статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае иск об установлении границ земельного участка является единственно возможным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации). Характер нарушенного права соответствует избранному истцом способу защиты, направлен на его восстановление.
В обоснование заявленных требований истцом представлен межевой план от 2013 года, составленный кадастровым инженером Ковалевым Г.В. Согласно заключению кадастрового инженера межевой план оформлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская обл., МО город Владимир (городской округ), г. Владимир, в районе Сновицы Веризино.
В результате кадастровых работ было определено местоположение земельных участков, относящихся к пользованию СПК "Сновицы", расположенных на землях населенных пунктов территории сельскохозяйственного использования.
По сведениям ГКН площадь земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22 составляет 291259 кв. м, площадь земельного участка рассчитана картометрическим методом, на основании кадастрового плана территории и решения малого Совета народных депутатов Владимирской области от 19.05.1992 N 118, равной 291259 кв. м.
Таким образом, СПК "Сновицы" просил установить границы земельного участка в пределах, принадлежащего ему земельного участка по правоустанавливающим документа.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации межевой план земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22, суд пришел к обоснованному выводу к выводу о том, что он полно и обоснованно отражает границы и площадь земельного участка, в связи с чем правомерно признал СПК "Сновицы" как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 33:22:22046:22 площадью 291259 кв. м в указанных границах согласно межевому плану от 2013 года.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств опровергающих выводы, изложенные в межевом плане от 2013 года, составленном кадастровым инженером Ковалевым Г.В.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2014 по делу N А11-4025/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.В.БУХТОЯРОВА
Л.В.БУХТОЯРОВА
Судьи
М.А.МАКСИМОВА
Е.Н.НАУМОВА
М.А.МАКСИМОВА
Е.Н.НАУМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)