Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2015 N 17АП-9893/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-13146/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. N 17АП-9893/2015-АК

Дело N А60-13146/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июня 2015 года
по делу N А60-13146/2015,
принятое судьей Ваниным П.Б.
по заявлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области, местной буддийской религиозной организации "Путь Будды" (ИНН 6623996775, ОГРН 1136600005145)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора,

установил:

Департамент лесного хозяйства Свердловской области, местная буддийская религиозная организация "Путь Будды" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с требованием о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации договора, выраженного в сообщении от 31.12.2014 N 10/664/2014-300, указании в решении на необходимость осуществления государственной регистрации договора от 19.08.2014 N 35 безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным на территории Нижнетуринского городского округа, в кварталах 138 (части выделов 6, 9, выдел 14), 139 (части выделов 6-8) Косьинского участка Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества площадью 11,5 га, для осуществления религиозной деятельности, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и местной буддийской религиозной организации "Путь Будды".
Определением от 05.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В судебном заседании 18.06.2015 суд определил исключить из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 19.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что спорный лесной участок входит в состав лесного фонда в границах Верхотурского лесничества, Качканарского участкового лесничества, Косьинского участка. Указывает, что спорный участок не сформирован как самостоятельный объект права и не поставлен на государственный кадастровый учет, в связи с чем государственная регистрация договора не допускается. Полагает, что суд не учел того, что на момент принятия решения об отказе государственному регистратору не представлялось возможным идентифицировать часть лесного участка, указанного в договоре.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области представил письменный отзыв, в котором указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 1151 от 18.08.2014 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) и местной буддийской религиозной организации "Путь Будды" (далее - религиозная организация) 19.08.2014 подписан договор N 35 безвозмездного срочного пользования лесным участком для осуществления религиозной деятельности.
Лесной участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование на 49 лет.
Лесной участок, являющийся предметом по этому договору, входит в состав лесного участка площадью 1 130 916 233 кв. м, относящегося к землям лесного фонда и являющегося собственностью Российской Федерации (свидетельство серии 66 АД N 863432, запись регистрации N 66-66-10/012/2011-353).
Заявители обратились в Управление Росреестра по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) с заявлением о регистрации этого договора.
Управление Росреестра в своем решении от 31.12.2014 N 10/664/2014-300 отказало Департаменту и религиозной организации в государственной регистрации этого договора, поскольку на государственную регистрацию все необходимые документы, по мнению Управления Росреестра, представлены не были.
В обжалуемом решении указано, что в нарушении п. 11 ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию документам не представлен кадастровый паспорт лесного участка, являющегося предметом договора. По запросу Управления Росреестра ФГБУ "ФКП Росреестра" в уведомлении от 08.12.2014 указало об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений о лесном участке.
Не согласившись с таким отказом, заинтересованные лица обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122.
Согласно п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В целях восстановления нарушенных прав заявителей судом первой инстанции правомерно на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить нарушения, а именно, зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор N 35 от 19.08.2014 безвозмездного срочного пользования лесным участком между Департаментом религиозной организации, предметом которого является лесной участок общей площадью 11,5 га для осуществления религиозной деятельности из земель лесного фонда в границах Верхотурского лесничества, Качканарского участкового лесничества, Косьинского участка в квартале N 138 (части выделов 6, 9, выдел 14), N 139 (части выделов 6, 7, 8), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 000199-2014-08, условный номер участков в государственном лесном реестре 65:478:06:0199 (п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 19.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июня 2015 года по делу N А60-13146/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)