Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарями судебного заседания А.Д. Беспаловой, Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации Артемовского городского округа
апелляционные производства N 05АП-7613/2015, N 05АП-7978/2015
на решение от 21.07.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-36019/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (ИНН 2502048497, ОГРН 1132502003040, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2013)
к администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002), департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: администрация Приморского края
об оспаривании решения от 13.10.2014 N 35-18/3097,
при участии:
- от ООО "Алекс": представитель Буянов А.Н. по доверенности от 03.08.2015 на один год, паспорт;
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Бутенко Е.А. по доверенности от 20.05.2015 по 31.12.25015, удостоверение;
- от администрации Артемовского городского округа, администрации Приморского края - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (далее - заявитель, общество, ООО "АЛЕКС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Артемовского городского округа (далее - Администрация, ответчик) от 13.10.2014 N 35-18/3097 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, для строительства гостиницы, предприятия общественного питания, и о понуждении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка площадью 6000 кв. м, обозначенный на обзорной схеме участка, в границах со следующими координатами углов поворота границ земельного участка: (1) х 388896.41, у 1416260.44; (2) х388849.08, у 1416254.59; (3) х 388898.12, у 1416159.52; (4) х 388955.04, у 1416181.61 для строительства гостиницы, предприятия общественного питания в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме Приморского края, по обращению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Приморского края суда от 12.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Приморского края.
В качестве второго ответчика по ходатайству заявителя к участию в деле определением Арбитражного суда Приморского края суда от 09.04.2015 привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Приморского края от 13.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Апеллянт ссылается на не правильное применение норм материального права. Указывает на то, что в заявлении общества не приведены сведения о параметрах объекта строительства, величине потребляемых ресурсов, не обосновано, какие использовались исходные данные при определении площади застройки, поскольку площадь объекта строительства должна быть обоснована обществом с учетом дальнейшего проекта строительства данного объекта, который разрабатывается с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па, о чем прямо указано в пункте 2.1 данного постановления.
Департамент полагает, что оснований для применения ранее действовавшего законодательства при определении способа восстановления нарушенного права общества, в случае удовлетворения его требования, не имеется, учитывая, что законодательством определены переходные положения, согласно которым лицо имеет право получить земельный участок без проведения торгов лишь в том случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Не согласившись с решением суда, администрация Артемовского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой также просит отменить решение арбитражного суда Приморского края от 13.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Общество по тексту представленного ранее через канцелярию суда в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы департамента. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Артемовского городского округа, администрации Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционные жалобы по делу в их отсутствие.
В канцелярию суда от администрации Артемовского городского округа поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле не возражали по заявленному ходатайству.
Согласно ст. 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Рассмотрев поступившее ходатайство и учитывая, что заявленный отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, апелляционная инстанция считает возможным принять отказ администрации Артемовского городского округа от апелляционной жалобы на решение от 21.07.2015, в связи с чем производство по указанной жалобе подлежит прекращению.
Решение проверяется в порядке ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе департамента.
В судебном заседании 21.09.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.09.2015 до 13 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон, которые поддержали свои позиции, озвученные до объявления перерывов в судебном заседании.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
15.09.2014 ООО "АЛЕКС" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 6000 кв. м на праве аренды, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, с предварительным согласованием места размещения объекта - гостиницы, предприятия общественного питания.
По результатам рассмотрения заявления администрация приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка по мотиву того, что земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения СХ-3. Строительство гостиницы, предприятия общественного питания в зоне СХ-3 не предусмотрено.
Отказ оформлен письмом от 13.10.2014 N 35-18/3097.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса в редакции, действующей до 01.03.2015, было предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Процедура предоставления земельных участков в городе Артеме урегулирована Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497 (далее - Правила N 497).
Пунктом 4 статьи 24 названных Правил установлено, что предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для строительства и производства иных допустимых изменений с введением в действие настоящих Правил застройки осуществляется только в соответствии с установленными настоящими Правилами застройки градостроительными регламентами территориальных зон.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства осуществляется в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что, отказывая в предоставлении земельного участка площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, для строительства гостиницы, предприятия общественного питания администрация указала на то, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-3).
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из имеющейся в материалах дела справки администрации от 11.11.2014 N 35-18/3460 суд первой инстанции сделал вывод о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим Генеральным планом Артемовского городского округа от 30.10.2009 N 237 и Правилами N 497 находится на землях населенных пунктов в зоне ОД-3 (зона обслуживания промышленных и транспортных узлов), основными видами разрешенного использования которого являются, в том числе гостиницы и предприятия общественного питания.
Между тем, доказательства того, что справка администрации от 11.11.2014 N 35-18/3460 выдана в отношении спорного земельного участка материалы дела не содержат.
ООО "АЛЕКС" обратилось в администрацию с запросом от 10.11.2014 вх. N 35-18-1116 о предоставлении сведений ИСОГД о земельном участке, расположенном в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, согласно прилагаемой обзорной схеме (л.д. 11). Обзорная схема, приложенная к запросу от 10.11.2014, в материалы дела не представлена.
Графическое изображение земельного участка, в отношении которого администрацией дана выписка из ИСОГД (л.д. 65) и выдана справка от 11.11.2014 N 35-18/3460, не соотносится территориально с земельным участком (л.д. 8), в отношении которого обществом получен оспариваемый отказ от 13.10.2014.
Графическое изображение испрашиваемого обществом земельного участка в обзорной схеме от 14.09.2014 (л.д. 8) при соотнесении с выпиской из ИСОГДа (л.д. 65) позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, испрашиваемый обществом заявлением от 15.09.2014, расположен в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-3).
На основании изложенного, коллегия делает вывод том, что оспариваемый отказ администрации от 13.10.2014 является законным.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
При этом пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).
В силу пункта 2 статьи 13 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, применительно к каждой территориальной зоне статьями 16 - 23 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также ограничения на использование объектов недвижимости.
Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости.
Статьей 22 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, установлены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды разрешенного использования недвижимости в зонах сельскохозяйственного использования, к которым гостиницы и предприятия общественного питания не относятся.
Кроме того коллегия приходит к выводу, что по содержанию заявление ООО "АЛЕКС" от 15.09.2014 (вх. N 7228) и приложенные к нему документы не отвечали требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и не являлись достаточными для рассмотрения вопроса о выборе спорного участка и согласования места размещения объекта строительства.
Как следует из материалов дела, общество обращаясь в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка не указало сведения, параметры объекта строительства, величину потребляемых ресурсов, не обосновало, какими исходными данными руководствовалось, определяя площадь застройки, а следовательно отсутствие таких данных влияющих на определение потребности общества в земельном участке, свидетельствует о невозможности определить его размер и осуществить его выбор.
Действительно Земельным кодексом Российской Федерации какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражены сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Вместе с тем, параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, и, при необходимости, размер санитарно-защитной зоны, а также потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, действовавшей в период спорных отношений, было установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельном законодательстве порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующий территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указанные сведения об образуемых земельном участке или земельных участка, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Как следует из материалов дела, процедура выбора земельного участка не осуществлялась, подготовка обществом межевого плана является преждевременной, и не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия учитывает, что обращение в суд, прежде всего, направлено на восстановление и защиту нарушенных или нарушаемых прав (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, предъявляя требование об обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка, заявитель не обосновал, каким образом удовлетворение его требований по настоящему спору будет способствовать восстановлению его нарушенных прав, исходя из действующего правового регулирования.
Так статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлен ряд переходных положений, в части принятия уполномоченным органом решений при предоставлении земельных участков по заявлениям, поданным до 01.03.2015.
В частности, до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земель земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Как усматривается из материалов дела, схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждалась, акт о выборе земельного участка обществу не выдавался, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, департаментов до 01.03.2015 не принято.
На основании изложенного, согласно части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ предоставление испрашиваемого земельного участка не может в дальнейшем осуществляться департаментом по правилам статей 31 и 32 ЗК РФ.
Следует учесть, что общество не лишено возможности получить земельный участок под строительство гостиницы, предприятия общественного питания с учетом новых положений закона, действующих в настоящее время.
Доказательства ухудшения положения заявителя в результате изменения порядка предоставления земельного участка в материалы дела не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от 13.10.2014 N 35-18/3097 об отказе в предоставлении земельного участка соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ администрации Артемовского городского округа от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по делу N А51-36019/2014.
Производство по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа прекратить.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по делу N А51-36019/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2015 N 05АП-7613/2015 ПО ДЕЛУ N А51-36019/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. N 05АП-7613/2015
Дело N А51-36019/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарями судебного заседания А.Д. Беспаловой, Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации Артемовского городского округа
апелляционные производства N 05АП-7613/2015, N 05АП-7978/2015
на решение от 21.07.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-36019/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (ИНН 2502048497, ОГРН 1132502003040, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2013)
к администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002), департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: администрация Приморского края
об оспаривании решения от 13.10.2014 N 35-18/3097,
при участии:
- от ООО "Алекс": представитель Буянов А.Н. по доверенности от 03.08.2015 на один год, паспорт;
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Бутенко Е.А. по доверенности от 20.05.2015 по 31.12.25015, удостоверение;
- от администрации Артемовского городского округа, администрации Приморского края - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (далее - заявитель, общество, ООО "АЛЕКС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Артемовского городского округа (далее - Администрация, ответчик) от 13.10.2014 N 35-18/3097 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, для строительства гостиницы, предприятия общественного питания, и о понуждении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка площадью 6000 кв. м, обозначенный на обзорной схеме участка, в границах со следующими координатами углов поворота границ земельного участка: (1) х 388896.41, у 1416260.44; (2) х388849.08, у 1416254.59; (3) х 388898.12, у 1416159.52; (4) х 388955.04, у 1416181.61 для строительства гостиницы, предприятия общественного питания в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме Приморского края, по обращению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Приморского края суда от 12.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Приморского края.
В качестве второго ответчика по ходатайству заявителя к участию в деле определением Арбитражного суда Приморского края суда от 09.04.2015 привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Приморского края от 13.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Апеллянт ссылается на не правильное применение норм материального права. Указывает на то, что в заявлении общества не приведены сведения о параметрах объекта строительства, величине потребляемых ресурсов, не обосновано, какие использовались исходные данные при определении площади застройки, поскольку площадь объекта строительства должна быть обоснована обществом с учетом дальнейшего проекта строительства данного объекта, который разрабатывается с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па, о чем прямо указано в пункте 2.1 данного постановления.
Департамент полагает, что оснований для применения ранее действовавшего законодательства при определении способа восстановления нарушенного права общества, в случае удовлетворения его требования, не имеется, учитывая, что законодательством определены переходные положения, согласно которым лицо имеет право получить земельный участок без проведения торгов лишь в том случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Не согласившись с решением суда, администрация Артемовского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой также просит отменить решение арбитражного суда Приморского края от 13.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Общество по тексту представленного ранее через канцелярию суда в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы департамента. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Артемовского городского округа, администрации Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционные жалобы по делу в их отсутствие.
В канцелярию суда от администрации Артемовского городского округа поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле не возражали по заявленному ходатайству.
Согласно ст. 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Рассмотрев поступившее ходатайство и учитывая, что заявленный отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, апелляционная инстанция считает возможным принять отказ администрации Артемовского городского округа от апелляционной жалобы на решение от 21.07.2015, в связи с чем производство по указанной жалобе подлежит прекращению.
Решение проверяется в порядке ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе департамента.
В судебном заседании 21.09.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.09.2015 до 13 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон, которые поддержали свои позиции, озвученные до объявления перерывов в судебном заседании.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
15.09.2014 ООО "АЛЕКС" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 6000 кв. м на праве аренды, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, с предварительным согласованием места размещения объекта - гостиницы, предприятия общественного питания.
По результатам рассмотрения заявления администрация приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка по мотиву того, что земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения СХ-3. Строительство гостиницы, предприятия общественного питания в зоне СХ-3 не предусмотрено.
Отказ оформлен письмом от 13.10.2014 N 35-18/3097.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса в редакции, действующей до 01.03.2015, было предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Процедура предоставления земельных участков в городе Артеме урегулирована Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497 (далее - Правила N 497).
Пунктом 4 статьи 24 названных Правил установлено, что предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для строительства и производства иных допустимых изменений с введением в действие настоящих Правил застройки осуществляется только в соответствии с установленными настоящими Правилами застройки градостроительными регламентами территориальных зон.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства осуществляется в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что, отказывая в предоставлении земельного участка площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, для строительства гостиницы, предприятия общественного питания администрация указала на то, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-3).
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из имеющейся в материалах дела справки администрации от 11.11.2014 N 35-18/3460 суд первой инстанции сделал вывод о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим Генеральным планом Артемовского городского округа от 30.10.2009 N 237 и Правилами N 497 находится на землях населенных пунктов в зоне ОД-3 (зона обслуживания промышленных и транспортных узлов), основными видами разрешенного использования которого являются, в том числе гостиницы и предприятия общественного питания.
Между тем, доказательства того, что справка администрации от 11.11.2014 N 35-18/3460 выдана в отношении спорного земельного участка материалы дела не содержат.
ООО "АЛЕКС" обратилось в администрацию с запросом от 10.11.2014 вх. N 35-18-1116 о предоставлении сведений ИСОГД о земельном участке, расположенном в районе ул. Острякова, 25 в г. Артеме, согласно прилагаемой обзорной схеме (л.д. 11). Обзорная схема, приложенная к запросу от 10.11.2014, в материалы дела не представлена.
Графическое изображение земельного участка, в отношении которого администрацией дана выписка из ИСОГД (л.д. 65) и выдана справка от 11.11.2014 N 35-18/3460, не соотносится территориально с земельным участком (л.д. 8), в отношении которого обществом получен оспариваемый отказ от 13.10.2014.
Графическое изображение испрашиваемого обществом земельного участка в обзорной схеме от 14.09.2014 (л.д. 8) при соотнесении с выпиской из ИСОГДа (л.д. 65) позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, испрашиваемый обществом заявлением от 15.09.2014, расположен в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-3).
На основании изложенного, коллегия делает вывод том, что оспариваемый отказ администрации от 13.10.2014 является законным.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
При этом пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).
В силу пункта 2 статьи 13 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, применительно к каждой территориальной зоне статьями 16 - 23 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также ограничения на использование объектов недвижимости.
Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости.
Статьей 22 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, установлены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды разрешенного использования недвижимости в зонах сельскохозяйственного использования, к которым гостиницы и предприятия общественного питания не относятся.
Кроме того коллегия приходит к выводу, что по содержанию заявление ООО "АЛЕКС" от 15.09.2014 (вх. N 7228) и приложенные к нему документы не отвечали требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и не являлись достаточными для рассмотрения вопроса о выборе спорного участка и согласования места размещения объекта строительства.
Как следует из материалов дела, общество обращаясь в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка не указало сведения, параметры объекта строительства, величину потребляемых ресурсов, не обосновало, какими исходными данными руководствовалось, определяя площадь застройки, а следовательно отсутствие таких данных влияющих на определение потребности общества в земельном участке, свидетельствует о невозможности определить его размер и осуществить его выбор.
Действительно Земельным кодексом Российской Федерации какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражены сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Вместе с тем, параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, и, при необходимости, размер санитарно-защитной зоны, а также потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, действовавшей в период спорных отношений, было установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельном законодательстве порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующий территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указанные сведения об образуемых земельном участке или земельных участка, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Как следует из материалов дела, процедура выбора земельного участка не осуществлялась, подготовка обществом межевого плана является преждевременной, и не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия учитывает, что обращение в суд, прежде всего, направлено на восстановление и защиту нарушенных или нарушаемых прав (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, предъявляя требование об обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка, заявитель не обосновал, каким образом удовлетворение его требований по настоящему спору будет способствовать восстановлению его нарушенных прав, исходя из действующего правового регулирования.
Так статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлен ряд переходных положений, в части принятия уполномоченным органом решений при предоставлении земельных участков по заявлениям, поданным до 01.03.2015.
В частности, до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земель земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Как усматривается из материалов дела, схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждалась, акт о выборе земельного участка обществу не выдавался, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, департаментов до 01.03.2015 не принято.
На основании изложенного, согласно части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ предоставление испрашиваемого земельного участка не может в дальнейшем осуществляться департаментом по правилам статей 31 и 32 ЗК РФ.
Следует учесть, что общество не лишено возможности получить земельный участок под строительство гостиницы, предприятия общественного питания с учетом новых положений закона, действующих в настоящее время.
Доказательства ухудшения положения заявителя в результате изменения порядка предоставления земельного участка в материалы дела не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от 13.10.2014 N 35-18/3097 об отказе в предоставлении земельного участка соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ администрации Артемовского городского округа от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по делу N А51-36019/2014.
Производство по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа прекратить.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2015 по делу N А51-36019/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)