Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от заявителя - Карпов К.В., доверенность от 10.11.2013,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 марта 2014 года
по делу N А50-26411/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" (ОГРН 1135905001650, ИНН 5905296723)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми
о признании отказа незаконным, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, выдать акт о выборе земельного участка,
установил:
ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 27.09.2013 И-21-01-09-18612 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 4 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112, и предварительном согласовании места размещения выставочного центра; обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя - обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения объекта, оформить акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места расположения объекта примерной площадью 4 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112.
Определением суда от 10.01.2014 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми.
Решением суда от 03.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 03.03.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что заявленная цель использования земельного участка (строительство выставочного центра) соответствует п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, а также градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-5, предусмотренным Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 N 143.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, иные заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.07.2013 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного центра на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112, примерной площадью 4 200 кв. м (л.д. 7).
В письме от 27.09.2013 N И-21-01-09-18612 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми и Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (л.д. 9).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2. названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 4.2 Регламента предусмотрено, что ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. Регламента.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с п. 3.1.3. Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2. настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа
В обоснование отказа в осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта Департамент земельных отношений администрации города Перми ссылается на заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, который указал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности ПК-5, градостроительным регламентам которой не соответствует заявленная цель предоставления земельного участка. Также согласно заключению земельный участок расположен на проезжей части улицы 3-й Теплопроводной. Согласно заключению Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми строительство выставочного центра на испрашиваемом земельном участке не имеет общественного значения для городского округа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности ПК-5 (зона ПК-5 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных объектов и складских баз V класса вредности, имеющих санитарно-защитную зону 50 м, с низким уровнем шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований).
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки города Перми относятся: промышленные и складские объекты V класса вредности,
объекты инженерно-технологического обеспечения производственных и промышленных объектов,
организации,
телевизионные и радиостудии,
учреждения высшего и послевузовского, среднего профессионального образования, связанные с деятельностью системы образования,
проектные, научно-исследовательские, конструкторские и изыскательские организации и лаборатории,
теплицы для выращивания цветов, декоративных растений при условии исключения выращивания в них продукции для употребления в пищу и сырья для производства пищевых продуктов,
спортивно-оздоровительные комплексы для работников производственных и промышленных объектов,
спортплощадки, площадки для отдыха,
медпункты, поликлиники, связанные с обслуживанием работников производственных и промышленных объектов,
отдельно стоящие здания УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты (районные),
объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящие здания теплодымокамеры и учебной башни),
ветеринарные приемные пункты,
объекты бытового обслуживания населения,
объекты оптовой, мелкооптовой, розничной торговли,
объекты общественного питания,
аптеки,
гаражи (встроенные, пристроенные, многоэтажные, подземные и надземные), боксового типа,
стоянки автотранспорта,
жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы,
станции технического обслуживания автомобилей (при ограничении количества постов не более 10), авторемонтные объекты, мойки,
отделения, участковые пункты полиции,
АЗС,
диспетчерский пункт электротранспорта,
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
к вспомогательным видам разрешенного использования относятся зеленые насаждения, объекты религиозного назначения, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), площадки для сбора мусора, ЦТП, ТП, РП; к условно разрешенным видам использования - питомники растений для озеленения промышленных территорий и санитарно-защитных зон, общежития, ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ площадью более 100 кв. м, предназначенные для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке, антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, телевизионные башни.
Таким образом, учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (выставочного центра), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что цель предоставления земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Довод общества о том, что в выставочном центре планируется размещение склада, оказание платных услуг, осуществление торговой деятельности, поэтому заявленная цель использования земельного участка соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-5, в соответствии с которыми допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность, судом апелляционной инстанции отклонен.
Из заявления общества не следует, что земельный участок испрашивался для размещения коммерческого объекта, сопровождающего производственную деятельность, или для осуществления указанных видов деятельности (размещение склада, оказание платных услуг, осуществление торговой деятельности). Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми не предусмотрена возможность выбора земельного участка для таких целей.
При этом п. 4.2. Положения в редакции решения Пермской городской Думы от 22.05.2012 N 93 содержит исчерпывающий перечень случаев, когда осуществляется предварительное согласование места размещения объектов, к которым не относятся случаи предоставления земельных участков для размещения складов, оказания платных услуг, осуществления торговой деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение закону не противоречит.
Доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя не представлено.
Оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда от 03.03.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 марта 2014 года по делу N А50-26411/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2014 N 17АП-5282/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26411/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N 17АП-5282/2014-ГК
Дело N А50-26411/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от заявителя - Карпов К.В., доверенность от 10.11.2013,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 марта 2014 года
по делу N А50-26411/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" (ОГРН 1135905001650, ИНН 5905296723)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми
о признании отказа незаконным, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, выдать акт о выборе земельного участка,
установил:
ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 27.09.2013 И-21-01-09-18612 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 4 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112, и предварительном согласовании места размещения выставочного центра; обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя - обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения объекта, оформить акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места расположения объекта примерной площадью 4 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112.
Определением суда от 10.01.2014 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми.
Решением суда от 03.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 03.03.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что заявленная цель использования земельного участка (строительство выставочного центра) соответствует п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, а также градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-5, предусмотренным Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 N 143.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, иные заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.07.2013 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного центра на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, севернее ул. Верхнемуллинская, 112, примерной площадью 4 200 кв. м (л.д. 7).
В письме от 27.09.2013 N И-21-01-09-18612 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми и Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (л.д. 9).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2. названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 4.2 Регламента предусмотрено, что ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. Регламента.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с п. 3.1.3. Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2. настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа
В обоснование отказа в осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта Департамент земельных отношений администрации города Перми ссылается на заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, который указал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности ПК-5, градостроительным регламентам которой не соответствует заявленная цель предоставления земельного участка. Также согласно заключению земельный участок расположен на проезжей части улицы 3-й Теплопроводной. Согласно заключению Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми строительство выставочного центра на испрашиваемом земельном участке не имеет общественного значения для городского округа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности ПК-5 (зона ПК-5 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных объектов и складских баз V класса вредности, имеющих санитарно-защитную зону 50 м, с низким уровнем шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований).
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки города Перми относятся: промышленные и складские объекты V класса вредности,
объекты инженерно-технологического обеспечения производственных и промышленных объектов,
организации,
телевизионные и радиостудии,
учреждения высшего и послевузовского, среднего профессионального образования, связанные с деятельностью системы образования,
проектные, научно-исследовательские, конструкторские и изыскательские организации и лаборатории,
теплицы для выращивания цветов, декоративных растений при условии исключения выращивания в них продукции для употребления в пищу и сырья для производства пищевых продуктов,
спортивно-оздоровительные комплексы для работников производственных и промышленных объектов,
спортплощадки, площадки для отдыха,
медпункты, поликлиники, связанные с обслуживанием работников производственных и промышленных объектов,
отдельно стоящие здания УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты (районные),
объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящие здания теплодымокамеры и учебной башни),
ветеринарные приемные пункты,
объекты бытового обслуживания населения,
объекты оптовой, мелкооптовой, розничной торговли,
объекты общественного питания,
аптеки,
гаражи (встроенные, пристроенные, многоэтажные, подземные и надземные), боксового типа,
стоянки автотранспорта,
жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы,
станции технического обслуживания автомобилей (при ограничении количества постов не более 10), авторемонтные объекты, мойки,
отделения, участковые пункты полиции,
АЗС,
диспетчерский пункт электротранспорта,
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
к вспомогательным видам разрешенного использования относятся зеленые насаждения, объекты религиозного назначения, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), площадки для сбора мусора, ЦТП, ТП, РП; к условно разрешенным видам использования - питомники растений для озеленения промышленных территорий и санитарно-защитных зон, общежития, ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ площадью более 100 кв. м, предназначенные для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке, антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, телевизионные башни.
Таким образом, учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (выставочного центра), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что цель предоставления земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Довод общества о том, что в выставочном центре планируется размещение склада, оказание платных услуг, осуществление торговой деятельности, поэтому заявленная цель использования земельного участка соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-5, в соответствии с которыми допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность, судом апелляционной инстанции отклонен.
Из заявления общества не следует, что земельный участок испрашивался для размещения коммерческого объекта, сопровождающего производственную деятельность, или для осуществления указанных видов деятельности (размещение склада, оказание платных услуг, осуществление торговой деятельности). Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми не предусмотрена возможность выбора земельного участка для таких целей.
При этом п. 4.2. Положения в редакции решения Пермской городской Думы от 22.05.2012 N 93 содержит исчерпывающий перечень случаев, когда осуществляется предварительное согласование места размещения объектов, к которым не относятся случаи предоставления земельных участков для размещения складов, оказания платных услуг, осуществления торговой деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение закону не противоречит.
Доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя не представлено.
Оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда от 03.03.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 марта 2014 года по делу N А50-26411/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)