Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20-25 февраля 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-16911/2013 (судья Коротенко С.И.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговая база", г. Казань (ОГРН 1111690097903, ИНН 1659116922),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
- при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань;
- об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15,
в отсутствие сторон и третьих лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая база" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, указав кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере 40 265 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 07.08.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального от кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в размере 40 265 000 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Исполком указал, что дата в отчете об определении рыночной стоимости спорного земельного участка не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. В связи с чем Исполком полагает, что представленный в материалы дела отчет является недостоверным, поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01.01.2010.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями от 16.01.2014 и 04.02.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывал рассмотрение дела и предлагал истцу рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
20.02.2014 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 25.02.2014. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
ООО "Торговая база" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2012 и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.08.2013 на данный земельный участок (л.д. 20, 85).
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 г. N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 г. составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, на основании которого ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 г. по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 г. по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 164 231 522 руб. 80 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истец провел независимую оценку его рыночной стоимости.
Согласно отчету N 27/13, проведенному ИП Барановым Н.А. (далее - оценщик), рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 40 265 000 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет". Положительным экспертным заключением N Э-260613-РТ от 26.06.2013 подтверждено соответствие отчета N 27/13 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком, при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, поскольку, по мнению истца, результаты завышенной кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате завышенного размера земельного налога.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что рыночная стоимость спорного земельного участка подлежит определению по состоянию на 01.01.2010 - дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, однако, сам по себе факт представления истцом в качестве доказательства отчета о рыночной стоимости земельного участка на дату, отличную от даты кадастровой оценки, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении такого иска. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что определенная по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость спорного земельного участка соответствует рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010, и признал указанную стоимость достоверной оценкой.
Однако при этом суд первой инстанции не учел, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована правовая позиция относительно даты, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость земельного участка.
В данном Постановлении указано, что истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан, согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010, кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 2010 год.
Таким образом, судебная коллегия признает обоснованными доводы Исполкома, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на 01.01.2010.
Вместе с тем, истцом в качестве доказательства по настоящему делу представлен отчет оценщика N 27/13 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011, который не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, суд первой инстанции предлагал сторонам и третьим лицам рассмотреть вопрос о назначении по делу экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010. Однако лица, участвующие в деле, отказались от назначения экспертизы.
Суд апелляционной инстанции также дважды откладывал рассмотрение дела и предлагал истцу, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Однако истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечил, с ходатайством о назначении экспертизы в суд апелляционной инстанции не обращался.
В соответствие с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если судебная экспертиза в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако был получен отказ, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, применительно к положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств определения рыночной стоимости спорного земельного участка на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости), в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Выводы суда первой инстанции о том, что определенная по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость спорного земельного участка соответствует рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010, являются ошибочными, поскольку не соответствуют действительности.
В силу указанного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-16911/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Торговая база" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2014 N 11АП-22283/2013 ПО ДЕЛУ N А65-16911/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N А65-16911/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20-25 февраля 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-16911/2013 (судья Коротенко С.И.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговая база", г. Казань (ОГРН 1111690097903, ИНН 1659116922),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
- при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань;
- об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15,
в отсутствие сторон и третьих лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая база" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, указав кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере 40 265 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 07.08.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального от кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в размере 40 265 000 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Исполком указал, что дата в отчете об определении рыночной стоимости спорного земельного участка не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. В связи с чем Исполком полагает, что представленный в материалы дела отчет является недостоверным, поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01.01.2010.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями от 16.01.2014 и 04.02.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывал рассмотрение дела и предлагал истцу рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
20.02.2014 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 25.02.2014. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
ООО "Торговая база" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:080116:3, площадью 17180 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2012 и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.08.2013 на данный земельный участок (л.д. 20, 85).
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 г. N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 г. составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, на основании которого ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 г. по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 г. по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 164 231 522 руб. 80 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истец провел независимую оценку его рыночной стоимости.
Согласно отчету N 27/13, проведенному ИП Барановым Н.А. (далее - оценщик), рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 40 265 000 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет". Положительным экспертным заключением N Э-260613-РТ от 26.06.2013 подтверждено соответствие отчета N 27/13 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком, при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, поскольку, по мнению истца, результаты завышенной кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате завышенного размера земельного налога.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что рыночная стоимость спорного земельного участка подлежит определению по состоянию на 01.01.2010 - дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, однако, сам по себе факт представления истцом в качестве доказательства отчета о рыночной стоимости земельного участка на дату, отличную от даты кадастровой оценки, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении такого иска. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что определенная по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость спорного земельного участка соответствует рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010, и признал указанную стоимость достоверной оценкой.
Однако при этом суд первой инстанции не учел, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована правовая позиция относительно даты, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость земельного участка.
В данном Постановлении указано, что истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан, согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010, кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 2010 год.
Таким образом, судебная коллегия признает обоснованными доводы Исполкома, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на 01.01.2010.
Вместе с тем, истцом в качестве доказательства по настоящему делу представлен отчет оценщика N 27/13 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011, который не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, суд первой инстанции предлагал сторонам и третьим лицам рассмотреть вопрос о назначении по делу экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010. Однако лица, участвующие в деле, отказались от назначения экспертизы.
Суд апелляционной инстанции также дважды откладывал рассмотрение дела и предлагал истцу, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013, рассмотреть вопрос о назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Однако истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечил, с ходатайством о назначении экспертизы в суд апелляционной инстанции не обращался.
В соответствие с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если судебная экспертиза в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако был получен отказ, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, применительно к положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств определения рыночной стоимости спорного земельного участка на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости), в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Выводы суда первой инстанции о том, что определенная по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость спорного земельного участка соответствует рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010, являются ошибочными, поскольку не соответствуют действительности.
В силу указанного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-16911/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Торговая база" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)