Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
- от Комитета по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края
на решение от 29.11.2013
по делу N А73-8552/2013
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дюковой С.И.
по иску Комитета по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края
о взыскании 70 500 рублей,
установил:
Комитет по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700599437, ИНН 2704800060) (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700598348, ИНН 2704800536) (далее - Администрация) убытков в сумме 70 500 рублей.
Требования мотивированы обязанностью ответчика нести расходы по финансированию работ по расчистке дороги на участке автомобильной дороги от п. Заветы Ильича до конечной остановки п. Меньшиково.
Решением от 29.11.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на отсутствие передачи в установленном порядке в собственность городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" спорной автомобильной дороги, считает решение суда - подлежащим отмене.
По мнению заявителя жалобы, поскольку участок дороги по улице Невельского находится в собственности администрации муниципального района, на данную дорогу распространяются правила части 5 статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно решению Совета депутатов от 03.09.2013 N 424 администрация городского поселения готова принять в собственность участок дороги, однако до настоящего времени такая передача не состоялась.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Комитет по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского района, ссылаясь на отсутствие копии апелляционной жалобы, направил ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы до момента получения ее копии.
Исходя из наличия в материалах дела оригинала квитанции от 12.12.2013 о направлении копии жалобы в адрес истца, указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в собственности Советско-Гаванского муниципального района находится автомобильная дорога на участке р.п. Заветы Ильича - с. Меньшиково, протяженностью 4,529 км.
По спорной автомобильной дороге для обслуживания населения ежедневно выходит на линию пригородный автотранспорт по маршруту п. Меньшиково - п. Заветы Ильича - п. Бяудэ.
Организация транспортного обслуживания по указанному маршруту отнесена к полномочиям Администрации Советско-Гаванского муниципального района.
Согласно актам комиссионных проверок от 10.12.2012, от 03.01.2013, от 11.02.2013 автомобильная дорога не соответствует требованиям безопасности движения, не расчищена от снега, невозможно обеспечение транспортного обслуживания населения общественным транспортом.
В целях обеспечения необходимых условий для обслуживания населения автобусными перевозками истцом за счет средств бюджета района проведено финансирование работ по очистке дороги на сумму 70 500 рублей.
Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на факт нахождения спорной дороги в границах городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", отсутствие возмещения убытков, понесенных Комитетом на содержание дороги, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно содержанию главы 59 ГК РФ общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в числе прочих, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и установив, что спорный участок дороги находится в границах городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", пришел к выводу о наличии у истца права на возмещение убытков, связанных с понесенными расходами по финансированию работ по расчистке спорного участка автомобильной дороги.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно материалам дела спорный участок автомобильной дороги по ул. Невельского в пос. Заветы Ильича, протяженностью 4 528 км, находится в границах муниципального образования городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" (л.д. л.д.84-85), что не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, сооружение - автомобильная дорога подъезд к р.п. Заветы Ильича и с. Меньшиково (на участке р.п. Заветы Ильича - с. Меньшиково), назначение: дорога, протяженностью 4.528 кв. м, инв.N 4837, адрес объекта: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, от км 28 + 100 а/д Советская Гавань - Монгохто на северо-восток, кадастровый (условный) номер27-27-07/004/2008-476 принадлежит на праве собственности на основании постановления Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 N 100-пр Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 N 27-АВ 517597) (л.д. 9).
Согласно части 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 85 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.
Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определен порядок разграничения муниципального имущества.
Положениями пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения (статья 50 названного закона).
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 N 299 перечень объектов муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, может формироваться как по инициативе органов местного самоуправления передающей стороны, так и по инициативе органов местного самоуправления принимающей стороны.
Как следует из материалов дела, 03.09.2013 Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края вынесено решение N 424 о принятии спорного объекта в муниципальную собственность (л.д. л.д.45-46).
Между тем, объект до настоящего времени в собственность городского поселения не передан, переход права собственности в установленном законом порядке не произведен.
В этой связи, в силу статьи 210 ГК РФ обязанность по содержанию автодороги возлагается на ее собственника.
Поскольку собственником автомобильной дороги является Советско-Гаванский муниципальный район, заявленная к взысканию сумма, составляющая расходы на содержание автодороги, не может являться убытками истца.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению расходов истца на содержание принадлежащего ему объекта.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Поскольку судом неверно применены нормы материального права, решение подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.11.2013 по делу N А73-8552/2013 отменить.
В иске - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2014 N 06АП-555/2014 ПО ДЕЛУ N А73-8552/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 06АП-555/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
- от Комитета по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края
на решение от 29.11.2013
по делу N А73-8552/2013
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дюковой С.И.
по иску Комитета по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края
о взыскании 70 500 рублей,
установил:
Комитет по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700599437, ИНН 2704800060) (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700598348, ИНН 2704800536) (далее - Администрация) убытков в сумме 70 500 рублей.
Требования мотивированы обязанностью ответчика нести расходы по финансированию работ по расчистке дороги на участке автомобильной дороги от п. Заветы Ильича до конечной остановки п. Меньшиково.
Решением от 29.11.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на отсутствие передачи в установленном порядке в собственность городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" спорной автомобильной дороги, считает решение суда - подлежащим отмене.
По мнению заявителя жалобы, поскольку участок дороги по улице Невельского находится в собственности администрации муниципального района, на данную дорогу распространяются правила части 5 статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно решению Совета депутатов от 03.09.2013 N 424 администрация городского поселения готова принять в собственность участок дороги, однако до настоящего времени такая передача не состоялась.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Комитет по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского района, ссылаясь на отсутствие копии апелляционной жалобы, направил ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы до момента получения ее копии.
Исходя из наличия в материалах дела оригинала квитанции от 12.12.2013 о направлении копии жалобы в адрес истца, указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в собственности Советско-Гаванского муниципального района находится автомобильная дорога на участке р.п. Заветы Ильича - с. Меньшиково, протяженностью 4,529 км.
По спорной автомобильной дороге для обслуживания населения ежедневно выходит на линию пригородный автотранспорт по маршруту п. Меньшиково - п. Заветы Ильича - п. Бяудэ.
Организация транспортного обслуживания по указанному маршруту отнесена к полномочиям Администрации Советско-Гаванского муниципального района.
Согласно актам комиссионных проверок от 10.12.2012, от 03.01.2013, от 11.02.2013 автомобильная дорога не соответствует требованиям безопасности движения, не расчищена от снега, невозможно обеспечение транспортного обслуживания населения общественным транспортом.
В целях обеспечения необходимых условий для обслуживания населения автобусными перевозками истцом за счет средств бюджета района проведено финансирование работ по очистке дороги на сумму 70 500 рублей.
Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на факт нахождения спорной дороги в границах городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", отсутствие возмещения убытков, понесенных Комитетом на содержание дороги, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно содержанию главы 59 ГК РФ общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в числе прочих, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и установив, что спорный участок дороги находится в границах городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", пришел к выводу о наличии у истца права на возмещение убытков, связанных с понесенными расходами по финансированию работ по расчистке спорного участка автомобильной дороги.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно материалам дела спорный участок автомобильной дороги по ул. Невельского в пос. Заветы Ильича, протяженностью 4 528 км, находится в границах муниципального образования городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" (л.д. л.д.84-85), что не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, сооружение - автомобильная дорога подъезд к р.п. Заветы Ильича и с. Меньшиково (на участке р.п. Заветы Ильича - с. Меньшиково), назначение: дорога, протяженностью 4.528 кв. м, инв.N 4837, адрес объекта: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, от км 28 + 100 а/д Советская Гавань - Монгохто на северо-восток, кадастровый (условный) номер27-27-07/004/2008-476 принадлежит на праве собственности на основании постановления Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 N 100-пр Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 N 27-АВ 517597) (л.д. 9).
Согласно части 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 85 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.
Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определен порядок разграничения муниципального имущества.
Положениями пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения (статья 50 названного закона).
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 N 299 перечень объектов муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, может формироваться как по инициативе органов местного самоуправления передающей стороны, так и по инициативе органов местного самоуправления принимающей стороны.
Как следует из материалов дела, 03.09.2013 Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края вынесено решение N 424 о принятии спорного объекта в муниципальную собственность (л.д. л.д.45-46).
Между тем, объект до настоящего времени в собственность городского поселения не передан, переход права собственности в установленном законом порядке не произведен.
В этой связи, в силу статьи 210 ГК РФ обязанность по содержанию автодороги возлагается на ее собственника.
Поскольку собственником автомобильной дороги является Советско-Гаванский муниципальный район, заявленная к взысканию сумма, составляющая расходы на содержание автодороги, не может являться убытками истца.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению расходов истца на содержание принадлежащего ему объекта.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Поскольку судом неверно применены нормы материального права, решение подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.11.2013 по делу N А73-8552/2013 отменить.
В иске - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)