Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от администрации города Рязани (г. Рязань, ул. Радищева, д. 28, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (ОГРН 1026200703374, Рязанская область, Рязанский район, с. Дядьково, 390507) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ул. Свободы, д. 49, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Рязанской областной Думы (г. Рязань, ул. Почтовая, д. 50/57, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от правительства Рязанской области (г. Рязань, ул. Ленина, д. 30, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2013 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Капустина Л.А., Каструба М.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-8995/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (с. Дядьково Рязанского района Рязанской области (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточнения) к администрации города Рязани (далее - администрация):
- о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:52, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 6 864 кв. метров, местоположение: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ) на право аренды на срок 49 лет, изложенного в письме от 04.12.2012 N 01-69/9350,
- возложении на администрацию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия в течение 14 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта решения о передаче земельного участка в аренду на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Рязанская областная Дума, правительство Рязанской области,
Решением суда первой инстанции от 01.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, администрация города Рязани просит принятые судебные решения отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком, на который претендует заявитель, и необходимость предварительного прекращения права постоянного (бессрочного пользования) для передачи затем его в аренду.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судами, обществу в соответствии с государственным актом РЯО N 15-000027 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 6 864 кв. метров, местоположение: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ), кадастровый номер 62:29:0110019:52. Участок предоставлен постановлениями администрации города Рязани от 22.02.2005 N 581, от 17.03.2005 N 786, как правопреемнику совхоза "Овощевод", его право подтверждается свидетельством серии 62 МГ N 509600.
Общество 19.11.2012 обратилось в администрацию с заявлением N 82 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет, приложив к нему необходимые документы.
Письмом от 04.12.2012 N 01-69/9350 администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, указав, что вопрос о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен только после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:52.
Несогласие с данным отказом послужило основанием обращения в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 1 июля 2012 года.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды, применяя названные нормы к представленным в дело доказательствам, правильно установили, что препятствий для предоставления земельного участка обществу на праве аренды не имелось: правовые и фактические основания переоформления права у общества имелись, необходимые документы были представлены в полном объеме.
Суды оценили ссылку администрации на отсутствие полномочий распоряжаться названными земельными участками, правильно применив абзац 3 пункта 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Суды исходили из пункта 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области", которым установлено, что правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Суды обоснованно указали, что в данном случае целевым назначением земельного участка является его использование для сельскохозяйственного производства. Таким образом, он испрашивается обществом для целей, не связанных со строительством. Следовательно, полномочиями по распоряжению таким земельным участком обладает администрация.
Суды дали правильную оценку повторяемому в кассационной жалобе доводу администрации о невозможности предоставления земельного участка в аренду без принятия предварительного решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, сославшись на то, что основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, право принудительно прекращается в связи неправомерными действиями землепользователя, а также в случае реквизиции, изъятия для государственных или муниципальных нужд, фактического отказа землепользователя от прав на земельный участок, без каких-либо в дальнейшем притязаний на соответствующий участок. В свою очередь, Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в случае его переоформления; при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в собственность или в аренду право постоянного (бессрочного) пользования прекращается автоматически
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А54-8995/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А54-8995/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А54-8995/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от администрации города Рязани (г. Рязань, ул. Радищева, д. 28, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (ОГРН 1026200703374, Рязанская область, Рязанский район, с. Дядьково, 390507) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ул. Свободы, д. 49, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Рязанской областной Думы (г. Рязань, ул. Почтовая, д. 50/57, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от правительства Рязанской области (г. Рязань, ул. Ленина, д. 30, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2013 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Капустина Л.А., Каструба М.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-8995/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (с. Дядьково Рязанского района Рязанской области (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточнения) к администрации города Рязани (далее - администрация):
- о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:52, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 6 864 кв. метров, местоположение: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ) на право аренды на срок 49 лет, изложенного в письме от 04.12.2012 N 01-69/9350,
- возложении на администрацию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия в течение 14 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта решения о передаче земельного участка в аренду на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Рязанская областная Дума, правительство Рязанской области,
Решением суда первой инстанции от 01.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, администрация города Рязани просит принятые судебные решения отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком, на который претендует заявитель, и необходимость предварительного прекращения права постоянного (бессрочного пользования) для передачи затем его в аренду.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судами, обществу в соответствии с государственным актом РЯО N 15-000027 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 6 864 кв. метров, местоположение: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ), кадастровый номер 62:29:0110019:52. Участок предоставлен постановлениями администрации города Рязани от 22.02.2005 N 581, от 17.03.2005 N 786, как правопреемнику совхоза "Овощевод", его право подтверждается свидетельством серии 62 МГ N 509600.
Общество 19.11.2012 обратилось в администрацию с заявлением N 82 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет, приложив к нему необходимые документы.
Письмом от 04.12.2012 N 01-69/9350 администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, указав, что вопрос о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен только после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:52.
Несогласие с данным отказом послужило основанием обращения в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 1 июля 2012 года.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды, применяя названные нормы к представленным в дело доказательствам, правильно установили, что препятствий для предоставления земельного участка обществу на праве аренды не имелось: правовые и фактические основания переоформления права у общества имелись, необходимые документы были представлены в полном объеме.
Суды оценили ссылку администрации на отсутствие полномочий распоряжаться названными земельными участками, правильно применив абзац 3 пункта 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Суды исходили из пункта 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области", которым установлено, что правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Суды обоснованно указали, что в данном случае целевым назначением земельного участка является его использование для сельскохозяйственного производства. Таким образом, он испрашивается обществом для целей, не связанных со строительством. Следовательно, полномочиями по распоряжению таким земельным участком обладает администрация.
Суды дали правильную оценку повторяемому в кассационной жалобе доводу администрации о невозможности предоставления земельного участка в аренду без принятия предварительного решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, сославшись на то, что основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, право принудительно прекращается в связи неправомерными действиями землепользователя, а также в случае реквизиции, изъятия для государственных или муниципальных нужд, фактического отказа землепользователя от прав на земельный участок, без каких-либо в дальнейшем притязаний на соответствующий участок. В свою очередь, Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в случае его переоформления; при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в собственность или в аренду право постоянного (бессрочного) пользования прекращается автоматически
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А54-8995/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)