Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 N 17АП-271/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-35330/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. N 17АП-271/2015-АК

Дело N А60-35330/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русский строительный дом" (ИНН 6659152888, ОГРН 1076659006929): Шурыгин А.Г., паспорт, доверенность от 27.01.2015,
- от заинтересованного лица - Администрации городского округа Верхняя Пышма (ИНН 6606003882, ОГРН 1026600729066): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Русский строительный дом"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2014 года
по делу N А60-35330/2014,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению ООО "Русский строительный дом"
к Администрации городского округа Верхняя Пышма
о признании недействительным отказа,

установил:

ООО "Русский строительный дом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка КН 66:36:0102071:43, оформленного письмом N 2585-03 от 15.05.2014, обязании устранить допущенное нарушение путем подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2014 года) оспариваемый отказ признан незаконным, на администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда в той части, что суд не обязал администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя конкретным способом, указанным в заявлении, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в данной части отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судом требований ч. 2 ст. 170 и п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "Русский строительный дом" на основании договора N 117/П-13 аренды земельного участка от 21.11.2013 является правообладателем земельного участка КН 66:36:0102071:43 (категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для размещения кафе), площадью 667 кв. м, местонахождение Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Орджоникидзе, рядом с домом 18.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (номер записи регистрации 66-66-29/660/2014-583 от 07 февраля 2014 года).
12.03.2014 ООО "Русский строительный дом" обратилось в администрацию городского округа Верхняя Пышма с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного паспорта земельного участка, приложив межевой план земельного участка, копию договора N 117/П-13 аренды земельного участка от 21.11.2013.
14.07.2014 ООО "Русский строительный дом" получен ответ (исх. N 2586-03 от 15.05.2014) администрации ГО Верхняя Пышма с отказом в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка КН 66:36:0102071:43 (категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для размещения кафе), площадью 667 кв. м, местонахождение Свердловская область, г. Верхняя Пышма, улица Орджоникидзе, рядом с домом 18.
Причиной отказа указана невозможность (недопустимость) выполнения ГПЗУ в отношении соответствующего земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки городского округа Верхняя Пышма, утвержденными решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 30.04.2009 N 5/14.
Не согласившись с отказом, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка КН 66:36:0102071:43 является незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
На основании ч.ч. 1, 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частями 1, 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В силу ч.ч. 3, 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план представляет собой установленной формы документ, в котором отражаются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Таким образом, градостроительный план содержит информацию о границах и разрешенном использовании земельного участка, о градостроительном регламенте и иную предусмотренную ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информацию, используемую для установления на местности границ земельного участка из состава государственных, муниципальных земель, для принятия решений о предоставлении физическим и юридическим лицам прав на земельный участок; об изъятии, в том числе путем выкупа; о резервировании земельного участка, его части для государственных или муниципальных нужд; при разработке проектной документации для строительства, схемы планировочной организации земельного участка в ее составе и т.д.
На основании ч.ч. 1, 5, 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса.
Следовательно, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица.
На основании 42 Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 25.04.2013 N 61/2, градостроительные планы земельных участков в виде отдельного документа подготавливаются органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства, на основании заявлений заинтересованных физических или юридических лиц о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Градостроительные планы земельных участков утверждаются в установленном порядке:
1) в составе проектов межевания - в случаях, когда подготавливаются основания для формирования из состава государственных, муниципальных земель земельных участков в целях предоставления физическим, юридическим лицам для строительства; а также в случаях планирования реконструкции объектов капитального строительства в границах нескольких земельных участков;
2) в качестве самостоятельного документа - в случаях планирования строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений в границах ранее сформированных земельных участков, применительно к которым отсутствуют градостроительные планы земельных участков, либо ранее утвержденные градостроительные планы земельных участков не соответствуют настоящим Правилам.
В указанных случаях градостроительные планы земельных участков предоставляются в порядке и в сроки, определенные градостроительным законодательством.
В градостроительных планах земельных участков: - фиксируются границы земельных участков с обозначением координат поворотных точек; - фиксируются границы зон действия публичных сервитутов, установление которых обусловлено наличием инженерно-технических коммуникаций, необходимостью обеспечения проезда, прохода, установления иных ограничений использования недвижимости в пользу неограниченного круга лиц; - фиксируются минимальные отступы от границ земельных участков, обозначающие места, за пределами которых запрещается возводить здания, строения, сооружения; - содержится информация о градостроительных регламентах, представляемая в виде изложения соответствующих фрагментов текста настоящих Правил или в виде указания на соответствующие статьи, части статей настоящих Правил; - содержится информация о наличии расположенных в границах земельного участка зданий, строений, сооружений, которые не соответствуют градостроительному регламенту; - фиксируются утвержденные в составе документации по планировке территории границы зон планируемого резервирования, выкупа земельных участков, их частей для реализации государственных, муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Градостроительные планы земельных участков являются обязательным основанием для: - выноса границ земельных участков на местность - в случаях градостроительной подготовки и формирования земельных участков из состава государственных или муниципальных земель; - принятия решений о предоставлении физическим и юридическим лицам прав на сформированные земельные участки из состава государственных или муниципальных земель (за исключением случаев предоставления земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства); - принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд; - подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства; - выдачи разрешений на строительство; - выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Данные положения пункта 42 согласуются с требованиями ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, согласно которым в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приведенное в письме N 2585-03 от 15.05.2014 обоснование для отказа в выдаче градостроительного плана не основано на нормах действующего законодательства.
Поскольку обязанность органа местного самоуправления по обеспечению подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана по заявлению обратившегося лица предусмотрена Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденными решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 25.04.2013 N 61/2, данную обязанность Администрация при обращении общества не выполнила, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ администрацией не доказано соответствие оспариваемого решения закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанной совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого отказа незаконным.
В апелляционной жалобе апеллятор приводит доводы о том, что резолютивная часть решения суда не содержит указания, каким образом (путем совершения каких определенных действий) и в какой срок администрация обязана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Русский строительный дом", не указано об обязании администрации подготовить и выдать обществу градостроительный план земельного участка КН 66:36:0102071:43 в установленный судом срок.
Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку арбитражным судом установлено несоответствие требованиям законодательства оспариваемого отказа в выдаче градостроительного плана, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования заявителя и указал на обязанность заинтересованного лица по устранению нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
Апеллятор в апелляционной жалобе указывает на конкретный способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. В то же время применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, чьи действия не соответствуют закону, обязывая совершить определенные действия. Обязанность заинтересованного лица, возложенная судом в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, заключается в повторном рассмотрении в установленные законом сроки заявления общества о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка КН 66:36:0102071:43 в соответствии с положениями градостроительного законодательства, с соблюдением процедур, установленных для подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков.
При данных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части следует признать соответствующим требованиям ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2014 года по делу N А60-35330/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский строительный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.МУРАВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)