Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сибирская тема" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 45:25:040104:19 в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Курганского областного суда от 5 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сибирская тема" (далее - ООО "НПФ "Сибирская тема") обратилось в Курганский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 45:25:040104:19, площадью 12 735 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания производственной базы, с местонахождением относительно ориентира, расположенного в границах участка, и имеющего почтовый адрес: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, д. 106а, равной его рыночной стоимости в размере 2 636 000 руб., определенной по состоянию на 1 января 2010 г.
Решением Курганского областного суда от 5 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Курганской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
ООО "НПФ "Сибирская тема", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области), Правительство Курганской области, Администрация города Кургана, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "НПФ "Сибирская тема" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 45:25:040104:19, общей площадью 12 735 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания производственной базы, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, д. 106а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2009 г. N 45-АБ 351873.
Согласно кадастровому паспорту от 3 декабря 2014 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 апреля 1998 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 9 393 463,35 руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 3 декабря 2014 г.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 декабря 2014 г. N 908Р-12.2014, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза и оценка".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 2 636 100 руб.
По результатам экспертизы отчета от 15 декабря 2014 г. N 908Р/12.2014, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 25 декабря 2014 г. N 2075/36-14.
Кроме того, заявителем представлено уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области от 13 января 2015 г. N 13-11/34, подтверждающее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Агентство независимой экспертизы и оценки".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной экспертизы от 22 мая 2015 г. N 05.09/15 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составила 2 636 000 руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 22 мая 2015 г. N 05.09/15, установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равную его рыночной стоимости в размере 2 636 000 руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы Правительства Курганской области о том, что оно не является заинтересованным лицом по настоящему делу, основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда от 5 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2015 ПО ДЕЛУ N 82-АПГ15-29
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N 82-АПГ15-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сибирская тема" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 45:25:040104:19 в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Курганского областного суда от 5 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сибирская тема" (далее - ООО "НПФ "Сибирская тема") обратилось в Курганский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 45:25:040104:19, площадью 12 735 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания производственной базы, с местонахождением относительно ориентира, расположенного в границах участка, и имеющего почтовый адрес: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, д. 106а, равной его рыночной стоимости в размере 2 636 000 руб., определенной по состоянию на 1 января 2010 г.
Решением Курганского областного суда от 5 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Курганской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
ООО "НПФ "Сибирская тема", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области), Правительство Курганской области, Администрация города Кургана, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "НПФ "Сибирская тема" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 45:25:040104:19, общей площадью 12 735 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания производственной базы, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, д. 106а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2009 г. N 45-АБ 351873.
Согласно кадастровому паспорту от 3 декабря 2014 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 апреля 1998 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 9 393 463,35 руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 3 декабря 2014 г.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 декабря 2014 г. N 908Р-12.2014, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза и оценка".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 2 636 100 руб.
По результатам экспертизы отчета от 15 декабря 2014 г. N 908Р/12.2014, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 25 декабря 2014 г. N 2075/36-14.
Кроме того, заявителем представлено уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области от 13 января 2015 г. N 13-11/34, подтверждающее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Агентство независимой экспертизы и оценки".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной экспертизы от 22 мая 2015 г. N 05.09/15 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составила 2 636 000 руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 22 мая 2015 г. N 05.09/15, установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равную его рыночной стоимости в размере 2 636 000 руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы Правительства Курганской области о том, что оно не является заинтересованным лицом по настоящему делу, основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда от 5 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)