Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Жилина Николая Николаевича - Кирилловой Ксении Александровны (доверенность от 01.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Жилина Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-6142/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Жилин Николай Николаевич (г. Ангарск Иркутской области; ОГРН 304380121800117; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (г. Ангарск; ОГРН 1033800515957; далее - Комитет), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва; ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата):
- - о признании незаконным выраженного в письме от 17.03.2014 N 2297 решения Комитета о непредоставлении земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством, сроком на 11 месяцев, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория "Родник", под размещение временной автостоянки (далее - земельный участок);
- - об обязании Комитета заключить договор аренды земельного участка для размещения временной автостоянки;
- - о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости;
- - о признании незаконным решения Кадастровой палаты об аннулировании сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065;
- - об обязании Кадастровой палаты отменить запись об аннулировании сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 и включить сведения о нем в государственный кадастр недвижимости;
- Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года, производство по делу в части требования о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости прекращено в связи с отказом предпринимателя от указанного требования. В удовлетворении иных заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, указывая на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Кадастровая палата отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
В порядке, предусмотренном абзацем первым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство отложено с 13 февраля 2015 года на 17 марта 2015 года.
В судебном заседании представитель предпринимателя подтвердила доводы кассационной жалобы, уточнив, что судебные акты обжалуются только в части отказа в удовлетворении заявленных требований, с прекращением производства по делу в части требования об оспаривании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости, предприниматель согласен.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 17 по 24 марта 2015 года, о чем сделано публичное извещение в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участие в судебном заседании не принимали, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела предприниматель 06.08.12 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством, расположенного в г. Ангарске Иркутской области, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкой, смежно с территорией профилактория "Родник", для размещения временной автостоянки размером 40 x 120 метров.
На запрос Комитета о возможности использования испрашиваемого земельного участка Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в письме от 20.09.2012 N 4464/12-1 сообщило о возможности краткосрочного использования такого участка для заявленной цели, о чем Комитет сообщил предпринимателю в письме от 02.10.2012 N 4575 и предложил обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования для обеспечения изготовления схемы расположения земельного участка, которая была утверждена распоряжением Комитета от 22.03.2013 N 220.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:26:040804:5065, однако решение о его предоставлении предпринимателю не было принято.
В последующем иное лицо 30.04.2013 обратилось с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 3 478 кв. м в том же месте, где расположен земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065, для размещения временной автостоянки.
На запрос Комитета о возможности предоставления указанного земельного участка Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в заключении N 184/13-в сообщило о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка Комитетом издано распоряжение от 22.03.2013 N 220 об утверждении схемы расположения земельного участка, а также о том, что в июне 2013 года в администрацию Ангарского муниципального образования по вопросу формирования указанного земельного участка поступил запрос депутата Думы города Ангарска, основанный на протестных обращениях жителей города, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка в настоящее время нецелесообразно.
Предприниматель 17.02.2014 повторно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 на праве аренды сроком на 11 месяцев для размещения временной автостоянки.
В письме от 17.03.2014 N 2297 Комитет отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 вследствие того, что земельный участок вошел в границы земельного участка, который в соответствии с проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания.
Помимо этого Комитет сообщил об аннулировании сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды сослались на положения статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) о развитии застроенной территории, в связи с чем исходили из того, что единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка и осуществлен его кадастровый учет.
Относительно требований предпринимателя к Кадастровой палате суды со ссылкой на части 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) указали на право Кадастровой палаты аннулировать сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 как имеющие временный характер.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает указанные выводы об отказе в удовлетворении требований предпринимателя преждевременными и не основанными на имеющихся в деле доказательствах, что является основанием для отмены судебных актов в указанной части.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно указанной норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (пункт 1); орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре (пункт 4); орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю (пункт 5); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Решением Думы Ангарского муниципального образования от 01.10.10 N 846-73рД утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение о предоставлении земельных участков).
Указанным Положением о предоставлении земельных участков определены цели предоставления земельных участков (в том числе организация открытых платных автостоянок), последовательность процедур рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, основания для отказа в предоставлении земельного участка, взаимодействие структурных подразделений органа местного самоуправления.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или пользовании третьих лиц, а также иные случаи, предусмотренные действующим законодательством (пункт 3 раздела II).
По запросу Комитета Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования с учетом зонирования территории определяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка (пункт 5 раздела II).
Нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или пользовании третьих лиц судами не установлено. На наличие указанных обстоятельств лица, участвующие в деле, не ссылались.
В обоснование оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка Комитет указал на нахождение земельного участка в границах земельного участка, который в соответствии с проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания.
Между тем в материалы дела представлена справка Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования от 20.09.2012 N 4464/12-1, согласно которой возможно краткосрочное использование земельного участка для размещения временной автостоянки (т. 1 л.д. 23).
Помимо этого в материалы дела представлены письма Комитета (т. 1 л.д. 24) и администрации Ангарского муниципального образования (т. 1 л.д. 28) о возможности предоставления земельного участка для размещения временной автостоянки до начала строительства административного здания Дворца Бракосочетания в соответствии с Положением о предоставлении земельных участков, необходимости изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и ее утверждении (в дело также представлено соответствующее распоряжение Комитета от 22.03.2013 N 220).
Предприниматель ссылался на указанные доказательства в подтверждение своих доводов, однако в нарушение главы 7, пункта 2 части 4 ***, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды не отразили в обжалуемых судебных актах результаты оценки таких доказательств и фактически не установили обстоятельства, ими подтверждаемые.
Суды также оставили без оценки, что согласно вышеприведенным положениям земельного законодательства предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территории. Вместе с тем в силу положений Градостроительного кодекса проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, документом зонирования территории не является.
Таким документом зонирования территории являются Правила землепользования и застройки города Ангарска, утвержденные решением Думы города Ангарска от 01.10.2008 N 158-14-гД, и на их наличие указали суды. Однако судами не устанавливалось, допускают либо нет указанные Правила размещение автостоянки на земельном участке, испрашиваемом предпринимателем.
Указанное свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных частями 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Суды свои выводы об отказе в удовлетворении заявленных требований мотивировали ссылкой на положения статьи 46.1 Градостроительного кодекса о развитии застроенной территории, согласно части 8 которой предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.
Между тем судебные акты не содержат указания на обстоятельства и доказательства, их подтверждающие, о принятии решения о развитии застроенной территории в соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 46.1 Градостроительного кодекса, о заключении на основании такого решения договора о развитии застроенной территории.
Неустановление указанных обстоятельств может свидетельствовать о применении закона, не подлежащего применению (пункт 2 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также необоснованна ссылка судов на часть 4 статьи 24 Закона о кадастре, поскольку согласно материалам дела Кадастровая палата аннулировала временные сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 не в связи с истечением пятилетнего срока, а по заявлению Комитета.
При этом с учетом положений части 5 статьи 24 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре заслуживает внимание довод кассационной жалобы об отсутствии такого основания для аннулирования сведений о земельном участке как его преобразуемый характер.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Принимая во внимание изложенное и положения частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по данному делу в части отказа в удовлетворении заявленных требований предпринимателя подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении; с учетом части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установить отсутствие либо наличие оснований для отказа в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка, как то определено пунктом 3 раздела II Положения о предоставлении земельных участков; определить с учетом доказательств сторон, является ли таким основанием для отказа проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г; принять судебный акт в соответствии с требованиями статьи 201 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-6142/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части судебные акты по данному делу оставить без изменения.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N А19-6142/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А19-6142/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Жилина Николая Николаевича - Кирилловой Ксении Александровны (доверенность от 01.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Жилина Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-6142/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Жилин Николай Николаевич (г. Ангарск Иркутской области; ОГРН 304380121800117; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (г. Ангарск; ОГРН 1033800515957; далее - Комитет), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва; ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата):
- - о признании незаконным выраженного в письме от 17.03.2014 N 2297 решения Комитета о непредоставлении земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством, сроком на 11 месяцев, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория "Родник", под размещение временной автостоянки (далее - земельный участок);
- - об обязании Комитета заключить договор аренды земельного участка для размещения временной автостоянки;
- - о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости;
- - о признании незаконным решения Кадастровой палаты об аннулировании сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065;
- - об обязании Кадастровой палаты отменить запись об аннулировании сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 и включить сведения о нем в государственный кадастр недвижимости;
- Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года, производство по делу в части требования о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости прекращено в связи с отказом предпринимателя от указанного требования. В удовлетворении иных заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, указывая на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Кадастровая палата отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
В порядке, предусмотренном абзацем первым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство отложено с 13 февраля 2015 года на 17 марта 2015 года.
В судебном заседании представитель предпринимателя подтвердила доводы кассационной жалобы, уточнив, что судебные акты обжалуются только в части отказа в удовлетворении заявленных требований, с прекращением производства по делу в части требования об оспаривании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости, предприниматель согласен.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 17 по 24 марта 2015 года, о чем сделано публичное извещение в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участие в судебном заседании не принимали, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела предприниматель 06.08.12 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством, расположенного в г. Ангарске Иркутской области, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкой, смежно с территорией профилактория "Родник", для размещения временной автостоянки размером 40 x 120 метров.
На запрос Комитета о возможности использования испрашиваемого земельного участка Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в письме от 20.09.2012 N 4464/12-1 сообщило о возможности краткосрочного использования такого участка для заявленной цели, о чем Комитет сообщил предпринимателю в письме от 02.10.2012 N 4575 и предложил обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования для обеспечения изготовления схемы расположения земельного участка, которая была утверждена распоряжением Комитета от 22.03.2013 N 220.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:26:040804:5065, однако решение о его предоставлении предпринимателю не было принято.
В последующем иное лицо 30.04.2013 обратилось с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 3 478 кв. м в том же месте, где расположен земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065, для размещения временной автостоянки.
На запрос Комитета о возможности предоставления указанного земельного участка Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в заключении N 184/13-в сообщило о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка Комитетом издано распоряжение от 22.03.2013 N 220 об утверждении схемы расположения земельного участка, а также о том, что в июне 2013 года в администрацию Ангарского муниципального образования по вопросу формирования указанного земельного участка поступил запрос депутата Думы города Ангарска, основанный на протестных обращениях жителей города, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка в настоящее время нецелесообразно.
Предприниматель 17.02.2014 повторно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 на праве аренды сроком на 11 месяцев для размещения временной автостоянки.
В письме от 17.03.2014 N 2297 Комитет отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 вследствие того, что земельный участок вошел в границы земельного участка, который в соответствии с проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания.
Помимо этого Комитет сообщил об аннулировании сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды сослались на положения статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) о развитии застроенной территории, в связи с чем исходили из того, что единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка и осуществлен его кадастровый учет.
Относительно требований предпринимателя к Кадастровой палате суды со ссылкой на части 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) указали на право Кадастровой палаты аннулировать сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 как имеющие временный характер.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает указанные выводы об отказе в удовлетворении требований предпринимателя преждевременными и не основанными на имеющихся в деле доказательствах, что является основанием для отмены судебных актов в указанной части.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно указанной норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (пункт 1); орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре (пункт 4); орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю (пункт 5); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Решением Думы Ангарского муниципального образования от 01.10.10 N 846-73рД утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение о предоставлении земельных участков).
Указанным Положением о предоставлении земельных участков определены цели предоставления земельных участков (в том числе организация открытых платных автостоянок), последовательность процедур рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, основания для отказа в предоставлении земельного участка, взаимодействие структурных подразделений органа местного самоуправления.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или пользовании третьих лиц, а также иные случаи, предусмотренные действующим законодательством (пункт 3 раздела II).
По запросу Комитета Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования с учетом зонирования территории определяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка (пункт 5 раздела II).
Нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или пользовании третьих лиц судами не установлено. На наличие указанных обстоятельств лица, участвующие в деле, не ссылались.
В обоснование оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка Комитет указал на нахождение земельного участка в границах земельного участка, который в соответствии с проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания.
Между тем в материалы дела представлена справка Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования от 20.09.2012 N 4464/12-1, согласно которой возможно краткосрочное использование земельного участка для размещения временной автостоянки (т. 1 л.д. 23).
Помимо этого в материалы дела представлены письма Комитета (т. 1 л.д. 24) и администрации Ангарского муниципального образования (т. 1 л.д. 28) о возможности предоставления земельного участка для размещения временной автостоянки до начала строительства административного здания Дворца Бракосочетания в соответствии с Положением о предоставлении земельных участков, необходимости изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и ее утверждении (в дело также представлено соответствующее распоряжение Комитета от 22.03.2013 N 220).
Предприниматель ссылался на указанные доказательства в подтверждение своих доводов, однако в нарушение главы 7, пункта 2 части 4 ***, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды не отразили в обжалуемых судебных актах результаты оценки таких доказательств и фактически не установили обстоятельства, ими подтверждаемые.
Суды также оставили без оценки, что согласно вышеприведенным положениям земельного законодательства предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территории. Вместе с тем в силу положений Градостроительного кодекса проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г, документом зонирования территории не является.
Таким документом зонирования территории являются Правила землепользования и застройки города Ангарска, утвержденные решением Думы города Ангарска от 01.10.2008 N 158-14-гД, и на их наличие указали суды. Однако судами не устанавливалось, допускают либо нет указанные Правила размещение автостоянки на земельном участке, испрашиваемом предпринимателем.
Указанное свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных частями 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Суды свои выводы об отказе в удовлетворении заявленных требований мотивировали ссылкой на положения статьи 46.1 Градостроительного кодекса о развитии застроенной территории, согласно части 8 которой предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.
Между тем судебные акты не содержат указания на обстоятельства и доказательства, их подтверждающие, о принятии решения о развитии застроенной территории в соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 46.1 Градостроительного кодекса, о заключении на основании такого решения договора о развитии застроенной территории.
Неустановление указанных обстоятельств может свидетельствовать о применении закона, не подлежащего применению (пункт 2 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также необоснованна ссылка судов на часть 4 статьи 24 Закона о кадастре, поскольку согласно материалам дела Кадастровая палата аннулировала временные сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 не в связи с истечением пятилетнего срока, а по заявлению Комитета.
При этом с учетом положений части 5 статьи 24 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре заслуживает внимание довод кассационной жалобы об отсутствии такого основания для аннулирования сведений о земельном участке как его преобразуемый характер.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Принимая во внимание изложенное и положения частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по данному делу в части отказа в удовлетворении заявленных требований предпринимателя подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении; с учетом части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установить отсутствие либо наличие оснований для отказа в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка, как то определено пунктом 3 раздела II Положения о предоставлении земельных участков; определить с учетом доказательств сторон, является ли таким основанием для отказа проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 N 2052-г; принять судебный акт в соответствии с требованиями статьи 201 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-6142/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части судебные акты по данному делу оставить без изменения.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)