Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28847/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. по делу N А55-28847/2013


Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-28847/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара (ОГРН 1026301520970) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - ООО "РАА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) в предоставлении ООО "РАА" в аренду земельного участка площадью 50 кв. м с кадастровым номером 63:01:0711001:966, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 34 и понуждении Минимущества в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минимущество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары от 03.10.2005 N 823 ООО "РАА" в аренду предоставлен земельный участок площадью 50 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 34.
Вышеуказанный земельный участок был сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет 16.03.2011 с присвоением кадастрового номера 63:01:0711001:966, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под установку временного торгового павильона по реализации продуктов питания.
Общество обратилось в Минимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв. м с кадастровым номером 63:01:0711001:966, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 34 под установку временного павильона по реализации продуктов питания.
Минимущество письмом от 12.12.2013 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, размещение торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
ООО "РАА", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно абзацу 6 пункта 3.1 Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, предоставляются без проведения торгов в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что распоряжением администрации Советского района г. Самары от 03.10.2005 N 823 ООО "РАА" в аренду предоставлен спорный земельный участок, на котором согласно заключению Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" от 11.05.2011 N 09/5701 находится временный павильон по реализации продуктов питания, который по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства, учитывая, что испрашиваемый обществом земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, пришли к обоснованному выводу о том, что общество имеет право на предоставление данного земельного участка площадью 50 кв. м, на котором расположен временный объект, принадлежащий на праве собственности заявителю, в аренду без проведения торгов в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, поскольку имеется акт уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого обществом земельного участка в аренду невозможно, поскольку схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение торгового объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно указали суды, на спорном земельном участке до утверждения постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара находился временный павильон, в связи с чем факт наличия или отсутствия данного объекта в указанной схеме не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю и являться основанием для отказа в предоставлении ООО "РАА" данного земельного участка в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы общества.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2014 по делу N А55-28851/2013, от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А55-28847/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.КАРПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)