Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 30.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10830/2015

Требование: Об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и направить с предложением о заключении соответствующего договора.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица обратилась в местную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, однако ответ на заявление от ответчика не поступил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N 33-10830/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.
судей Нурисламовой Э.Р., Якуповой Н.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований М. об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, ул. Менделеева, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, ул. Менделеева, и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора, отказать.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация ГО г. Уфа РБ) об обязании подготовить проект договора аренды земельного участка, ссылаясь на то, что ей принадлежит на праве собственности жилой двухэтажный дом общей площадью... кв. м, инв. N..., расположенный по адресу адрес, кадастровый номер N.... Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N..., имеющем следующие характеристики: расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика адрес; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства гостевого дома; площадь... кв. м; кадастровая стоимость... руб.; сведения о правах: отсутствуют.
М. просила суд обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Менделеева, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка, и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда в апелляционной жалобе М. просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя М. - В., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в Случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Из материалов дела усматривается, что истцу М. принадлежит на праве собственности жилой двухэтажный дом общей площадью... кв. м, N..., расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N... от дата (л.д. 11).
Также, из дела видно, что указанный выше жилой дом располагался на земельном участке с кадастровым номером N..., имеющем следующие характеристики: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Менделеева; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства гостевого дома; площадь... кв. м, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости: дата (л.д. 33, 35).
Вместе с тем, согласно имеющегося в деле кадастрового паспорта земельного участка от дата (л.д. 42), в государственный кадастр недвижимости дата были внесены сведения о сформированном земельном участке с кадастровым номером N..., имеющим следующие характеристики: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Менделеева; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территорий и организации подъезда); площадью.... м.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами N... и N... являлись смежными земельными участками.
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от дата (л.д. 30), а также кадастрового паспорта здания от дата (л.д. 33), двухэтажный дом общей площадью... кв. м, инв. N..., расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N..., на земельном участке с кадастровым номером N..., площадью... кв. м, не располагается, что не оспаривалось стороной истца в судебном заседании ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N... (л.д. 37) земельный участок с кадастровым номером N..., площадью... кв. м предоставлен М. в аренду на 3 года для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), без права возведения капитальных строении и посадки многолетних плодово-ягодных насаждений. Установлен вид разрешенного использования земельного участка: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда).
На основании указанного постановления между истцом и Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дата заключен договор аренды указанного земельного участка со сроком аренды с дата по дата г.
Между тем, согласно кадастровому паспорту от дата (л.д. 46) земельного участка с кадастровым номером N..., площадью... кв. м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Менделеева, в отношении которого истцом заявлены требования об обязании Администрации ГО г. Уфа РБ предоставить его в аренду, сформирован данный земельный участок путем объединения смежных земельных участков с кадастровым номером N..., вид разрешенного использования: для строительства гостевого дома; площадью... кв. м и с кадастровым номером N... вид разрешенного использования: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), площадью... кв. м.
При этом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N..., площадью... кв. м установлен - для строительства гостевого дома (л.д. 46).
М. указывает, что дата она обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N... в аренду, однако ответ на указанное заявление ответчиком до настоящего времени истцу направлен не был, что и явилось основанием для обращения в суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, отказывая М. в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что поскольку земельный участок площадью... кв. м состоит их двух смежных объединенных земельных участков с различным видом разрешенного использования, изменение вида разрешенного использования земельного участка с существующего на "для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда)" на "для строительства гостевого дома" путем объединения земельных участков без учета особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, недопустимо. Кроме того, основанием для отказа судом первой инстанции в удовлетворении иска М. явилось то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выделения испрашиваемого земельного участка площадью... кв. м, наличия согласования его границ со смежными землепользователями, а также то обстоятельство, что испрашиваемый истцом земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, решение суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства, соглашается с ними, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ (в редакции федерального закона, действующего на момент возникновения спорных отношений), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом: особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3 этой статьи).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных отношений, установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Вышеуказанное безусловно свидетельствует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что поскольку земельный участок площадью... кв. м с кадастровым номером N... был предоставлен М. для определенных целей, а именно: не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), изменение его вида разрешенного использования с существующего на "для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда)" на "для строительства гостевого дома" при объединении с земельным участком с кадастровым номером N..., в испрашиваемый земельный участок, без учета особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, недопустимо.
По указанным выше основаниям несостоятелен довод апелляционной жалобы истца о незаконности вынесенного решения, поскольку вид разрешенного использования "для строительства гостевого дома", установленный для испрашиваемого земельного участка, никем не оспаривается.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 187-0, толкование норм ст. 36 Земельного Кодекса РФ необходимо осуществлять в системной связи с иными нормами земельного гражданского законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
По смыслу указанных правовых норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Как усматривается из материалов дела, приобретенный истцом дом ранее находился на земельном участке площадью... кв. м. Размер же испрашиваемого земельного участка составляет... кв. м. Каких-либо данных, подтверждающих обоснованность выделения испрашиваемого земельного участка указанной площадью, наличия согласования его границ со смежными землепользователями, истцом в суд не представлено.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка N... от дата с кадастровым номером N..., указанный участок полностью входит в Зону: "РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс, реестровый номер, N...", 02.55.2.70, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Передача прав на земельный участок водоохранной зоны влечет за собой нарушение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полос водного объекта, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохранной зоны, в материалах дела не имеется.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд пришел к обоснованному выводу, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером N..., с видом разрешенного использования "для строительства гостевого дома", расположенного во втором поясе зоны санитарной охраны недопустимо, поскольку иное противоречило бы требованиям ст. 27 Земельного кодекса РФ, установившей ограничения в обороте спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе М. в удовлетворении требований о обязании Администрации ГО г. Уфа РБ принять решение о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Менделеева, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка, и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА

Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Н.Н.ЯКУПОВА

Справка: судья: Зайдуллин Р.Р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)