Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А46-15277/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А46-15277/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2014 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-15277/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Омский каучук" (644035, Омская область, г. Омск, пр-кт Губкина, д. 30, ИНН 5501023216, ОГРН 1025500520297) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области о признании действий незаконными.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Группа компаний "Титан", закрытое акционерное общество "ЭКООЙЛ", закрытое акционерное общество "Омский завод пиролиза", закрытое акционерное общество "Нефтехимсервис", Кондратьева Татьяна Георгиевна, Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, учреждение), выразившихся в проведении государственного кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 3 730 кв. м в границах, указанных в кадастровом паспорте, кадастровый номер 55:36:030801:3297, местоположение установлено относительно 3-этажного нежилого здания цеха N 18, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 24; обязать учреждение аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке площадью 3 730 кв. м в границах, указанных в кадастровом паспорте, кадастровый номер 55:36:03 08 01:3297, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 24.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Группа компаний "Титан", закрытое акционерное общество "ЭКООЙЛ", закрытое акционерное общество "Омский завод пиролиза", закрытое акционерное общество "Нефтехимсервис", Кондратьева Татьяна Георгиевна и Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, судебными инстанциями не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального и процессуального права.
Учреждение указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно сделан вывод о том, что действия заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка не основаны на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель отмечает, что в рассматриваемом случае, при межевании изменение границ осуществлялось только в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:63, в связи с чем согласование на формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:3297 со стороны ОАО "Омский каучук" не требовалось.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие письменного согласия ОАО "Омский каучук", имеющего право владения и пользования исходным земельным участком с кадастровым номером 55:36:030801:63, на образование из него нового земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:3297 противоречит нормам действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омский каучук" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 15.02.2005 между Департаментом недвижимости администрации города Омска (арендодатель) и ОАО "Омский каучук", ООО "Омский завод синтетического каучука", ООО "Омский завод органического синтеза", ООО "Омский завод пиролиза", ЗАО "ЭКООЙЛ", ООО "Нефтехимсервис", ООО "Группа компаний "Титан" (арендаторы), на основании распоряжения Мэра г. Омска N 227-р от 27.01.2005 заключен договор N Д-С-14-5357 аренды земельного участка (государственная регистрация осуществлена 07.04.2005 за N 55-55-01/019/2005-733), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендаторы принимают в аренду сроком на 25 лет с множественностью лиц на стороне арендатора (ОАО "Омский каучук" с 2289115/3469550 долей в праве пользования, ООО "Омский завод синтетического каучука" с 142764/3469550 долей в праве пользования, ООО "Омский завод органического синтеза" с 86996/3469550 долей в праве пользования, ООО "Омский завод пиролиза" с 181709/3469550 долей в праве пользования, ЗАО "ЭКООЙЛ" с 593858/3469550 долей в праве пользования, ООО "Нефтехимсервис" с 159840/3469550 долей в праве пользования, ООО "Группа компаний "Титан" с 15268/3469550 долей в праве пользования) земельный участок, относящийся к категории земель поселений, в границах города Омска, общей площадью, 3 469 550 кв. м в границах, указанных на прилагаемом плане, с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0063, расположенный по адресу: проспект Губкина, 13 (Советский округ), для производственных целей под здания, строения, сооружения.
Впоследствии ОАО "Омский каучук" стало известно о том, что 28.12.2012 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и Кондратьевой Т.Г. (арендатор) был заключен договор аренды N ДГУ/12-3016-С-13 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в г. Омске, под капитальный объект недвижимого имущества, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 3 730 кв. м, в границах, указанных в кадастровом паспорте, с кадастровым номером 55:36:03 08 01:3297, местоположение которого установлено относительно 3-этажного нежилого здания цеха N 18, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 24, для производственных целей под здания, для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 21.09.2012 N 55/201/12-116226 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 08 01:3297 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0063, который предоставлен, в частности, ОАО "Омский каучук" на основании договора N Д-С-14-5357 аренды земельного участка от 15.02.2005.
Поскольку ОАО "Омский каучук" согласия на выдел земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:3297 из земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0063 не давало, что, по его мнению, исключает возможность постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка, ОАО "Омский каучук" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В силу положений пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, образование земельного участка представляет собой установление его границ, а межевой план, в силу статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которым регулируются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки, из которых образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок, с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При этом пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие только на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в Земельном кодексе Российской Федерации.
Аналогичное правило содержится и в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию со смежными землепользователями, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом отсутствие в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", устанавливающей исчерпывающий перечень документов, непредставление которых является основанием для вынесения органом кадастрового учета решения о приостановлении или отказе об в осуществлении кадастрового учета, такого документа, как согласие землепользователей исходных земельных участков на образование из них новых участков, не отменяет изложенный выше общий вывод о том, что образование нового земельного участка и, в том числе, определение его границ, должно производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности статьи 11.2 ЗК РФ.
Данный вывод подтверждается также и нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающими перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации прав на земельные участки.
Статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающей особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков (пункт 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). При этом обязательными приложениями к перечисленным выше документам являются правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки, и согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что образование вновь создаваемого в результате раздела или выдела земельного участка, определение его границ и подготовка межевого плана, а также государственный кадастровый учет такого участка допускается только при наличии письменного согласия землепользователя (землевладельца) земельного участка, из которого образуется новый участок, такого согласия не имелось, учитывая, что действия заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка не основаны на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы, ОАО "Омский каучук", поскольку последний является землепользователем части земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0063, из которого образован спорный земельный участок, и выделение из используемого им участка нового земельного участка может создавать препятствия в реализации Обществом принадлежащих ему прав, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А46-15277/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)