Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8741/14

Требование: Об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, взыскании ущерба, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В отсутствие разрешения ответчиком был создан объект размещения отходов, где сброс отходов производился на почву.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N 33-8741/14


Судья: Дроздова Т.И.
Судья-докладчик: Астафьева О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Кравченко Е.Г., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования города Братска, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Ф." об обязании освободить самовольно занятый земельный участок от незаконно возведенных сооружений, от древесных опилок, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства, взыскание ущерба, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов,
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Ф."
на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 30 июля 2014 года,

установила:

В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами лесопиления на территории Правобережного округа города Братска.
В ходе проверки установлено, на землях категории земель населенных пунктов, расположенных вблизи ж<адрес изъят>) Общество с ограниченной ответственностью "Ф." (далее ООО "Ф.") осуществляет деятельность по сбору отходов производства - отходов лесопиления (горбыль, опилки) от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью их размещения.
При осмотре Дата изъята с участием должностных лиц Братского отдела Управления Россреестра по Иркутской области, отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области по г. Братску и Братскому району, отдела охраны окружающей среды администрации города Братска, отдела жилищно-коммунального хозяйства комитета по управлению Правобережным округом администрации города Братска, земельных участков, категории земель населенных пунктов, расположенном вблизи <адрес изъят>) было установлено, что на въезде бывшего карьера 20А, на площади 0,2 га возведены сторожевой пункт, подсобные строения, строящийся навес, въезд на территорию контролируется.
На земельном участке, расположенном по адресу <адрес изъят>, размещаются привезенные от сторонних организаций древесные опилки. Данные опилки размещаются на открытой площадке, площадью приблизительно 1 га, то есть площадь фактически занимаемого земельного участка превышает площади отведенного земельного участка примерно на 0,7 га.
На земельном участке, севернее в 200 м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, на площади 1 га обнаружена площадка для складирования горбыля. Объем размещенных отходов составляет приблизительно 500 куб. м горбыля.
В нарушение ст. ст. 25 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Ф." в целях осуществления предпринимательской деятельности, пользуется вышеуказанными земельными участками при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности или аренды земли.
До настоящего времени указанные земельные участки ООО "Ф." не освобождены.
Несоблюдение указанных требований закона нарушает права и интересы муниципального образования города Братска, поскольку ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, предусматривающие владение и пользование земельными участками на основании правоустанавливающих документов на землю.
Кроме того, ООО "Ф." является специализированной организацией, занимающейся деятельностью по размещению отходов (хранение и захоронение), которое в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку негативное воздействие на окружающую среду является платным, то ООО "Ф." должно было внести плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства: опилок натуральной чистой древесины за 2013 год и за 1 квартал 2014 года в размере (данные изъяты).
По информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области ООО "Ф." не предоставляло расчеты платы и не осуществляло уплату за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды. Оснований для освобождения ООО "Ф." от расчета платы и уплаты за негативное воздействие на окружающую среду не имеется.
Невнесение хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду повлекло недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств, что в свою очередь, не позволило направить эти денежные средства на реализацию своих обязательств, включая природоохранные мероприятия.
Кроме того, проверкой установлено, что деятельность ООО "Ф." по размещению отходов на вышеуказанных земельных участках осуществляется незаконно.
В отсутствие разрешения на создание объекта размещения отходов, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, ООО "Ф." фактически допущено создание не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов 5 класса опасности, где сброс отходов производится на почву. Так, согласно заключению специалиста - государственного инспектора Иркутской области по охране природы, складирование отходов производится на открытых площадках, не имеющих твердого искусственного водонепроницаемого покрытия.
Размер вреда, причиненный почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ООО "Ф.", составил за 2013 год - (данные изъяты).
ООО "Ф." на землях категории земель населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес изъят>), самовольно складирует отходы лесопиления (горбыль, опилки), а также возвел незаконные постройки.
В ходе дополнительной проверки произведено определение координат местоположения объекта размещения производственных отходов - опилок древесных в 7 точках. Измерения производились при помощи навигатора "Garmin GPS", заводской номер 114-10.
На основании измерений была выполнена топографическая съемка по состоянию на Дата изъята. на объект - отходы лесопиления ООО "Ф." с указанием границ отвода земельного участка по договору Номер изъят и границ отходов лесопиления по состоянию на Дата изъята г. Данные участки внесены в электронную карту города Братска.
Так, по состоянию на Дата изъята. общая площадь земельного участка, занятого ООО "Ф." древесными опилками, составляет (данные изъяты), по состоянию на Дата изъята. Согласно договору аренды земельного участка Номер изъят г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска ООО "Ф." предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 0,3000 га.
Площадь самовольно занятого ООО "Ф." земельного участка древесными опилками составляет 1,5247 га (1,8247-0,3000).
Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ООО "Ф." освободить самовольно занятый земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов, расположенный <адрес изъят> от незаконно возведенных на земельном участке шлагбаума, строения для размещения персонала, имеющего вывеску "ведется видеонаблюдение" ("бытовка"); временного деревянного сооружения (сарай) в срок до 01.09.2014 г.; обязать ООО "Ф." освободить часть самовольно занятого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> от древесных опилок в срок до 01.09.2014 г.; взыскать с ООО "Ф." в пользу Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования город Братск плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства: опилок натуральной, чистой древесины за 2013 год и за 1 квартал 2014 года в размере (данные изъяты); взыскать с ООО "Ф." в пользу муниципального образования город Братск в возмещение ущерба, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов 5 класса опасности - опилок древесных в размере (данные изъяты).
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 30 июля 2014 года исковые удовлетворены.
На ООО "Ф." возложены обязанности:
- - освободить в срок до 1 ноября 2014 года самовольно занятый земельный участок, категории земель населенных пунктов, расположенный на въезде <адрес изъят> от незаконно возведенных на земельном участке: шлагбаума, строения для размещения персонала, имеющего вывеску "ведется видеонаблюдение" ("бытовка"), временного деревянного сооружения (сарай);
- - освободить в срок до 1 ноября 2014 года часть самовольно занятого земельного участка, категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес изъят> от древесных опилок;
- С ООО "Ф." взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства: опилок натуральной чистой древесины за 2013 год и за 1 квартал 2014 года в размере (данные изъяты).
В пользу муниципального образования город Братск с ООО "Ф." в возмещение ущерба, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов 5 класса опасности - опилок древесных взыскано (данные изъяты).
В доход местного бюджета с ООО "Ф." взыскана государственная пошлина в размере (данные изъяты).
В апелляционной жалобе представитель ООО "Ф." по доверенности В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Общество не согласно с решением суда в части взыскания ущерба, причиненного размещением отходов. Судом принято решение без установления причинно-следственной связи между размещением древесных отходов и уничтожением плодородного слоя почвы. Тем более, что экспертиза земли, взятие проб и образцов, какие-либо иные исследования земли не проводились. Истцом не доказано наличие ущерба, исковое заявление не содержит сведений причинения вреда почвам несанкционированным размещением отходов.
Представленная истцом методика расчета исчисления стоимостной форме размера вреда не подлежит применению.
В возражениях Братский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Скоробогатовой Н.А., согласную с решением суда, проверив обстоятельства дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 16 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещением отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ст. ст. 1, 12, 13, 19, 23 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Создание объектов размещение отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом от 8 июля 2010 года N 238 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации методика исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящей методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам в результате: а) химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах; б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления; в) порчи почв в результате самовольного незаконного перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами. Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле, указанной в Методике.
Согласно ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Ф." осуществляет хозяйственную деятельность по лесозаготовке, предоставлении услуг в области лесозаготовок, оптовой торговли лесоматериалами, удалении и обработки твердых отходов и другой.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Братска Номер изъят ООО "Ф." предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок категории земель населенных пунктов площадью 0,3000 га по адресу: <адрес изъят>, для строительства склада древесных отходов.
На основании этого постановления Дата изъята между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и ООО "Ф." заключен договор аренды Номер изъят земельного участка общей площадью 0,3000 га; кадастровый номер: Номер изъят; категории земли населенных пунктов, с целью строительства склада древесных отходов, что подтверждается копией указанного договора и актом приема-передачи от Дата изъята.
В ходе проверки, проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой с Дата изъята, установлено, что на въезде <адрес изъят> возведены сторожевой пункт, подсобные строения, строящийся навес, въезд на территорию контролируется. Земельный участок используется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес изъят>, размещаются привезенные от сторонних организаций древесные опилки. Данные опилки размещаются на открытой площадке, площадью приблизительно 1 га, то есть площадь фактически занимаемого земельного участка превышает площади отведенного земельного участка примерно на 0,7 га.
На земельном участке, севернее в 200 м от земельного участка, расположенного по адресу <адрес изъят>, на площади 1 га обнаружена площадка для складирования горбыля. Объем размещенных отходов составляет приблизительно 500 куб. м горбыля.
На прилегающей территории к земельному участку северо-восточнее в 500 м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, площадью 1 га выявлено размещение горбыля приблизительно 200 куб. м с открытыми очагами горения отходов.
Деятельность ООО "Ф." по приему отходов производства - отходов лесопиления (горбыль, опилки) от сторонних организаций является незаконной, так как складирование древесных опилок на земельном участке является несанкционированным: разрешение на создание объекта размещения отходов ООО "Ф." федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами не выдавалось.
Древесные отходы - горбыль, принимаются ООО "Ф." и сжигаются в местах разгрузки на открытой площадке, не имеющей искусственного водонепроницаемого покрытия без специальных установок.
Деятельность ООО "Ф." по приему и сжиганию отходов горбыля также является незаконной, осуществляется в нарушение требований природоохранного законодательства и представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением совместно проведенной проверки от Дата изъята, и заключению специалиста Номер изъят Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, судом достоверно установлено, что ООО Ф." самовольно, не имея соответствующего разрешения и согласия Администрации г. Братска, возвело на территории земельного участка, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, сооружения: шлагбаум, сторожевой (контрольно-пропускной) пункт, на котором размещена вывеска "склад древесных отходов", строение для размещения персонала, (бытовка), имеющего вывеску "ведется видеонаблюдение", временное деревянное сооружение (сарай).
Доказательств правомерности возведения сооружений и занятия ответчиком земельного участка под размещение сооружений представлено не было. Несоблюдение требований Земельного кодекса РФ нарушает права и интересы муниципального образования г. Братска, поскольку ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, предусматривающие владение и пользование земельными участками на основании правоустанавливающих документов на землю.
Согласно схеме размещения объекта ООО "Ф.", фрагменту топографической съемки на объект "Отходы лесопиления ООО "Ф." представленными главным инженером Братского топографо-геодезического предприятия ОАО "ВостСибАГП" О., участок отходов лесопиления по состоянию на Дата изъята составляет 1, 8247 га, тогда как по договору аренды составляет 0, 3000 га.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора и обязал ООО "Ф." освободить самовольно занятый земельный участок, категории земель населенных пунктов, расположенный на въезде <адрес изъят> от незаконно возведенных на земельном участке шлагбаума, строения для размещения персонала, имеющего вывеску "ведется видеонаблюдение" ("бытовка"); временного деревянного сооружения (сарай) и освободить часть самовольно занятого земельного участка, категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, площадью 1,5247 га от древесных опилок в срок до 1 ноября 2014 года.
Проверяя законность требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд правильно руководствовался ст. ст. 77 и 78 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и исходил из того, что ООО "Ф." не предоставляло расчеты платы, и не осуществляло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 г., 1 квартал 2014 г. Оснований для освобождения ООО "Ф." от уплаты за негативное воздействие на окружающую среду не имеется, поскольку данное общество в процессе осуществления своей деятельности в 2013 году, 1 квартале 2014 года оказывало негативное воздействие на окружающую среду.
Факт несанкционированного размещения отходов подтверждается заключением специалиста - государственного инспектора Иркутской области по охране природы К., фототаблицей, объяснением генерального директора ООО "Ф." В.С., дополнительным решением от 16.04.2014 г. Падунского районного суда города Братска Иркутской области по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Ф." о признании бездействия незаконным, об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.
При определении размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле как природному объекту правильно применены Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды". Определенный судом размер вреда является верным.
При этом, обоснованно отклонены возражения ответчика, что данный ущерб не подлежит взысканию, т.к. причинения вреда почвам не произошло, не установлен факт их деградации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1; ст. 42 и 58).
Учитывая, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства, законодатель определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Окружающая среда, будучи объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.
Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда в окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.
Судом было установлено, что Обществом производится несанкционированное размещение древесных отходов IV-V класса опасности на земельном участке, площадью более 1, 5247 га, не оборудованном в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, без специального разрешения на создание объекта на размещение отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. В соответствии с указанной методикой и был произведен расчет.
При таких обстоятельствах, суд правомерно принял расчет ущерба, предоставленный истцом, и взыскал с ответчика (данные изъяты).
Выводы суда, изложенные в решении, подробно и убедительно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных сторонами доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, и были предметом оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 30 июля 2014 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ф." - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ

Судьи
Е.Г.КРАВЧЕНКО
О.Ю.АСТАФЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)