Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "АВТО"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению гаражно-строительного кооператива "АВТО" (410060, г. Саратов, 11 Динамовский пр-д, ИНН 6451401623, ОГРН 1026402494348)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
третьи лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004)
иной участник процесса - специалист, кадастровый инженер ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохина О.А. (г. Саратов)
о признании недействительным постановления N 1258 от 08.05.2014; обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Пивоваровой Т.В., по доверенности от 07.04.2015 N 01-03/29,
гаражно-строительного кооператива "АВТО" - Туровского С.А., по доверенности от 02.06.2014,
председателя гаражно-строительного кооператива "АВТО" Ефимова Е.Н.,
без участия в судебном заседании представителей: комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, специалиста, кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 81999, N 90001, N 90004 приобщены к материалам дела),
установил:
Гаражно-строительный кооператив "АВТО" (далее - заявитель, ГСК "АВТО", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) от 08.05.2014 N 1258 "Об отказе гаражно-строительному кооперативу "АВТО" в предоставлении в аренду земельного участка в Заводском районе для строительства гаражного кооператива боксового типа"; обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить договор аренды земельного участка.
В качестве заинтересованного лица к участию в дело привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов", третьими лицами: комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1258 от 08.05.2014 и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить договор аренды земельного участка - отказано.
Не согласившись с принятым решением, ГСК "АВТО" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители гаражно-строительного кооператива "АВТО" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, специалиста, кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Гаражно-строительный кооператив "АВТО" зарегистрирован в качестве юридического лица администрацией г. Саратова 04.07.1994.
25 февраля 2014 года на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, 11-й Динамовский пр., площадью 34 518 кв. м +/- 65 кв. м с видом разрешенного использования - гаражные кооперативы боксового типа. Земельному участку был присвоен кадастровый номер 64:48:000000:224438.
25 марта 2014 года ГСК "АВТО" обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 в аренду сроком на 49 лет без предварительного согласования мест размещения объектов в порядке ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 08.05.2014 N 1258 Администрация отказала Кооперативу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, в связи с чем приобретение права на данный земельный участок осуществляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
ГСК "АВТО", не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в аренду, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что использование земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования, для размещения гаражных кооперативов боксового типа не допускается.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания ненормативного акта недействительным (незаконным) являются одновременно его несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статья 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Законом Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле" в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации.
Поскольку заявителем в рамках настоящего дела оспаривается постановление Администрации в предоставлении в аренду земельного участка от 08.05.2014.2015, положения Земельного кодекса подлежат применению в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Абзацем 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, в силу положений абз. 3 п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 29 ЗК РФ осуществляется исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "город Саратов".
В соответствии с ст. 22 и ст. 33 Устава Города Саратова, принятым решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, исполнительным - распорядительным органом муниципального образования "Город Саратов" является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Как было указано выше, постановлением от 08.05.2014 N 1258 Администрация отказала Кооперативу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, в связи с чем приобретение права на данный земельный участок осуществляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Судом первой инстанции установлено, что Администрацией не представлены безусловные доказательства, свидетельствующие о том, что на испрашиваемом Кооперативом земельном участке находится объект недвижимого имущества, зарегистрированный в установленном законом порядке. В ходе судебного разбирательства ГСК также подтвердил, что право собственности на возведенные объекты недвижимого имущества на земельном участке не зарегистрировано.
Однако, основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило также то, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки), которые содержат карту градостроительного зонирования территории города Саратова.
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 64:48:000000:224438. Вид разрешенного использования - Гаражные кооперативы боксового типа.
Из письма Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству от 01.04.2014 N 08-03-20/1358 следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 в редакции решения от 11.10.2012 N 18-217 часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 расположена в границах территории общего пользования.
Названный довод был проверен судом первой инстанции с привлечением кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., которая в материалы дела представила Заключение от 12.05.2015, из которого следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 выходит за красную линию и налагается на территорию общего пользования (граница от т.н63 до т.н2 на обзорной схеме), площадь наложения составляет 1058 кв. м.
В качестве приложения к названному Заключению кадастровый инженер представил обзорную схему границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 по отношению к территории ОП в Заводском районе.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "территории общего пользования" - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 3.1 Правил землепользования и застройки действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные на территории общего пользования.
Право органов местного самоуправления определять порядок использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе и в местах общего пользования закреплено в п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 утверждено Положение "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с п. 1.7. Положения, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, использование земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования, для размещения гаражных кооперативов боксового типа не допускается.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что целью предоставления спорного участка является завершение строительства возведенных построек, а не строительство какого-либо иного нового объекта.
Как правомерно указал суд первой инстанции, разрешения на строительство гаражных боксов на испрашиваемом земельном участке в установленном законом порядке заявителю не выдавалось.
Вместе с тем, земельным законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для завершения строительства при отсутствии оснований для осуществления строительства.
Судом первой инстанции также установлено, что в ряде случаев Заводским районным судом г. Саратова отказано в исках о признании права собственности на гаражные боксы.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, установив, что спорный земельный участок находится в границах территории общего пользования, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, так как предоставление спорного земельного участка в аренду для размещения гаражных кооперативов боксового типа в границах территории общего пользования, противоречит действующей градостроительной документации и нормам ЗК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ГСК "АВТО" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
При подаче апелляционной жалобы ГСК "АВТО" уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Таким образом, с ГСК "АВТО" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1200 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с гаражно-строительного кооператива "АВТО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2015 N 12АП-6381/2015 ПО ДЕЛУ N А57-18018/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. по делу N А57-18018/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "АВТО"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению гаражно-строительного кооператива "АВТО" (410060, г. Саратов, 11 Динамовский пр-д, ИНН 6451401623, ОГРН 1026402494348)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
третьи лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004)
иной участник процесса - специалист, кадастровый инженер ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохина О.А. (г. Саратов)
о признании недействительным постановления N 1258 от 08.05.2014; обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Пивоваровой Т.В., по доверенности от 07.04.2015 N 01-03/29,
гаражно-строительного кооператива "АВТО" - Туровского С.А., по доверенности от 02.06.2014,
председателя гаражно-строительного кооператива "АВТО" Ефимова Е.Н.,
без участия в судебном заседании представителей: комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, специалиста, кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 81999, N 90001, N 90004 приобщены к материалам дела),
установил:
Гаражно-строительный кооператив "АВТО" (далее - заявитель, ГСК "АВТО", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) от 08.05.2014 N 1258 "Об отказе гаражно-строительному кооперативу "АВТО" в предоставлении в аренду земельного участка в Заводском районе для строительства гаражного кооператива боксового типа"; обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить договор аренды земельного участка.
В качестве заинтересованного лица к участию в дело привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов", третьими лицами: комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1258 от 08.05.2014 и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить договор аренды земельного участка - отказано.
Не согласившись с принятым решением, ГСК "АВТО" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители гаражно-строительного кооператива "АВТО" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, специалиста, кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Гаражно-строительный кооператив "АВТО" зарегистрирован в качестве юридического лица администрацией г. Саратова 04.07.1994.
25 февраля 2014 года на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, 11-й Динамовский пр., площадью 34 518 кв. м +/- 65 кв. м с видом разрешенного использования - гаражные кооперативы боксового типа. Земельному участку был присвоен кадастровый номер 64:48:000000:224438.
25 марта 2014 года ГСК "АВТО" обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 в аренду сроком на 49 лет без предварительного согласования мест размещения объектов в порядке ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 08.05.2014 N 1258 Администрация отказала Кооперативу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, в связи с чем приобретение права на данный земельный участок осуществляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
ГСК "АВТО", не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в аренду, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что использование земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования, для размещения гаражных кооперативов боксового типа не допускается.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания ненормативного акта недействительным (незаконным) являются одновременно его несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статья 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Законом Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле" в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации.
Поскольку заявителем в рамках настоящего дела оспаривается постановление Администрации в предоставлении в аренду земельного участка от 08.05.2014.2015, положения Земельного кодекса подлежат применению в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Абзацем 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, в силу положений абз. 3 п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 29 ЗК РФ осуществляется исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "город Саратов".
В соответствии с ст. 22 и ст. 33 Устава Города Саратова, принятым решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, исполнительным - распорядительным органом муниципального образования "Город Саратов" является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Как было указано выше, постановлением от 08.05.2014 N 1258 Администрация отказала Кооперативу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, в связи с чем приобретение права на данный земельный участок осуществляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Судом первой инстанции установлено, что Администрацией не представлены безусловные доказательства, свидетельствующие о том, что на испрашиваемом Кооперативом земельном участке находится объект недвижимого имущества, зарегистрированный в установленном законом порядке. В ходе судебного разбирательства ГСК также подтвердил, что право собственности на возведенные объекты недвижимого имущества на земельном участке не зарегистрировано.
Однако, основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило также то, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки), которые содержат карту градостроительного зонирования территории города Саратова.
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 64:48:000000:224438. Вид разрешенного использования - Гаражные кооперативы боксового типа.
Из письма Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству от 01.04.2014 N 08-03-20/1358 следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 в редакции решения от 11.10.2012 N 18-217 часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 расположена в границах территории общего пользования.
Названный довод был проверен судом первой инстанции с привлечением кадастрового инженера ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" Самохиной О.А., которая в материалы дела представила Заключение от 12.05.2015, из которого следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 выходит за красную линию и налагается на территорию общего пользования (граница от т.н63 до т.н2 на обзорной схеме), площадь наложения составляет 1058 кв. м.
В качестве приложения к названному Заключению кадастровый инженер представил обзорную схему границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:224438 по отношению к территории ОП в Заводском районе.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "территории общего пользования" - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 3.1 Правил землепользования и застройки действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные на территории общего пользования.
Право органов местного самоуправления определять порядок использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе и в местах общего пользования закреплено в п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 утверждено Положение "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с п. 1.7. Положения, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, использование земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования, для размещения гаражных кооперативов боксового типа не допускается.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что целью предоставления спорного участка является завершение строительства возведенных построек, а не строительство какого-либо иного нового объекта.
Как правомерно указал суд первой инстанции, разрешения на строительство гаражных боксов на испрашиваемом земельном участке в установленном законом порядке заявителю не выдавалось.
Вместе с тем, земельным законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для завершения строительства при отсутствии оснований для осуществления строительства.
Судом первой инстанции также установлено, что в ряде случаев Заводским районным судом г. Саратова отказано в исках о признании права собственности на гаражные боксы.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, установив, что спорный земельный участок находится в границах территории общего пользования, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, так как предоставление спорного земельного участка в аренду для размещения гаражных кооперативов боксового типа в границах территории общего пользования, противоречит действующей градостроительной документации и нормам ЗК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ГСК "АВТО" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
При подаче апелляционной жалобы ГСК "АВТО" уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Таким образом, с ГСК "АВТО" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1200 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2015 года по делу N А57-18018/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с гаражно-строительного кооператива "АВТО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)