Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А51-5834/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А51-5834/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТехноПарк"
апелляционное производство N 05АП-9791/2014
на решение от 04.06.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-5834/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" (ИНН 2538144518, ОГРН 1112538000695, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.02.2011)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, 247 лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании распоряжения;
- при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Бутенко Е.А. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3564 (до перерыва); представитель Пламадяла С.В. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 1122 (после перерыва);
- от ООО "ТехноПарк": представитель Сергеева А.К. по доверенности от 01.11.2013, сроком на один год, паспорт; представитель Гой С.А. по доверенности от 03.06.2014, сроком на один год, паспорт;
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, 247 лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации - не явились;

- установил:

Общество с ограниченной ответственность "ТехноПарк" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, Департамент) от 19.12.2013 N 3022-рз "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 N 2767-рз, от 27 сентября 2013 N 2336-рз".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка в составе границ (лесов), закрепленных за 247 военным лесничеством Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны" является необоснованным.
Настаивает на том, что предоставленный Обществу земельный участок входит в состав земель населенных пунктов.
Из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить наложение испрашиваемого Обществом земельного участка на границы лесного фонда 247 лесничества Минобороны России.
В судебном заседании представитель ООО "ТехноПарк" поддержала доводы своей апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, 247 лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18 августа до 09 часов 55 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при то же секретаре судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения. К материалам дела приобщен фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, 247 лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации после перерыва явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 07.11.2012 общество "ТехноПарк" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка приблизительной площадью 15 га, расположенный в районе ул. Адмирала Горшкова, 40 в г. Владивостоке, для строительства парка отдыха, а также о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта - для строительства парка отдыха.
07.08.2013 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока издано распоряжение N 1589 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, ООО "ТехноПарк" вид разрешенного использования: дома и зоны отдыха; цель предоставления: для строительства парка отдыха".
Обществу "ТехноПарк" выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 91 от 28.06.2013.
27.09.2013 Департаментом издано распоряжение N 2336-рз "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" места размещения парка отдыха на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток в районе ул. Адмирала Горшкова, 40".
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 25:28:040014:2985.
20.11.2013 Департаментом издано распоряжение N 2767-рз "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" места размещения парка отдыха на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток в районе ул. Адмирала Горшкова, 40".
10.12.2013 между Обществом и Департаментом заключен договор N 04-Ю-18367 аренды спорного земельного участка.
31.01.2014 договор аренды подан Обществом в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю для регистрации права аренды земельного участка.
19.12.2013 Департаментом издано распоряжение N 3022-рз "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 года N 2767-рз, от 27 сентября 2013 года N 2336-рз".
22.01.2014 Департамент письмом N 20/04/02-09/1409 в адрес Общества направил проект соглашения о расторжении договора аренды земельного участка.
Не согласившись с распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 19.12.2013 N 3022-рз "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 N 3767-рз, от 27 сентября 2013 N 2336-рз", посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктами 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия Департаментом распоряжения от 19.12.2013 N 3022-РЗ "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 года N 2767-рз, от 27 сентября 2013 года N 2336-рз", послужило письмо от 06.03.2014 247 лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, содержащее информацию о том, земельный участок общей площадью 15 га, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Горшкова, 40 входит в состав границ лесного фонда 247 лесничества Министерства обороны России.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый земельный участок входит в состав границ лесного фонда 247 лесничества Министерства обороны Российской Федерации, является федеральной собственностью, связи с чем управление и распоряжение данным земельным участком не входит в компетенцию Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Данный вывод судебная коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (ст. ст. 65, 200 АПК РФ).
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края - г. Владивостоке обладает Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам отнесены к федеральной собственности, а согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с Кодексом.
Следовательно, земельные и лесные участки, предоставленные для нужд обороны, не нуждаются в подтверждении принадлежности Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю и иные природные ресурсы, поскольку признание их законом федеральной собственностью является самостоятельным и достаточным основанием для возникновения у Российской Федерации права собственности на данный участок земель или лесов.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ Департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны.
Коллегией установлено, что распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Согласно акту от 21.09.1955 Владивостокский лесхоз сдал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе 6 174 га покрытых лесом. Актом и приложениями к нему определены границы передаваемой территории.
Впоследствии в соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135, 247 лесничеству по акту от 26.01.1999 переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина СССР от 12.03.1955 N 1885-рс. Акты о передаче (приемке) лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны РФ от 15.12.2000 N 555/592.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение тому, что спорный земельный участок, на основании поименованных распорядительных актов, был предоставлен Министерству обороны и закреплен за 247 лесничеством.
Единственным основанием для издания Департаментом оспариваемого распоряжения, явилось письмо 247 лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации.
Коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Департамент как орган, чье решение обжалуется, соответствующие документы не представил.
Из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить, имеется ли наложение земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и земельного участка, предоставленного Обществу.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела материалы лесоустройства, выкопировку из планшетов границ территории 247 Военного лесничества Минобороны России, суд не принимает их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих расположение предоставленного Обществу земельного участка на землях лесного фонда. Данные планшетов однозначно не могут свидетельствовать об отнесении соответствующих планшетам земельных участков к землям лесного фонда.
При этом суд учитывает, что сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов, земли обороны и земли лесного фонда.
В силу части 2 статьи 83 ЗК РФ граница городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока испрашиваемый земельный участок входит в состав земель Владивостокского городского округа и расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).
Из кадастрового паспорта от 28.10.2013 N 25/00-13-299719 следует, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое распоряжение Департамента вынесено в отсутствие на то правовых оснований, что нарушает права Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, признав недействительным распоряжение департамента от 19.12.2013 N 3022-рз "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 N 2767-рз, от 27 сентября 2013 N 2336-рз".
Согласно статье 110 АПК РФ, учитывая результат рассмотрения спора, понесенные ООО "ТехноПарк" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 рублей, государственной пошлины по заявлению по принятии обеспечительных мер в сумме 2000 рублей и апелляционной жалобе в размере 1000 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2014 по делу N А51-5834/2014 отменить.
Признать недействительным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 19.12.2013 N 3022-рз "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 ноября 2013 N 2767-рз, от 27 сентября 2013 N 2336-рз", как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" 5000 (пять тысяч) рублей государственной пошлины, из которых 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления, 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления о принятии обеспечительных мер, 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)