Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2014 ПО ДЕЛУ N А32-26303/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. по делу N А32-26303/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна" (ИНН 2303017335, ОГРН 1022300713643), заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица - администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края (ИНН 2303010026, ОГРН 1022300715480), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2013 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-26303/2013, установил следующее.
ООО агрофирма "Весна" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене отказа департамента от 11.07.2013 N 52-11543/13-3514 в предоставлении для ведения сельскохозяйственного производства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, по заявлению от 27.06.2013, а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:39:0706001:145, 23:39:00706001:149, 23:39:0706001:150 и 23:39:0706001:151, предназначенные для сельскохозяйственного использования, расположенные в границах Белореченского района Краснодарского края, в порядке, установленном действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Белореченский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ департамента по приведенным им мотивам нарушает нормы действующего законодательства. В то же время к заявлению общества не были приобщены все документы, названные в перечне, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" (далее - постановление от 26.03.2007 N 220). Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения требований общества (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает, что суды не дали оценки незаконным действиям департамента, выраженным в отказе от 11.07.2013 N 52-11543/13-3514. Выводы судебных инстанций о несоответствии прилагаемых к заявлению документов требованиям постановления от 26.03.2007 N 220 не основаны на нормах Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и положениях административных регламентов департамента.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление апелляционного суда надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество 27.06.2013 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:0706001:145, 23:39:0706001:149, 23:39:0706001:150 и 23:39:0706001:151, предназначенных для сельскохозяйственного использования, расположенных в границах Белореченского района Краснодарского края (л. д. 11).
В письме от 11.07.2013 N 52-11543/13-3514 департамент разъяснил обществу порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также указал, что в случае отсутствия на территории муниципального образования Белореченский район необходимого количества земель сельскохозяйственного назначения возможна передача земельных участков органам местного самоуправления (л. д. 12, 13).
Общество, полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Приведенные положения не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 данной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Исследовав представленные в дело доказательства (л. д. 50-58) по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к верному выводу о том, что содержащийся в письме департамента от 11.07.2013 года за N 52-11543/13-3514 отказ по приведенным в нем мотивам не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции также признал правомерным довод общества о том, что требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не соответствует нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В то же время этих обстоятельств недостаточно для удовлетворения требований общества, поскольку содержание иных прилагаемых к обращению документов не позволяло заинтересованному лицу рассматривать заявление общества в качестве надлежащего (статья 34 Земельного кодекса, постановление от 26.03.2007 N 220). В связи с отсутствием совокупности оснований, названных в части 2 статьи 201 Кодекса, суды правомерно отказали в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого отказа департамента.
Суды также установили, что условия, закрепленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не соблюдены, в связи с чем отказали в удовлетворении требований о понуждении заинтересованного лица предоставить в аренду заявителю спорные земельные участки.
В то же время общество не лишено возможности повторно обратиться в департамент с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемых участков, приложив к нему необходимые документы.
Доводы заявителя рассматривались при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд (л. д. 170) относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А32-26303/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)