Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N А12-26349/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А12-26349/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2014 года по делу N А12-26349/2014 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании предписания

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) N 07-36/20/07-14-05/1771 от 22.05.2014, которым Министерству предписано возместить в доход федерального бюджета средства субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, которые были использованы не по целевому назначению в сумме 7169 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 07 ноября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения Росфиннадзора от 16.01.2014 N 01-05-25/302@ в соответствии с приказом Управления от 27.03.2014 N 33-рп, административным органом с 28.03.2014 по 21.04.2013 была проведена выездная проверка правомерности использования Министерством (в проверяемом периоде - Комитет лесного хозяйства Волгоградской области, далее - Комитет) субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 года.
По результатам проведенной проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки 24.04.2014., выдано оспариваемое предписание.
Не согласившись с предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что оспариваемое предписание основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение следующих полномочий:
- - разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
- - выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
- - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
- - ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
- - осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;
- - установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Полномочия комитета Лесного хозяйства Волгоградской области в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, и государственного управления защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, перечислены в Положении о комитете лесного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области, действовавшего на момент проведения проверки (утратило силу с 15.01.2014) (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения комитет лесного хозяйства Волгоградской области осуществляет следующие полномочия:
- - осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, от ее имени, а также планирует и организует проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству защитных лесных насаждений, находящихся в собственности Волгоградской области;
- - устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Волгоградской области, в целях его аренды;
- - устанавливает ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Волгоградской области;
- - устанавливает для граждан ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
- - обеспечивает установленный порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
- - обеспечивает установленный порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
- - обеспечивает установленный порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- - принимает решение и организовывает установление, изменение границ лесопарковых зон;
- - согласовывает включение лесных участков в состав особо охраняемых природных территорий;
- - устанавливает в пределах своих полномочий порядок деятельности лесничеств;
- - рассматривает, согласовывает и утверждает документацию по вопросам перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий;
- - проводит комплексную оценку, прогнозирование и определение основных направлений использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- - организует осуществление мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области;
- - организует осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- - осуществляет подготовку и заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;
- - рассматривает лесные декларации в установленном порядке;
- - получает от граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, отчеты об использовании лесов, отчеты об охране и защите лесов, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, средства субвенций из федерального бюджета в общей сумме 7169 рублей (из них 1938 рублей в 2012 году и 5231 рублей в 2013 году) были израсходованы Министерством (Комитетом) в 2012 году:
- на отправку поздравительных телеграмм с днем рождения и праздником весны в сумме 660,05 рублей (заявка на кассовый расход от 08.06.2012 N 252, подписана председателем Комитета Т.И. Острой),
- на отправку поздравительной телеграммы в сумме 210,65 рублей (заявка на кассовый расход от 15.06.2012 N 264),
- на отправку поздравительной телеграммы в сумме 263,68 рублей (заявка на кассовый расход от 28.06.2012 N 289),
- на отправку поздравительной телеграммы в сумме 237,07 рублей (заявка на кассовый расход от 11.07.2012 N 338),
- на отправку поздравительной телеграммы в сумме 263,68 рублей (заявка на кассовый расход от 03.08.2012 N 395),
- - на отправку поздравительной телеграммы в сумме 302,30 рублей (заявка на кассовый расход от 14.12.2012 N 842);
- в 2013 году:
- - на возмещение командировочных расходов заведующему сектором мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны Шикуновой И.Л. на общую сумму 4327,4 рублей. Шикунова И.Л. была направлена в институт специальной подготовки ФГБОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России" на повышение квалификации по программам: "Мобилизационная подготовка экономики субъекта Российской Федерации", "Мобилизационная подготовка отрасли экономики", "Обеспечение и функционирование запасных пунктов управления", "Создание и использование Единого российского страхового фонда документации", т.е. по вопросам, не относящимся к реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (заявки на кассовый расход 30.01.2013 N 922, 921, 920);
- - на отправку поздравительной телеграммы в сумме 481,74 рублей (заявка на кассовый расход от 14.02.2013 N 926),
- на отправку поздравительной телеграммы в сумме 422,01 рублей (заявка на кассовый расход от 20.03.2013 N 965).
Суд первой инстанции из буквального содержания указанных выше норм материального права пришел к правомерному выводу, что перечисленные телеграммы не являются предметами обеспечения деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Доводы заявителя, указанные в обосновании своих требований, судом исследованы и отклонены как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно абзацу 3 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
Ссылка Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области на приказ Рослесхоза от 02.10.2012 N 422 "О порядке проведения защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг." является несостоятельной, поскольку формулировка "обеспечение деятельности органа исполнительной власти" не должна противоречить указанным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу п. 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
Таким образом, оценив в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 АПК РФ, обстоятельства дела, суд пришел к правомерному выводу о том, что в нарушение статьи 38, абзаца 3 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2006 N 837, Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области в 2012 году и в проверяемом периоде 2013 года (с 01.01.2013 по 28.02.2013) не соблюден принцип целевого характера использования бюджетных средств и допущено нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета на общую сумму 7169 рублей, в том числе в 2012 году на сумму 1938 рублей, в 2013 году на сумму 5231 рублей, выразившееся в направлении средств субвенций из федерального бюджета на расходы, не относящиеся к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Министерством судам первой и апелляционной инстанций не представлены доказательства того, что оспариваемое предписание не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, оспариваемое предписание вынесено на основании акта проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 24.04.2014, которым установлено допущенное Министерством нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета на общую сумму 7169 рублей. Результаты проверки заявителем в установленном законом порядке не были оспорены.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2014 года по делу N А12-26349/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)