Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 N 08АП-2777/2015 ПО ДЕЛУ N А46-12990/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. N 08АП-2777/2015

Дело N А46-12990/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2777/2015) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" на решение Арбитражного суда Омской области от 18 февраля 2015 года по делу N А46-12990/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.08.2014 N Исх-ДИО/12232, в предоставлении обществу земельного участка для целей, не связанных со строительством; обязании департамента утвердить и выдать схему расположения земельного участка под размещение гостевой открытой автостоянки для временного пребывания автотранспорта, местоположение которого установлено: в трех метрах северо-западнее здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, дом 13 при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Глазкова Е.В. по доверенности N Исх-ДИО/19990 от 02.12.2014, сроком действия один год, удостоверение;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (далее - ООО "УК "Перспектива", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 08.08.2014 N Исх-ДИО/12232, в предоставлении ООО "УК "Перспектива" земельного участка для целей, не связанных со строительством, расположенным в трех метрах северо-западнее здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, дом 13 (предполагаемый размер 170 кв. м); обязании Департамента утвердить и выдать ООО "УК "Перспектива" схему расположения земельного участка (предполагаемый размер 170 кв. м) под размещение гостевой открытой автостоянки для временного пребывания автотранспорта, местоположение которого установлено: в трех метрах северо-западнее здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, дом 13 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2015 по делу N А46-12990/2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Перспектива" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу N А46-12990/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 16.04.2015.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.07.2014 ООО "УК "Перспектива" обратилось в Департамент с заявлением N 16254/СОО о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, дом 13, площадью 170 кв. м под размещение открытой гостевой автостоянки.
Письмом N Исх-ДИО/12232 от 08.08.2014 Департамент уведомил заявителя, что в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано в виду принятия Городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, решения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием проекта организации территории.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК "Перспектива" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) (действовавшей в спорный период) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
ООО "УК "Перспектива" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения открытой гостевой автостоянки.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Соответствующим органом местного самоуправления является Департамент, который действует в рамках положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статьям 2, 3 названного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
В соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" определена процедура рассмотрения обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 9 данного постановления для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются правовым актом администрации соответствующего административного округа города Омска.
Таким правовым актом в городе Омске является Постановление Администрации города Омска от 03.02.2011 N 16-и "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством".
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое Комиссией решение оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается каждым членом Комиссии и утверждается председательствующим на заседании Комиссии. Протокол заседания Комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
По результатам рассмотрения Комиссией вопроса о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка было принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием проекта организации территории.
Как следует из отзыва на заявление, в рамках обеспечения деятельности городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, Департаментом выполнена в электронном виде схема в геоинформационной системе "ИнГЕО", содержащей кадастровые сведения.
При рассмотрении заявления было установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка 55:36:040116:2095, находящегося в муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права 55 АА 388725 от 07.05.2012), представляющего автомобильную дорогу местного значения по ул. Косарева (ул. Герцена до ул. Гусарова) с идентификационным номером 52-401-382 ОП МГ 388. Разрешенное использование данного земельного участка: земли общего, для полосы отвода автомобильной дороги местного значения.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городского наземного транспорта (ИТ2-1373), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон) в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Вместе с тем, на основании части 4 статьи 25 Федерального закона земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов только путем установления частных сервитутов. При этом Федеральным законом не предусмотрена возможность размещения объектов дорожного сервиса (пунктов питания, парковок и т.д.) по договору аренды земельного участка.
Кроме того, на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 22.10.2010 N 43-п "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена" земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 16:2095, зарезервирован для государственных нужд сроком на семь лет.
Сведения об указанном обременении в установленном порядке внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 3.1 статьи 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
В соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 14.11.2008 N 13464-р "Об утверждении основных требований к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории изготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости и состоит из текстовой и графической частей. К текстовой части схемы прилагаются, в том числе, выписка из протокола заседания комиссии по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, публикация сведений о земельном участке в официальном печатном издании.
Также исходя из содержания пункта 4 статьи 34 ЗК РФ, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Нормы статьи 34 ЗК РФ не содержат обязательности утверждения и выдачи соответствующих схем при отказе в предоставлении земельных участков в таких случаях заявителем мотивы необходимости оформления схемы при том, что ему фактически отказано в предоставлении земельного участка, не приведены.
Аналогичная позиция изложена в определении ВАС РФ от 21.06.2012 N ВАС-7236/12 по делу N А04-2240/2011.
Из изложенного следует вывод о том, что Департамент не имел законных оснований утвердить и выдать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 18 февраля 2015 года по делу N А46-12990/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА

Судьи
О.В.ЗОРИНА
Н.А.ШАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)