Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей В.Ю.Дюкина, Т.В.Макарова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Найдановой Н.И.: Туровец А.К. - дов. от 29.05.2014,
от ДЗО администрации города Перми: не явились,
от заинтересованных лиц:
- Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: не явились,
- Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: не явились,
- Администрации Орджоникидзевского района города Перми: не явились,
- Комитета по физической культуре и спорту администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Найдановой Натальи Ивановны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 сентября 2014 года
по делу N А50-11469/2014,
принятое судьей И.Е.Ремянниковой
по заявлению индивидуального предпринимателя Найдановой Натальи Ивановны (ОГРНИП 310595121700013, ИНН 595300745420)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Комитет по физической культуре и спорту Администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Найданова Н.И. обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженное в письме от 15.05.2014 N 21-01-09-8428, а также об обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми выдать акт выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 14.07.2014 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом приняты уточнения требований, в соответствии с которыми заявитель просил признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженное в письме от 15.05.2014 исх. N 21-01-09-8428, и обязать ДЗО администрации города Перми восстановить нарушенные права заявителя, осуществив в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению Найдановой Натальи Ивановны от 03.02.2014 о выделении земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса путем предоставления возможных вариантов размещения в пределах примерных границ указанных в вышеназванном заявлении с соразмерным уменьшением площади для устранения наложения на красные линии, принять и оформить соответствующее решение.
Решением от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Найданова Н.И. с решением суда не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и удовлетворить заявление в полном объеме. По мнению заявителя, судом ошибочно применен п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков... в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014. ДЗО администрации города Перми имел возможность предоставить заявителю земельный участок с иной площадью, за границами территории общего пользования.
ДЗО администрации города Перми считает решение суда законным и обоснованным, изложил свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве, указав на расположение испрашиваемого предпринимателем земельного участка на территории общего пользования.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и удовлетворить требования предпринимателя.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 заявитель обратился к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 4 300 кв. м по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Генерала Черняховского (западнее жилого дома по ул. Генерала Черняховского, 57). В заявлении указано испрашиваемое право на земельный участок: аренда на 4 года 11 месяцев.
Письмом от 15.05.2014 исх. N 21-01-09-8428 Департамент отказал в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства со ссылкой на отрицательные заключения ДГА, УВБ, Комитета по физкультуре и спорту администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми.
Полагая, что принятое решение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что с учетом ст. 4 ГК РФ на момент принятия решения от 15.05.2014, оснований для принятия положительного решения по обращению заявителя у Департамента не имелось, поэтому принятое им решение не нарушает прав заявителя и соответствует закону.
Законность и обоснованность решения проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
На основании ст. 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса).
В силу п. 1 статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого совершения всех необходимых действий.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Как следует из обстоятельств дела, требования заявителя, направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на земельный участок.
Порядок рассмотрения обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.
В силу пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.2 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми", Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Департамент на основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязано было рассмотреть заявление заявителя о выборе земельного участка от 06.02.2014 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по утверждению акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта до 06.03.2014.
Порядок предоставления земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми определен Положением, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Способ определения земельных участков предоставляемых на торгах законодательством не определен.
Из системного толкования приведенных норм следует, что муниципальным образованием избран следующий способ определения случаев представления земельных участков на торгах: путем прямо оговоренных случаев (исключений), когда земельные участки предоставляются без проведения торгов путем выдачи акта выбора.
На момент принятия оспариваемого решения такого основания как возможность предоставления земельных участков без торгов под объекты социально-культурного назначения в п. 3.1 Положения N 315 не было оговорено.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми. Пунктом 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Однако п. 4.2-4.2 утратили силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, которое опубликовано в "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7 07.02.2014.
Таким образом, с учетом ст. 4 ГК РФ на момент принятия решения от 15.05.2014, оснований для принятия положительного решения по обращению заявителя у Департамента не имелось, поэтому принятое им решение не нарушает прав заявителя и соответствует закону.
Довод заявителя о том, что у заинтересованного лица возникла обязанность рассмотреть спорное заявление в соответствии с действующим на момент обращения законодательством, отклоняется.
Согласно п. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Особый порядок вступления в силу в решении Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 не установлен, в таком случае изменения в Положение N 315 вступили в силу с момента их опубликования. Поэтому нормы, содержащиеся в Положении N 315 (в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11), в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ были обязательны для применения Департаментом земельных отношений администрации г. Перми при принятии в установленный нормативными актами срок решения по вопросу о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого заявителем отказа закону.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права, определены судом первой инстанции верно.
Иные доводы апелляционной жалобы другого вывода не влекут.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2014 по делу N А50-11469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2014 N 17АП-14741/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-11469/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. N 17АП-14741/2014-ГК
Дело N А50-11469/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей В.Ю.Дюкина, Т.В.Макарова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Найдановой Н.И.: Туровец А.К. - дов. от 29.05.2014,
от ДЗО администрации города Перми: не явились,
от заинтересованных лиц:
- Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: не явились,
- Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: не явились,
- Администрации Орджоникидзевского района города Перми: не явились,
- Комитета по физической культуре и спорту администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Найдановой Натальи Ивановны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 сентября 2014 года
по делу N А50-11469/2014,
принятое судьей И.Е.Ремянниковой
по заявлению индивидуального предпринимателя Найдановой Натальи Ивановны (ОГРНИП 310595121700013, ИНН 595300745420)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Комитет по физической культуре и спорту Администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Найданова Н.И. обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженное в письме от 15.05.2014 N 21-01-09-8428, а также об обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми выдать акт выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 14.07.2014 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом приняты уточнения требований, в соответствии с которыми заявитель просил признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженное в письме от 15.05.2014 исх. N 21-01-09-8428, и обязать ДЗО администрации города Перми восстановить нарушенные права заявителя, осуществив в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению Найдановой Натальи Ивановны от 03.02.2014 о выделении земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса путем предоставления возможных вариантов размещения в пределах примерных границ указанных в вышеназванном заявлении с соразмерным уменьшением площади для устранения наложения на красные линии, принять и оформить соответствующее решение.
Решением от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Найданова Н.И. с решением суда не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и удовлетворить заявление в полном объеме. По мнению заявителя, судом ошибочно применен п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков... в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014. ДЗО администрации города Перми имел возможность предоставить заявителю земельный участок с иной площадью, за границами территории общего пользования.
ДЗО администрации города Перми считает решение суда законным и обоснованным, изложил свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве, указав на расположение испрашиваемого предпринимателем земельного участка на территории общего пользования.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и удовлетворить требования предпринимателя.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 заявитель обратился к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 4 300 кв. м по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Генерала Черняховского (западнее жилого дома по ул. Генерала Черняховского, 57). В заявлении указано испрашиваемое право на земельный участок: аренда на 4 года 11 месяцев.
Письмом от 15.05.2014 исх. N 21-01-09-8428 Департамент отказал в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства со ссылкой на отрицательные заключения ДГА, УВБ, Комитета по физкультуре и спорту администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми.
Полагая, что принятое решение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что с учетом ст. 4 ГК РФ на момент принятия решения от 15.05.2014, оснований для принятия положительного решения по обращению заявителя у Департамента не имелось, поэтому принятое им решение не нарушает прав заявителя и соответствует закону.
Законность и обоснованность решения проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
На основании ст. 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса).
В силу п. 1 статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого совершения всех необходимых действий.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Как следует из обстоятельств дела, требования заявителя, направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на земельный участок.
Порядок рассмотрения обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.
В силу пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.2 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми", Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции. Департамент на основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязано было рассмотреть заявление заявителя о выборе земельного участка от 06.02.2014 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по утверждению акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта до 06.03.2014.
Порядок предоставления земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми определен Положением, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Способ определения земельных участков предоставляемых на торгах законодательством не определен.
Из системного толкования приведенных норм следует, что муниципальным образованием избран следующий способ определения случаев представления земельных участков на торгах: путем прямо оговоренных случаев (исключений), когда земельные участки предоставляются без проведения торгов путем выдачи акта выбора.
На момент принятия оспариваемого решения такого основания как возможность предоставления земельных участков без торгов под объекты социально-культурного назначения в п. 3.1 Положения N 315 не было оговорено.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми. Пунктом 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Однако п. 4.2-4.2 утратили силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, которое опубликовано в "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7 07.02.2014.
Таким образом, с учетом ст. 4 ГК РФ на момент принятия решения от 15.05.2014, оснований для принятия положительного решения по обращению заявителя у Департамента не имелось, поэтому принятое им решение не нарушает прав заявителя и соответствует закону.
Довод заявителя о том, что у заинтересованного лица возникла обязанность рассмотреть спорное заявление в соответствии с действующим на момент обращения законодательством, отклоняется.
Согласно п. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Особый порядок вступления в силу в решении Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 не установлен, в таком случае изменения в Положение N 315 вступили в силу с момента их опубликования. Поэтому нормы, содержащиеся в Положении N 315 (в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11), в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ были обязательны для применения Департаментом земельных отношений администрации г. Перми при принятии в установленный нормативными актами срок решения по вопросу о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого заявителем отказа закону.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права, определены судом первой инстанции верно.
Иные доводы апелляционной жалобы другого вывода не влекут.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2014 по делу N А50-11469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)