Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ НАДЕЖДИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 13.04.2012 N 2-347/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НАДЕЖДИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2012 г. N 2-347/12



Судья Надеждинского районного суда Р.Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Надеждинского района о признании противоречащим закону постановления администрации Надеждинского района Приморского края N 1725 от 26.12.2011,
установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", прокурора Приморского края от 19.11.2007 N 376 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления" прокуратурой Надеждинского района в ходе проверки было установлено, что постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 26.12.2011 N 1725 "О порядке организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Постановление) определен порядок проведения торгов по продаже земельных участков. То есть фактически регламентируется порядок распоряжения имуществом Надеждинского муниципального района.
Данное постановление вынесено в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, полномочия по определению порядка распоряжения муниципальными землями возложены на Думу Надеждинского муниципального района, при этом, в полномочия администрации района не входит принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок распоряжения земельными участками.
Порядок организации и проведения торгов устанавливает обязательные правила, не регламентированные федеральным и краевым законодательством Российской Федерации, в отношении неопределенного круга лиц и носят характер нормативного правового акта, принятие которого входит в исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Согласно Постановлению администрация Надеждинского муниципального района является организатором торгов.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 определены функции организатора торгов, в числе которых отсутствует функция установления правил организации и проведения торгов самим организатором торгов, то есть администрацией района.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
При этом, управление муниципальным имуществом администрации Надеждинского муниципального района является организационно-распорядительной деятельностью органа местного самоуправления. Указанные полномочия отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, постановление администрации Надеждинского муниципального района от 26.12.2011 N 1725 "О порядке организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, не связанных со строительством" является незаконным.
В связи с тем, что Постановление противоречит требованиям действующего земельного законодательства Российской Федерации, прокуратурой района на данный нормативно-правовой акт принесен протест, по результатам рассмотрения которого администрацией Надеждинского муниципального района необоснованно и немотивированно отказано в его удовлетворении.
В соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Согласно требованиям ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Прокурор просит суд признать постановление администрации Надеждинского муниципального района от 26.12.2011 N 1725 "О порядке организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, не связанных со строительством" не соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района К.С.В. на заявленных доводах настояла.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района В.А.М. с заявлением прокурора не согласилась по доводам, изложенным в отзыве, из которых следует, что согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельным участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абзаца 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений:
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу части 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством подают, заявления в исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Часть 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно части 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные полномочия представительных органов муниципальных образовании определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Часть 1 статьи 26 Устава Надеждинского муниципального района также определяет полномочия, находящиеся в исключительной компетенции Думы Надеждинского муниципального района.
Часть 2 статьи 26 Устава Надеждинского муниципального района определяет дополнительные полномочия, находящиеся в компетенции Думы Надеждинского муниципального района.
В силу пункта 6 части 2 статьи 26 Устава Надеждинского муниципального района, к дополнительным полномочиям Думы Надеждинского района отнесено принятие решения по определению в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также порядок распоряжения земельными участками, находящимися на территории Надеждинского района.
Согласно части 1 статьи 51 Устава Надеждинского муниципального района Дума Надеждинского района по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Приморского края. Уставом Надеждинского муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории Надеждинского района, решение об удалении главы Надеждинского района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы Надеждинского района и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Приморского края, Уставом Надеждинского муниципального района.
Руководствуясь данными положениями Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Надеждинского муниципального района, во исполнение части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации главой Надеждинского муниципального района был разработан и направлен 15.12.2010 в адрес Думы Надеждинского муниципального района проект решения Думы Надеждинского муниципального района "О Положении "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Надеждинского муниципального района и земель, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района".
Указанный проект решения Думы района направлен в Думу района с целью его принятия в рамках полномочий, предоставленных представительному органу муниципального образования Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Надеждинского муниципального района, и устанавливает порядок, предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Надеждинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района.
Разделом 4 проекта решения Думы района определено, что в случае, если в отношении одного земельного участка поданы два или более заявлений, а также иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, предоставление земельных участков, для целей, не связанных со строительством, осуществляется проведением торгов.
В соответствии с пунктом 4.7 раздела 4 проекта решения Думы района торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков проводятся в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Исходя из указанного можно сделать вывод, что частью 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по установлению порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков отнесено к ведению исполнительного органа власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утвержден Порядок организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Как видно из данного Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утвержденный Порядок не представляет собой порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а определяет организационные вопросы, возникающие при организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.






























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)