Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5202/2014) общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (ИНН 5501053490, ОГРН 1025500515260) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании незаконным бездействия уполномоченного муниципального органа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" - Кондрахин Валерий Борисович, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;
- от Администрации города Омска - Кнышева Оксана Николаевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-АГ/24-4374 от 17.10.2013 сроком действия на один год;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Соколова Наталья Владимировна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 7 от 29.08.2013 сроком действия один год;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации города Омска (далее по тексту - Администрация), в котором просило признать незаконным бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду и обязать Администрацию принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 в аренду для строительства обратилось к Мэру города Омска 20.11.2013, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, в установленный частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельный срок, был дан ответ о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что 11.12.2012 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" представило в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года, однако, в нарушение статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка Администрацией не было принято. При этом, податель жалобы считает, что Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает совершение заинтересованным лицом каких-либо действий, направленных на фактическое получение земельного участка. Также податель жалобы указывает на то, что письмо от 20.11.2013, адресованное Мэру г. Омска, фактически не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным; выступил с пояснениями.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
01.07.2009 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 8 000 кв. м с местоположением относительно строения N 63 по ул. Волгоградской в г. Омске для строительства объекта недвижимости: "Гостиница, кафе офисы коммерческих организаций".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска; предварительно согласовано место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
28.04.2010 Главное управление по земельным ресурсам Омской области издало распоряжение N 2205-р, которым утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций и предварительно согласовано место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская, в Кировском административном округе города Омска, на земельном участке площадью 632 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в соответствии с требованием пункта 3 Распоряжения от 11.03.2010 N 162-р обеспечило проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
В результате проведения межевых работ по утвержденному акту выбора был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728, который поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
11.12.2012 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года.
В ответ на указанное обращение департаментом архитектуры был подготовлен проект правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил заявителю письмо N 09/15093, в котором указал, что предоставление земельного участка для строительства возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с просьбой направить копию свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728.
17.01.2013 из департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступил ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728 учтен в государственном кадастре недвижимости 17.10.2012, кадастровый учет носит временный характер, права на участок не зарегистрированы.
12.03.2013 в департамент имущественных отношений Администрации города Омска на согласование был направлен проект постановления Администрации города Омска "О предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" земельного участка по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
15.03.2013 из департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступил ответ о том, что право муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 не зарегистрировано, проект постановления отклоняется от согласования.
20.11.2013 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось к Мэру города Омска с заявлением в котором указало, что по обращению Общества не принимается никаких действий, направленных на заключение договора аренды земельного участка со стороны Админитсрации города Омска.
03.12.2013 департамент и архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, которому указанное обращение было передано для рассмотрения, направило ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" письмо N 09/145272, которым проинформировано Общество о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство, поскольку срок действия распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р истек. Продление решения о предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрено.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ", полагая бездействие Администрации города Омска незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как было указано выше, в данном случае Общество оспаривает бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и неправомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года 11.12.2012.
В ответ на указанное обращение 21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил заявителю письмо N 09/15093, в котором указал, что предоставление земельного участка для строительства возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Следовательно, материалы дела свидетельствуют о том, что уполномоченным органом местного самоуправления, в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок не было принято решение по заявлению Общества о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
При этом, у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что Общество с указанным заявлением обратилось в неуполномоченный орган.
Указание в письме от 21.12.2012 N 09/15093 на возможность предоставления земельного участка для строительства после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, не основаны на нормах статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченным органом, Администрация и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не представили.
Кроме того, апелляционный суд считает, что письмо Общества от 20.11.2013, адресованное Мэру г. Омска (л.д. 25), по своему содержанию и форме не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, поскольку в письме содержится ссылка на заявление Общества от 11.12.2012 и просьба принять решение именному по данному заявлению.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя Администрацию надлежит обязать принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Администрацию.
Кроме того, в связи с тем, что заявителем при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 123 от 13.05.2014), в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ", удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Омска, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, и обязать Администрацию г. Омска принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" 3 000 рублей судебных расходов за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 123 от 13.05.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 N 08АП-5202/2014 ПО ДЕЛУ N А46-1400/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. N 08АП-5202/2014
Дело N А46-1400/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5202/2014) общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (ИНН 5501053490, ОГРН 1025500515260) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании незаконным бездействия уполномоченного муниципального органа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" - Кондрахин Валерий Борисович, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;
- от Администрации города Омска - Кнышева Оксана Николаевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-АГ/24-4374 от 17.10.2013 сроком действия на один год;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Соколова Наталья Владимировна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 7 от 29.08.2013 сроком действия один год;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации города Омска (далее по тексту - Администрация), в котором просило признать незаконным бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду и обязать Администрацию принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 в аренду для строительства обратилось к Мэру города Омска 20.11.2013, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, в установленный частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельный срок, был дан ответ о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что 11.12.2012 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" представило в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года, однако, в нарушение статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка Администрацией не было принято. При этом, податель жалобы считает, что Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает совершение заинтересованным лицом каких-либо действий, направленных на фактическое получение земельного участка. Также податель жалобы указывает на то, что письмо от 20.11.2013, адресованное Мэру г. Омска, фактически не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным; выступил с пояснениями.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
01.07.2009 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 8 000 кв. м с местоположением относительно строения N 63 по ул. Волгоградской в г. Омске для строительства объекта недвижимости: "Гостиница, кафе офисы коммерческих организаций".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска; предварительно согласовано место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
28.04.2010 Главное управление по земельным ресурсам Омской области издало распоряжение N 2205-р, которым утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций и предварительно согласовано место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская, в Кировском административном округе города Омска, на земельном участке площадью 632 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в соответствии с требованием пункта 3 Распоряжения от 11.03.2010 N 162-р обеспечило проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
В результате проведения межевых работ по утвержденному акту выбора был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728, который поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
11.12.2012 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года.
В ответ на указанное обращение департаментом архитектуры был подготовлен проект правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил заявителю письмо N 09/15093, в котором указал, что предоставление земельного участка для строительства возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с просьбой направить копию свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728.
17.01.2013 из департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступил ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728 учтен в государственном кадастре недвижимости 17.10.2012, кадастровый учет носит временный характер, права на участок не зарегистрированы.
12.03.2013 в департамент имущественных отношений Администрации города Омска на согласование был направлен проект постановления Администрации города Омска "О предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" земельного участка по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
15.03.2013 из департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступил ответ о том, что право муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 не зарегистрировано, проект постановления отклоняется от согласования.
20.11.2013 ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось к Мэру города Омска с заявлением в котором указало, что по обращению Общества не принимается никаких действий, направленных на заключение договора аренды земельного участка со стороны Админитсрации города Омска.
03.12.2013 департамент и архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, которому указанное обращение было передано для рассмотрения, направило ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" письмо N 09/145272, которым проинформировано Общество о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство, поскольку срок действия распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р истек. Продление решения о предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрено.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ", полагая бездействие Администрации города Омска незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как было указано выше, в данном случае Общество оспаривает бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и неправомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявление о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года 11.12.2012.
В ответ на указанное обращение 21.12.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил заявителю письмо N 09/15093, в котором указал, что предоставление земельного участка для строительства возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Следовательно, материалы дела свидетельствуют о том, что уполномоченным органом местного самоуправления, в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок не было принято решение по заявлению Общества о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
При этом, у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что Общество с указанным заявлением обратилось в неуполномоченный орган.
Указание в письме от 21.12.2012 N 09/15093 на возможность предоставления земельного участка для строительства после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, не основаны на нормах статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченным органом, Администрация и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не представили.
Кроме того, апелляционный суд считает, что письмо Общества от 20.11.2013, адресованное Мэру г. Омска (л.д. 25), по своему содержанию и форме не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, поскольку в письме содержится ссылка на заявление Общества от 11.12.2012 и просьба принять решение именному по данному заявлению.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что бездействие Администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя Администрацию надлежит обязать принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Администрацию.
Кроме того, в связи с тем, что заявителем при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 123 от 13.05.2014), в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2014 по делу N А46-1400/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ", удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Омска, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, и обязать Администрацию г. Омска принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" 3 000 рублей судебных расходов за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 123 от 13.05.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)