Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А66-15057/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А66-15057/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. по доверенности от 09.04.2014 N 27-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк-Восток" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2014 года по делу N А66-15057/2013 (судья Голубева Л.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Технопарк-Восток" (ОГРН 1136952002186; далее - ООО "Технопарк-Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: город Тверь, в районе деревни Никифоровское, за НИИ "ВНИИСВ", кадастровый квартал 69:40:0200095, площадью примерно 70 га, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство технопарка со строительством ряда предприятий электронной промышленности, выраженного в письме от 25.10.2013 N 17565-09, и о возложении на ответчика обязанности в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Технопарк-Восток" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка по мотиву нецелесообразности не предусмотрен законодательством. Считает, что земельные участки, в пределах которых испрашивается спорный земельный участок, в установленном законом порядке не сформированы, так как они образованы до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2013 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), результаты инвентаризации земель в городе Твери не утверждены, землеустроительные дела отсутствуют, границы участков в соответствии с федеральным законодательством не определены. Полагает, что федеральное законодательство не содержит запрета на осуществление выбора из части земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет. Ссылается на то, что проект планировки спорной территории и проект межевания не разработаны. Указывает на то, что поскольку критерии нецелесообразности постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь" (далее - Порядок N 213-па) не установлены, то Межведомственная комиссия при правительстве Тверской области и министерство при принятии решений должны основывать свои отказы в предоставлении земельных участков на нормах действующего законодательства.
Отзывы на апелляционную жалобу от министерства и департамента не поступили.
Представитель министерства в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, оставить решение суда без изменения.
Общество и департамент надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Технопарк-Восток" обратилось в министерство с заявлением (входящая дата 15.04.2013, номер 8534) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Тверь, в районе деревни Никифоровское, за НИИ "ВНИИСВ", кадастровый квартал 69:40:0200095, площадью примерно 70 га, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство технопарка со строительством ряда предприятий электронной промышленности.
В дополнение к заявлению обществом представлена схема испрашиваемого участка с обоснованием необходимой площади.
Письмом от 25.10.2013 N 17565-09 министерство отказало ООО "Технопарк-Восток" в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на то, что части земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200095:1, 69:40:0200095:27, 69:40:0200095:25, входящие в состав испрашиваемого земельного участка, являются ранее учтенными (поставлены на государственный кадастровый учет соответственно 14.09.2005, 13.07.2003 и 06.12.2006) и сформированными в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Посчитав, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемом случае, как следует из письма министерства от 25.10.2013 N 17565-09, основанием отказа заявителю в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило то, что заявителем испрашиваются части земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200095:1, 69:40:0200095:27, 69:40:0200095:25, которые являются ранее учтенными и сформированными.
Довод подателя жалобы о том, что указанные земельные участки не могут быть признаны сформированными, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается и представителями сторон не оспаривается тот факт, что истребуемый обществом земельный участок площадью 700 000 кв. м, расположенный в кадастровом квартале 69:40:0200095, находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200095:1 площадью 65 095,03 кв. м, 69:40:0200095:25 площадью 304 800 кв. м и 69:40:0200095:27 площадью 409 995,90 кв. м.
По смыслу положений ЗК РФ и Закона N 221-ФЗ земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 09.12.2013 N 02-69/13-1-347543, 02-69/13-1-347523, от 29.11.2013 N 02-69/13-1-335816, представленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, вышеуказанные земельные участки являются ранее учтенными, поставлены на кадастровый учет соответственно 14.09.2005, 13.07.2003 и 06.12.2006, им присвоены кадастровые номера. Кадастровые выписки в отношении участков с кадастровыми номерами 69:40:0200095:1 и 69:40:0200095:27 содержат план (чертеж, схему) земельных участков с нанесенными на них определенными точками координат границ участков и с подробным описанием месторасположения границ каждого из этих участков. Кадастровая выписка в отношении участка с кадастровым номером 69:40:0200095:25 содержит план (чертеж, схему) земельного участка.
Следовательно, из имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что в данном случае в отношении вышеуказанных земельных участков проведены кадастровые работы, поскольку границы вышеуказанных земельных участков с нанесенными на планах и схемах характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровых выписках, позволяют идентифицировать каждый земельный участок, который может являться объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее учтенные земельные участки в границах которых испрашивается спорный участок, являются сформированными.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Таким образом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен заинтересованным лицам для строительства только с торгов в порядке, предусмотренном подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что поскольку критерии нецелесообразности Порядком N 213-па не установлены, то Межведомственная комиссия при правительстве Тверской области и министерство при принятии решений должны основывать свои отказы в предоставлении земельных участков на нормах действующего законодательства.
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что отказ заявителю в предоставлении спорного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта произведен по мотиву нецелесообразности предоставления данного участка. В связи с этим данный довод апелляционной жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, в данном случае следует учесть, что в центре испрашиваемого обществом участка находится сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок площадью 1139,8 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200095:10, на котором расположена газораспределительная станция, от которой в восточном и юго-восточном направлении отходит газопровод; в юго-восточной части земельного участка находятся опоры линий электропередачи. Данные обстоятельства документально обществом не опровергнуты.
Как указано в отзыве министерства, представленном в суде первой инстанции, и подтверждается письмом департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 20.05.2013 N 30/324 (лист дела 42), арендатором данного участка с кадастровым номером 69:40:0200095:10 является общество с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз", санитарно-защитная зона газораспределительной станции составляет 300 метров, охранная зона - 100 метров во все стороны, зона минимального расстояния от станции - 150 метров во все стороны; охранная зона линий электропередачи различного напряжения составляет соответственно 10, 15 и 20 метров в каждую сторону.
Следовательно, общество претендует на часть участка, уже предоставленного в аренду иному лицу с находящимися на таком участке объектами коммунальной инфраструктуры.
Помимо изложенного Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) подтверждается, что испрашиваемый земельный участок предусмотрен под формирование транспортной инфраструктуры (городских магистральных улиц районного значения), рекреационной зоны (зеленые насаждения общего пользования), производственной и коммунальной зон (промышленных предприятий), что подтверждается фрагментом основного чертежа генерального плана города Твери.
В связи с этим апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для изменения или отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2014 года подателю апелляционной жалобы предлагалось представить доказательства (например, копии расходного кассового ордера и авансового отчета), подтверждающие уплату госпошлины по квитанции от 24.06.2014 от имени и за счет средств ООО "Технопарк-Восток". Однако податель жалобы указанные доказательства не представил.
Поскольку приложенная к апелляционной жалобе квитанция от 24.06.2014 не является надлежащим доказательством ее уплаты в установленных порядке и размере, так как в ней не имеется информации о том, что государственная пошлина уплачена Лучининым С.Г. за ООО "Технопарк-Восток", на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2014 года по делу N А66-15057/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк-Восток" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Технопарк-Восток" (ОГРН 1136952002186) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА

Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)