Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-11883/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Вега" (644024, г. Омск, ул. Лермонтова, 46, ИНН 5504081640, ОГРН 1035507008844) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы со ссылкой на статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного суда от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении требований общества отказать.
По его мнению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и не соответствуют нормам материального права.
Заявитель считает, что вывод судов о том, что материалы по обоснованию планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.
Департамент полагает, что применение региональных нормативов градостроительного проектирования в качестве основания для отказа в размещении объекта оправдано с точки зрения действующего законодательства и складывающейся правоприменительной практики.
Заявитель отмечает, что способ восстановления нарушенного права в виде принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Вега" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 30.12.2011 ООО "Вега" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением N 0202/14365 о выборе земельного участка, площадью 45 000 кв. м, для строительства выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12 и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
На момент обращения общества с заявлением Главное управление по земельным ресурсам Омской области являлось компетентным органом, полномочным рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95.
Указом Губернатора Омской области Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано. В связи с этим соответствующими функциями был наделен Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска.
Согласно решению Омского Городского Совета от 27.02.2013 N 111 в Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска 28.06.2013 вынесено распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска" (далее - распоряжение N 1321-р).
Полагая, что распоряжение N 1321-р является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Вега" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
По статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По пунктам 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Из чего следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 19 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит:
- - обеспечение выбора земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разработка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Отказывая ООО "Вега" в размещении объекта, департамент в распоряжении от 28.06.2013 N 1321-р, в том числе, указал на несоответствие размещения объекта материалам по обоснованию проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, а именно: в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе материалов по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что, в свою очередь, исключает размещение на нем выставочных залов.
Однако, согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Испрашиваемый земельный участок согласно Правил землепользования и застройки размещается в территориальной зоне ОД-1, в которой размещение выставочных залов является основным видом разрешенного использования.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из чертежа проекта Планировки территории в границах: Ленинградский мост - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденных Постановлением администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 10.1, то есть размещение выставочных залов на нем полностью соответствует проекту планировки.
В статье 42 ГрК РФ закреплен состав материалов по обоснованию Проекта планировки. При этом в данной норме отсутствует указание на то, что в составе данных материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет департамент.
Таким образом, судебные инстанции правильно указали, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке, тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 10.1).
Согласно имеющемуся в материалах дела Приложению N 6 Градостроительного заключения N 1023-ОВ от 19.02.2013, по первому и второму варианту размещения земельного участка отображен фрагмент чертежа планировки территории, отображающей объекты капитального строительства с элементами благоустройства в составе материалов по обоснованию Проекта планировки данной территории.
Как следует из схемы размещения земельного участка в соответствии с двумя рассматриваемыми вариантами выбора в сопоставлении с указанной на схеме экспликацией, в границах земельного участка предполагается размещение не только объектов бытового обслуживания (гостиниц) (N 14 в экспликации), но и многоэтажных гаражей стоянок (N 15 в экспликации), офисов коммерческих и некоммерческих организаций (NN 9-12 в экспликации), а также объектов административно-делового и общественного назначения (N 13 в экспликации).
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) является размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что материалы по обоснованию проекта планировки, допускают размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Вега", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А46-11883/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А46-11883/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А46-11883/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-11883/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Вега" (644024, г. Омск, ул. Лермонтова, 46, ИНН 5504081640, ОГРН 1035507008844) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы со ссылкой на статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного суда от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении требований общества отказать.
По его мнению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и не соответствуют нормам материального права.
Заявитель считает, что вывод судов о том, что материалы по обоснованию планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.
Департамент полагает, что применение региональных нормативов градостроительного проектирования в качестве основания для отказа в размещении объекта оправдано с точки зрения действующего законодательства и складывающейся правоприменительной практики.
Заявитель отмечает, что способ восстановления нарушенного права в виде принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Вега" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 30.12.2011 ООО "Вега" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением N 0202/14365 о выборе земельного участка, площадью 45 000 кв. м, для строительства выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12 и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
На момент обращения общества с заявлением Главное управление по земельным ресурсам Омской области являлось компетентным органом, полномочным рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95.
Указом Губернатора Омской области Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано. В связи с этим соответствующими функциями был наделен Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска.
Согласно решению Омского Городского Совета от 27.02.2013 N 111 в Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска 28.06.2013 вынесено распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска" (далее - распоряжение N 1321-р).
Полагая, что распоряжение N 1321-р является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Вега" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
По статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По пунктам 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Из чего следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 19 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит:
- - обеспечение выбора земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разработка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Отказывая ООО "Вега" в размещении объекта, департамент в распоряжении от 28.06.2013 N 1321-р, в том числе, указал на несоответствие размещения объекта материалам по обоснованию проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, а именно: в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе материалов по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что, в свою очередь, исключает размещение на нем выставочных залов.
Однако, согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Испрашиваемый земельный участок согласно Правил землепользования и застройки размещается в территориальной зоне ОД-1, в которой размещение выставочных залов является основным видом разрешенного использования.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из чертежа проекта Планировки территории в границах: Ленинградский мост - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденных Постановлением администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 10.1, то есть размещение выставочных залов на нем полностью соответствует проекту планировки.
В статье 42 ГрК РФ закреплен состав материалов по обоснованию Проекта планировки. При этом в данной норме отсутствует указание на то, что в составе данных материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет департамент.
Таким образом, судебные инстанции правильно указали, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке, тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 10.1).
Согласно имеющемуся в материалах дела Приложению N 6 Градостроительного заключения N 1023-ОВ от 19.02.2013, по первому и второму варианту размещения земельного участка отображен фрагмент чертежа планировки территории, отображающей объекты капитального строительства с элементами благоустройства в составе материалов по обоснованию Проекта планировки данной территории.
Как следует из схемы размещения земельного участка в соответствии с двумя рассматриваемыми вариантами выбора в сопоставлении с указанной на схеме экспликацией, в границах земельного участка предполагается размещение не только объектов бытового обслуживания (гостиниц) (N 14 в экспликации), но и многоэтажных гаражей стоянок (N 15 в экспликации), офисов коммерческих и некоммерческих организаций (NN 9-12 в экспликации), а также объектов административно-делового и общественного назначения (N 13 в экспликации).
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) является размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что материалы по обоснованию проекта планировки, допускают размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Вега", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А46-11883/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)