Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А68-4780/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А68-4780/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Технотекс" (г. Тула, ОГРН 1077154007370, ИНН 7104501484) - Мельникова Д.С. (доверенность от 01.02.2014) и от заинтересованного лица - правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) - Ворониной О.М. (доверенность от 30.06.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотекс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 по делу N А68-4780/2014 (судья Рыжикова Н.А.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Технотекс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к правительству Тульской области (далее - заинтересованное лицо, правительство) о признании недействительным распоряжения от 19.02.2014 N 99-р (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, а также неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 31.08.2009 общество обратилось в администрацию Тульской области с заявлением, в котором просило произвести выбор земельного участка, площадью 2250 кв. м по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького до границы с территорией ОАО "КМЗ", с оформлением акта о выборе и осуществить предварительное согласование места размещения объекта.
После обращения заявителя 12.10.2009 департамент имущественных и земельных отношений Тульской области направил в адрес администрации г. Тулы письмо с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства производственного здания по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького.
Бездействие администрации г. Тулы по необеспечению выбора спорного земельного участка общество обжаловало в арбитражный суд Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 по делу N А68-3158/12 требования общества удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Тулы обеспечить выбор земельного участка и утвердить постановлением схему размещения земельного участка площадью 2250 кв. м, расположенного по ул. Горького п. Косая Гора г. Тулы на кадастровой карте территории; направить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка в адрес министерства имущественных и земельных отношений и общества.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-8667/2011 признано незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившееся в неподготовке и ненаправлении проекта постановления о предварительном согласовании обществу места размещения объекта в правительство или мотивированного отказа в согласовании места размещения объекта. Суд обязал министерство имущественных и земельных отношений Тульской области подготовить и направить проект постановления о предварительном согласовании обществу места размещения объекта в правительство и заявителю или мотивированный отказ в согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле".
Постановлением администрации города Тулы от 07.03.2013 N 572 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории от 17.12.2012 N @ 59719, площадью 2250 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) пос. Косая Гора по ул. Горького в Привокзальном районе города Тулы (согласно прилагаемой схеме), для строительства производственно-коммунальных объектов 1 класса опасности и ниже; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства (территориальная зона П-1 - зона производственно-коммунальных объектов 1 класса опасности: производственное здание) (пункт 1 постановления).
Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в правительство Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении (пункт 2 постановления).

Письмом от 10.12.2013 N 20-01-22/15216 министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало обществу в подготовке проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на том основании, что в соответствии с постановлением правительства от 21.02.2012 N 81 земельные участки предоставляются исключительно на торгах.
Данный отказ обжалуется обществом в арбитражном суде в рамках дела N А68-2299/2014.
Распоряжением правительства Тульской области от 19.02.2014 N 99-р со ссылкой на постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" обществу отказано в размещении производственно-коммунальных объектов 1 класса опасности и ниже по ул. Горького пос. Косая Гора Привокзального района города Тулы.
Общество, считая, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция с таким выводом суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ЗК РФ.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" (далее - постановление N 81) установлен перечень случаев, когда земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства предоставляются исключительно на торгах.
В этот перечень, в частности, включено строительство объектов производственного (промышленного) назначения, в том числе заводов, фабрик, производственных баз, объектов складского назначения (пункт "д").
При этом, поскольку отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением N 81, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, указанный нормативно-правовой акт не относится к актам гражданского законодательства и к нему не применимы правила, установленные статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поэтому в данном случае указанное выше постановление правительства имеет юридическую силу и установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением правительства Тульской области от 19.02.2014 N 99-р обществу отказано в размещении производственно-коммунальных объектов I класса опасности и ниже по ул. Горького пос. Косая Гора Привокзального района города Тулы со ссылкой на пункт 1.1 статьи 30 ЗК РФ и постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", согласно которому земельные участки для размещения объектов производственного (промышленного) назначения предоставляются исключительно на торгах.
Поскольку на момент его принятия решения о представлении земельного участка обществу не принималось, у правительства отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе, о том, что вывод суда о неприменении норм гражданского права в данной ситуации несостоятелен ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы, так как нормативный акт введен в действие после обращения заявителя с просьбой о выборе земельного участка, был рассмотрен судом и обоснованно отклонен.
В соответствии с указанной нормой права акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель до 21.02.2012 не приобретал каких-либо прав в отношении испрашиваемого им земельного участка и не может утверждать, что приобрел бы эти права, если бы положения постановления N 81 не были применены.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении распоряжения от 19.02.2014 N 99-р правительство вышло за пределы своих полномочий, не может быть принят во внимание судом.
Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее - Положение N 430).
В силу пункта 2 Положения N 430 решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются правительством Тульской области.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, установленной нормативными актами, регулирующими правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков; подписано заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области.
Также не может быть принята во внимание судом ссылка жалобы на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 по делу N А68-3158/12 и от 25.12.2012 по делу N А68-8667/2011, поскольку данные судебные акты, как верно отмечено судом первой инстанции, не влияют на результат рассмотрения настоящего дела, так как названными решениями не предрешен результат рассмотрения заявления общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, выводы суда первой инстанции не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отменены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 по делу N А68-4780/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)