Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-444

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N 33-444


Судья: Гутрова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Евдокименко А.А. и Набок Л.А.,
при секретаре - А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам - Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации Кировского района городского округа Самара на решение Кировского районного суда города Самары от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Признать за М.В. право собственности на земельный участок, площадью 813 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, под садоводство.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционных жалоб представителя ответчика - Администрации Кировского района г.о. Самара - К., возражения на жалобу представителя истца - М.В. - С., а также представителя третьего лица - СТ "Железнодорожник" - М.Т., судебная коллегия

установила:

Истец - М.В. обратился в суд с иском о признании права собственности на земельный участок к ответчикам - Министерству имущественных отношений Самарской области и Администрации Кировского района городского округа Самары в обоснование своих требований указав, что согласно постановлению Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ года N 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих", решению 41/842 исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ года, осуществлен отвод участка земли под расширение полосы отвода отделению железной дороги им. В.В.Куйбышева с 127 км до 144 км. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся N 916 ДД.ММ.ГГГГ года отведен участок земли управлению железной дороги им. В.В.Куйбышева, общей площадью 362,98 га, под расширение полосы отвода железной дороги бывшей Красноглинской ветке и Южного кольца в пределах городских земель. На основании данного решения четвертое отделение Куйбышевской железной дороги установило в натуре границы садовых массивов не ближе 20 м пути. Для организации коллективного сада на земельных участках было создано садовое товарищество "<данные изъяты>", зарегистрированное в установленном законом порядке, что подтверждается уставом. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года истцу, как сотруднику Куйбышевской железной дороги, предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 600 кв. м, в садоводческом товариществе "<данные изъяты>" для садоводства. С момента предоставления земельного участка истец пользуется им, обрабатывает, ухаживает за насаждениями, является членом СТ "<данные изъяты>", оплачивает членские и целевые взносы. В результате фактического определения местоположения границ данного земельного участка было выявлено, что площадь его составляет 820 кв. м, из которых 7 кв. м находятся на территории общего пользования. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, площадью 820 кв. м, бесплатно, истцу было отказано на основании действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы N 61 от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов 5-4 классов вредности (санитарно-защитные зоны- до 100 м) (ПК-1). На основании изложенного истец просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 813 кв. м, расположенный по адресу город <адрес>, под садоводство.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчики - Администрация Кировского района г.о. Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области считают неправильным, просят его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб - Администрации Кировского района г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК РФ, а в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу требований ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином (ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в действующей редакции).
Кроме этого, пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, а в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В силу требований ч. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 (в действующей редакции) объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, при этом, исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, а применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, обладающий дачным земельным участком, имеет право приобрести бесплатно в собственность соответствующий земельный участок, если земельный участок в целом был предоставлен соответствующему некоммерческому объединению граждан и объединение было создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", независимо от подтверждения факта предоставления указанному гражданину соответствующего земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела видно, что согласно Постановлению Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ года N 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих" обязали Советы Министров республик, облисполкомы и горисполкомы принять совместно с профсоюзными организациями необходимые меры по оказанию рабочим и служащим помощи в коллективном и индивидуальном огородничестве, выявить и отвести до 1 ДД.ММ.ГГГГ года под огороды рабочих и служащих свободные земли городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений, организаций. Отводимые участки закрепляются в бессрочное пользование. Во исполнение Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ года N 807, было принято решение N 41/842 от ДД.ММ.ГГГГ года исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся, об определении земельных участков. Согласно телеграммы Райпрофсожу разрешено использование свободных земельных участков, отвода и передачи по актам. Актом от 1956 года произведен натурный осмотр массивов земли под садоводство, установлены площади. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ года N 916 управлению железной дороги им. В.В. Куйбышева отведен участок земли, общей площадью 862,98 га под расширение полосы отвода железной дороге бывшей Красноглинской ветки и Южного кольца в пределах городских земель, согласно представленного проекта (л.д. 31). Согласно решению N 22/410 от ДД.ММ.ГГГГ года Исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся "О выделении земельного массива Куйбышевскому отделению железной дороги под сады", решено отвести под разведение садов рабочим и служащим железной дороги территорию бывших свалок, ныне закрытых.
Судом первой инстанции также установлено, что садовое товарищество "<данные изъяты>" было создано при Райпрофсоже Куйбышевской железной дороги для организации коллективного сада на земельных участках, предоставляемых в полосе отвода Куйбышевской железной дороге, указанное товарищество было зарегистрировано в соответствии с действующим на тот момент законодательством, что подтверждается регистрацией его Устава ДД.ММ.ГГГГ года, решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 585.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что согласно договору на предоставление в пользование земельного участка под разведение сада в полосе отвода Куйбышевского отделения железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ М.В. на основании решения руководства Куйбышевской железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ года N 5501 предоставлен бесплатно земельный участок в полосе отвода железной дороги под разведение сада, площадью 600 кв. м, <адрес> (л.д. 13). Садоводческое товарищество "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГГГ года поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения в ИФНС России по Железнодорожному району города Самары, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 116-118). Согласно сообщениям управления Росреестра по Самарской области N 13290 от ДД.ММ.ГГГГ года, N 13399 от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 1992-1998 года информация о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> отсутствует, также информация о предоставлении М.В. каких-либо земельных участков на территории города Самара отсутствует (л.д. 15-16). Согласно сообщению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года N 27585, сведения о координатах земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости, пересечения границ данного участка с границами иных земельных участков не обнаружено, (л.д. 183-184). Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года N 12-1/3113/12 М.В. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, площадью 820 кв. м, под садоводство, поскольку цель его использования не соответствует основным видам разрешенного использования, предусмотренным для территориальной зоны ПК-1- зоны предприятий складов 5-4 классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м), часть земельного участка находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования (л.д. 9-10). Из уведомления управления Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ N 01/026/2013-2209 следует, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный по адресу: <адрес> отсутствует (л.д. 36). Кроме того, усматривается, что М.В. является членом СТ "<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, в ее пользовании находится земельный участок N 66, расположенный по указанному адресу задолженности по членским и целевым взносам не имеет, что подтверждается справкой СТ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 49) Из кадастрового плана территории, пояснения к нему ООО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ года за N 17/09 и топографического плана от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что спорный земельный участок с учетом красных линий имеет площадь 813,00 кв. м (л.д. 11,12, 97, 189-191). План садово-дачных участков СТ "<данные изъяты>" железная платформа "Вишневая" согласован с Куйбышевской ЖД, спорный земельный участок N 66 находится за пределами полосы отводы, которая составляет 25 м (л.д. 119-120, 123-124). Границы земельного участка установлены и согласованы с соседними землепользователями, красные линии нанесены, о чем свидетельствует акт согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 65). Из сообщения службы управления имуществом филиала ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что согласно материалам инвентаризации земель полосы отвода в границах Кировского района города Самара, ширина полосы отвода железной дороги в районе платформа <адрес> составляет от 27,5 м, сведения о спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 188).
Также из материалов дела видно, что Министерство имущественных отношений Самарской области предоставляло земельные участки своим приказом в собственность бесплатно в том же массиве, где расположен спорный земельный участок.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований и признании за истцом права собственности на спорный земельный участок, поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что земельный участок, в состав которого входит спорный земельный участок, был в установленном законом порядке предоставлен указанному садоводческому товариществу, созданному до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а вышеназванное товарищество его передало в пользование истца, следовательно, в силу требований ст. 28 указанного закона истец вправе бесплатно приобрести в собственность спорный земельный участок.
Несостоятельными находит судебная коллегия доводы лица подавшего апелляционную жалобу о невозможности признания за истцом права собственности на земельный участок, ввиду того, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, поскольку до вынесения обжалуемого решения у истца отсутствовали правовые основания для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, между тем, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции достоверно установлено, что спор о границах спорного земельного участка со смежными землепользователями отсутствует.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что основанием к отказу в предоставлении спорного земельного участка является нахождение спорного земельного участка в санитарно - защитной зоне, поскольку приведенные нормы земельного законодательства не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка предоставленного садоводческому товариществу до установления соответствующих ограничений по использованию земельных участков на определенной территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достоверно не установлен факт предоставления спорного земельного участка, в составе всего массива, указанному садоводческому товариществу судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не соответствуют действительности, так как анализ доказательств представленных истцом и третьим лицом - садоводческим товариществом "<данные изъяты>" убеждает судебную коллегию в том, что соответствующий земельный участок был предоставлен указанному товариществу в порядке установленном законодательством действовавшим на момент его предоставления, а доводы ответчиков основанные на нормах действующего законодательства не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, вместе с тем, все они сводятся к доводам изложенным ответчиками в обосновании своих возражений против иска и всем им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Кировского районного суда города Самары от 18 ноября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации Кировского района городского округа Самара - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)