Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14469/2014
по заявлению Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (ИНН 6670022339, ОГРН 1026604972074)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
третье лицо: Правительство Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Кичева Е.С., представитель по доверенности от 01.04.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - Дружинина О.М., представитель по доверенности N 17-01-82/6334 от 20.05.2014, удостоверение;
- от третьего лиц - Цветков А.А., представитель по доверенности N 01-15-20/69 от 13.12.2012, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 05.08.2014 объявлен перерыв до 12.08.2014 до 16 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Кичева Е.С., представитель по доверенности от 01.04.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
- от третьего лиц - Цветков А.А., представитель по доверенности N 01-15-20/69 от 13.12.2012, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившегося в отклонении от рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса; об обязании заинтересованного лица рассмотреть ходатайство Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе указанного земельного участка, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса.
Определением от 11.04.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 23.05.2014 на 10 час. 20 мин.
Определением от 23.05.2014 судебное разбирательство дела назначено на 18.06.2014 на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании 18.06.2014 заинтересованным лицом представлен отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Определением от 18.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Свердловской области, судебное разбирательство отложено на 05.08.2014 на 11 час. 20 мин.
В судебном заседании 05.08.2014 Закрытым акционерным обществом "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" заявлено устное ходатайство о привлечении Правительства Свердловской области в качестве заинтересованного лица. После перерыва в судебном заседании представитель заявителя указанное ходатайство не поддержала.
В судебном заседании 12.08.2014 заявитель уточнил требования и просит:
- - признать незаконными действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившиеся в отклонении от рассмотрения ходатайства Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного "производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса;
- - обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области рассмотреть, подготовить и подать в Правительство Свердловской области ходатайство Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального, назначения" для размещения придорожного сервиса, а также подготовить, согласовать и передать на рассмотрение Правительства Свердловской области проект акта о переводе земельного участка или акт об отказе в переводе земельного участка. Уточнение судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" является собственником земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
В декабре 2013 года заявитель обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, руководствуясь п. 5 Постановления Правительства Свердловской области N 1667-ПП от 19.11.2009, согласно которому ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Письмом (исх. N 17-01-82/665 от 23.01.2014) МУГИСО информировало заявителя, что для принятия решения по существу обращения, обществу необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования муниципального образования; а также согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство и границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
17.02.2014 общество повторно обратилось в МУГИСО с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности, предоставив дополнительно к ранее поданному пакету документов заключение Администрации Белоярского городского округа о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному документу территориального планирования. Также в ходатайстве общество пояснило, что земельный участок площадью 37514 кв. м лишь частично располагается в придорожной полосе автомобильной дороги федерального назначения Р-351 Екатеринбург - Тюмень, размещение объектов придорожного сервиса в границах придорожной полосы автомобильной дороги осуществляться не будет, а подъезд к земельному участку будет осуществляться с автомобильной дороги "Железнодорожная станция Глубокое - пос. Бобровский" через участок с кадастровым номером 66:06:4501020:3036.
Письмом от 07.03.2014, исх. N 17-01-82/2755, МУГИСО сообщило обществу о невозможности рассмотреть ходатайство о переводе категории в связи с непредставлением обществом согласования владельца автомобильной дороги, в придорожной полосе которого частично находится земельный участок.
Считая действия МУГИСО незаконными, Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области, указов и распоряжений Губернатора Свердловской области издает правовые акты, в том числе по вопросам перевода земель, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую (в редакции Закона Свердловской области от 19.11.2008 N 110-ОЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абз. 9 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов" ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя. В свою очередь, в компетенцию правительства Свердловской области, как высшего исполнительного органа государственной власти области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
Такое понимание соотношения полномочий правительства Свердловской области и министерства в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками не отрицается их представителями.
В силу п. 4 ст. 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц (в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, если право на него в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
7) документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения земель документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 172-ФЗ);
8) сведения из государственного водного реестра о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования, информацией об установленных ограничениях режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации);
9) заключение территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, содержащее сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу), а также о составе земель сельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 1, 2, 4, 5, 9 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
10) документ, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения промышленных и иных объектов несельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
11) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земельного участка на основании п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
12) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель (в случае перевода земельного участка на основании п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
13) копия правового акта о создании особо охраняемой территории либо об отнесении земельного участка к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ, в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации);
14) заключение уполномоченного органа управления государственным фондом недр о наличии/отсутствии на земельном участке полезных ископаемых в случае, если на земельном участке планируется разместить объект строительства (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 7, 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
15) согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство объектов в придорожной полосе автомобильной дороги (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу п. 4. Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключение земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию в составе прилагаемых к нему документов" (введен Постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП) документы, предусмотренные подпунктами 2, 5, 6, 11, 12 пункта 3 настоящего Постановления, направляются заинтересованным лицом в порядке, указанном в пункте 5 настоящего Постановления. Документы, предусмотренные подпунктами 1, 3, 4, 7 - 10, 13 - 15 пункта 3 настоящего Постановления, запрашиваются исполнительным органом государственной власти Свердловской области в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Из п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключение земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию в составе прилагаемых к нему документов" (введен Постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП) следует, что ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В ст. 2 Закона N 172-ФЗ указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
Согласно ст. 3 Закона N 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, действия заинтересованного лица являются законными и обоснованными, поскольку ходатайство не рассмотрено по существу (в силу положений ст. 3 Закона N 172-ФЗ: к ходатайству не был приложен документ, представление которого является обязательным, следовательно, требования земельного законодательства не выполнены), кроме того, ходатайство возвращено заявителю, как требует ст. 3 Закона N 172-ФЗ.
Довод заявителя о том, что строительные работы на спорном участке им не планируются, судом отклоняется поскольку данный доводы правового значения не имеет.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп., перечисленная по платежному поручению N 163 от 04.04.2014 подлежит возврату Закрытому акционерному обществу "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. Возвратить Закрытому акционерному обществу "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 163 от 04.04.2014. Оригинал платежного поручения оставить в материалах дела.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-14469/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А60-14469/2014
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14469/2014
по заявлению Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (ИНН 6670022339, ОГРН 1026604972074)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
третье лицо: Правительство Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Кичева Е.С., представитель по доверенности от 01.04.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - Дружинина О.М., представитель по доверенности N 17-01-82/6334 от 20.05.2014, удостоверение;
- от третьего лиц - Цветков А.А., представитель по доверенности N 01-15-20/69 от 13.12.2012, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 05.08.2014 объявлен перерыв до 12.08.2014 до 16 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Кичева Е.С., представитель по доверенности от 01.04.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
- от третьего лиц - Цветков А.А., представитель по доверенности N 01-15-20/69 от 13.12.2012, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившегося в отклонении от рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса; об обязании заинтересованного лица рассмотреть ходатайство Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе указанного земельного участка, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса.
Определением от 11.04.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 23.05.2014 на 10 час. 20 мин.
Определением от 23.05.2014 судебное разбирательство дела назначено на 18.06.2014 на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании 18.06.2014 заинтересованным лицом представлен отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Определением от 18.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Свердловской области, судебное разбирательство отложено на 05.08.2014 на 11 час. 20 мин.
В судебном заседании 05.08.2014 Закрытым акционерным обществом "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" заявлено устное ходатайство о привлечении Правительства Свердловской области в качестве заинтересованного лица. После перерыва в судебном заседании представитель заявителя указанное ходатайство не поддержала.
В судебном заседании 12.08.2014 заявитель уточнил требования и просит:
- - признать незаконными действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившиеся в отклонении от рассмотрения ходатайства Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного "производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса;
- - обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области рассмотреть, подготовить и подать в Правительство Свердловской области ходатайство Закрытого акционерного общества "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального, назначения" для размещения придорожного сервиса, а также подготовить, согласовать и передать на рассмотрение Правительства Свердловской области проект акта о переводе земельного участка или акт об отказе в переводе земельного участка. Уточнение судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" является собственником земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
В декабре 2013 года заявитель обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, руководствуясь п. 5 Постановления Правительства Свердловской области N 1667-ПП от 19.11.2009, согласно которому ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Письмом (исх. N 17-01-82/665 от 23.01.2014) МУГИСО информировало заявителя, что для принятия решения по существу обращения, обществу необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования муниципального образования; а также согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство и границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
17.02.2014 общество повторно обратилось в МУГИСО с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности, предоставив дополнительно к ранее поданному пакету документов заключение Администрации Белоярского городского округа о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному документу территориального планирования. Также в ходатайстве общество пояснило, что земельный участок площадью 37514 кв. м лишь частично располагается в придорожной полосе автомобильной дороги федерального назначения Р-351 Екатеринбург - Тюмень, размещение объектов придорожного сервиса в границах придорожной полосы автомобильной дороги осуществляться не будет, а подъезд к земельному участку будет осуществляться с автомобильной дороги "Железнодорожная станция Глубокое - пос. Бобровский" через участок с кадастровым номером 66:06:4501020:3036.
Письмом от 07.03.2014, исх. N 17-01-82/2755, МУГИСО сообщило обществу о невозможности рассмотреть ходатайство о переводе категории в связи с непредставлением обществом согласования владельца автомобильной дороги, в придорожной полосе которого частично находится земельный участок.
Считая действия МУГИСО незаконными, Закрытое акционерное общество "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области, указов и распоряжений Губернатора Свердловской области издает правовые акты, в том числе по вопросам перевода земель, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую (в редакции Закона Свердловской области от 19.11.2008 N 110-ОЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абз. 9 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов" ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя. В свою очередь, в компетенцию правительства Свердловской области, как высшего исполнительного органа государственной власти области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
Такое понимание соотношения полномочий правительства Свердловской области и министерства в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками не отрицается их представителями.
В силу п. 4 ст. 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц (в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, если право на него в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
7) документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения земель документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 172-ФЗ);
8) сведения из государственного водного реестра о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования, информацией об установленных ограничениях режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации);
9) заключение территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, содержащее сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу), а также о составе земель сельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 1, 2, 4, 5, 9 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
10) документ, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения промышленных и иных объектов несельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
11) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земельного участка на основании п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
12) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель (в случае перевода земельного участка на основании п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ);
13) копия правового акта о создании особо охраняемой территории либо об отнесении земельного участка к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения (в случае перевода земельного участка на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ, в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации);
14) заключение уполномоченного органа управления государственным фондом недр о наличии/отсутствии на земельном участке полезных ископаемых в случае, если на земельном участке планируется разместить объект строительства (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 7, 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
15) согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство объектов в придорожной полосе автомобильной дороги (в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 172-ФЗ, ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу п. 4. Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключение земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию в составе прилагаемых к нему документов" (введен Постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП) документы, предусмотренные подпунктами 2, 5, 6, 11, 12 пункта 3 настоящего Постановления, направляются заинтересованным лицом в порядке, указанном в пункте 5 настоящего Постановления. Документы, предусмотренные подпунктами 1, 3, 4, 7 - 10, 13 - 15 пункта 3 настоящего Постановления, запрашиваются исполнительным органом государственной власти Свердловской области в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Из п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключение земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию в составе прилагаемых к нему документов" (введен Постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 N 1166-ПП) следует, что ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В ст. 2 Закона N 172-ФЗ указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
Согласно ст. 3 Закона N 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, действия заинтересованного лица являются законными и обоснованными, поскольку ходатайство не рассмотрено по существу (в силу положений ст. 3 Закона N 172-ФЗ: к ходатайству не был приложен документ, представление которого является обязательным, следовательно, требования земельного законодательства не выполнены), кроме того, ходатайство возвращено заявителю, как требует ст. 3 Закона N 172-ФЗ.
Довод заявителя о том, что строительные работы на спорном участке им не планируются, судом отклоняется поскольку данный доводы правового значения не имеет.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп., перечисленная по платежному поручению N 163 от 04.04.2014 подлежит возврату Закрытому акционерному обществу "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. Возвратить Закрытому акционерному обществу "БЕЛОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 163 от 04.04.2014. Оригинал платежного поручения оставить в материалах дела.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)