Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N А45-11786/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N А45-11786/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение от 01.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 27.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А45-11786/2013 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Дачник" (630520, Новосибирская область, Новосибирский район, МО Верх-Тулинский сельсовет, ИНН 5433191690, ОГРН 1135476004620) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 33 А, ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815) о признании незаконным решения от 25.03.2013 N 2726/01-12.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шахова А.А.) в заседании участвовали представители:
- от дачного некоммерческого товарищества "Дачник" - Марчинскас И.О. по доверенности от 28.02.2014;
- от администрации Новосибирского района Новосибирской области - Глоба Р.Ю. по доверенности от 30.12.2013.
Суд

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Дачник" (далее - ДНТ "Дачник", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.03.2013 N 2726/01-12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация Верх-Тулинского сельсовета) и муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (далее - МКУ "Земельное бюро").
Решением от 01.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение администрации Новосибирского района Новосибирской области от 25.03.2013 N 2726/01-12. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления ДНТ "Дачник" для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения. С администрации в пользу ДНТ "Дачник" взыскано 2 000 рублей расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению кассатора, сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности уполномоченного органа предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях в предусмотренном законом порядке; в материалах дела отсутствуют доказательства информирования граждан о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для испрашиваемых целей ДНТ "Дачник".
В отзыве на кассационную жалобу ДНТ "Дачник" просит оставить судебные акты без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.01.2013 ДНТ "Дачник" в администрацию Верх-Тулинского сельсовета подано заявление с просьбой рассмотреть возможность предоставления для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района в кадастровом квартале 54:19:062501, согласно приложенной схеме.
По результатам рассмотрения заявления администрацией Верх-Тулинского сельсовета на имя главы администрации выдано ходатайство о предоставлении ДНТ "Дачник" испрашиваемого им земельного участка.
Заявитель 25.02.2013 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета (схематично на местности участок обозначен в приложении N 6).
Решением от 25.03.2013 N 2726/01-12 администрация отказала в предоставлении земельного участка на том основании, что по испрашиваемому земельному участку принято решение о предоставлении другому лицу.
Считая отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка, изложенный в письме от 25.03.2013 N 2726/01-12, незаконным заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьей 34, частью 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд установил, что ДНТ "Дачник" были представлены все требуемые законом документы, указана цель предоставления земельного участка. Кроме этого, в отношении спорного земельного участка информация о правообладателях отсутствует, какого-либо решения о предоставлении указанного земельного участка какому бы то ни было лицу администрацией Новосибирского района Новосибирской области вопреки требованиям статей 65, 189, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не предоставлено. В связи с этим суд пришел к выводу, что правовых оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении земельного участка заявителю, перечисленных в статье 27 ЗК РФ, статье 15 Федерального закона N 66-ФЗ, не имеется.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, также придя к выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа по изложенному в решении основанию.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным бездействием прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Согласно части 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующего участка.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, предусматривающей, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, указанным законом не установлен запрет на участие граждан в каких-либо некоммерческих объединениях в целях ведения дачного хозяйства и возможность такого объединения после регистрации обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с целью удовлетворения потребностей всех членов дачного товарищества.
Из материалов дела не следует, что между сторонами имелся спор о цели предоставления земельного участка, не соответствующей Федеральному закону N 66-ФЗ.
Таким образом, несостоятельным является довод заявителя жалобы о нарушении ДНТ "Дачник" процедуры обращения за предоставлением земельного участка.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что товарищество, обратившись в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, представило все необходимые документы, предусмотренные законодательством, с указанием цели получения земельного участка - для ведения садоводства. Суды правильно установили, что испрашиваемый земельный участок необходим для целей, преследуя которые ДНТ "Дачник" было создано.
Оценив уведомления регистрирующего органа от 10.01.2013, 19.02.2013, 03.07.2013, иные представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что заинтересованное лицо не представило надлежащих доказательств в подтверждение предоставления спорного земельного участка какому-либо лицу, в связи с чем судами сделан правомерный вывод о незаконности отказа в предоставлении земельного участка по изложенному в письме от 25.03.2013 N 2726/01-12 основанию.
Кроме того, иных правовых оснований, препятствующих в предоставлении земельного участка, администрацией в указанном письме не приведено.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в силу статьи 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 01.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11786/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)