Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 17АП-15030/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-41955/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. N 17АП-15030/2014-ГК

Дело N А60-41955/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ - Ахмадеев В.Ф., председатель, распоряжение от 27.07.2014 N 27-к,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" - Шляпников А.Э., доверенность от 15.12.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 января 2015 года
по делу N А60-41955/2014,
вынесенное судьей Ваниным П.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (ОГРН 1106673007550, ИНН 6673217921)
к Комитету по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ,
третьи лица: Администрация муниципального образования Красноуфимский округ, общество с ограниченной ответственностью "Простор" (ОГРН 1069646010268, ИНН 6646012964), общество с ограниченной ответственностью "Русское поле" (ОГРН 1126619000067, ИНН 6619014200), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лыткин Виталий Сергеевич (ОГРНИП 306961910400061, ИНН 661907853857),
о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее - заявитель, ООО "Семухино") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее - ответчик), выразившегося в не предоставлении в собственность ООО "Семухино" по заявке от 22.08.2014 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод" (площадью 672 га); возложении на Комитет обязанности подготовить проект соответствующего договора купли-продажи земельной доли для направления его заявителю (дело N А60-41955/2014).
Также ООО "Семухино" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее - ответчик), выразившегося в не предоставлении в собственность ООО "Семухино" по заявке от 08.08.2014 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:215, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Криулинское" (площадью 500 га); возложении на Комитет обязанности подготовить проект соответствующего договора купли-продажи земельной доли для направления его заявителю (дело N А60-41958/2014).
Определением от 18.11.2014 дела N А60-41955/2014 и N А60-41958/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения (ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), делу присвоен номер А60-41955/2014.
Согласно ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Муниципального образования Красноуфимский округ, общество с ограниченной ответственностью "Простор", общество с ограниченной ответственностью "Русское поле", Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лыткин Виталий Сергеевич.
Решением суда от 14.01.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ, выразившееся в не предоставлении в собственность ООО "Семухино" по заявке от 22.08.2014 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод" (площадью 672 га). На Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ возложена обязанность подготовить и направить ООО "Семухино" проект договора купли-продажи земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод" (площадью 672 га). В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Ответчик Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ с решением суда от 15.01.2015 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда в части удовлетворения требований отменить. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на момент подачи заявки от 08.08.2014, подачи сева под урожай от 11.06.2014, а также получения справки от 18.07.2014 N 470, общество "Семухино" не имело законных оснований для использования земель в границах ТОО "Семеновод". Общество "Семухино" намеренно подготовило и представило указанные документы в целях получить преимущество при выкупе земельных долей в собственность. Ответчик утверждает, что Комитетом был соблюден 30-дневный срок на предоставление ответа по заявке общества "Семухино". Со ссылкой на положения ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает, что органы местного самоуправления вправе, а не обязаны продать долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Ответчик считает, что право на долю в земельном участке у заявителя отсутствует, представленный им договор аренды является незаконным, основания для получения преимущества при выкупе земельной доли у заявителя отсутствуют. В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
ООО "Русское поле доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в не предоставлении в собственность ООО "Семухино" по заявке от 22.08.2014 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, п. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, за муниципальным образованием Красноуфимский округ зарегистрировано право общей долевой собственности: 3360, 5 га на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:215 площадью 58622277 кв. м, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Криулинское" и право общей долевой собственности: 3, 84 га на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210 площадью 18358001, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод", что следует из свидетельств о государственной регистрации права от 25.02.2013 и от 15.05.2014.
25.02.2014 и 27.05.2014 в официальном печатном издании Красноуфимского района Свердловской области - газете "Вперед" N 23 и N 62 размещены сообщения, в которых муниципальное образование Красноуфимский округ информировало сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие по целевому назначению указанные в сообщениях земельные участки, находящиеся в долевой собственности, о возможности приобрести у муниципального образования принадлежащие ему земельные доли в праве общей долевой собственности на данные земельные участки (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в том числе, в границах ТОО "Семеновод" площадью 672 га по цене 3 779 905,50 руб. и в границах ТОО "Криулинское" площадью 3360, 5 га по цене 18 516 739, 62 руб.).
08.08.2014 ООО "Семухино" направило в Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ заявку на приобретение земельной доли в размере 500 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:215, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Криулинское".
22.08.2014 ООО "Семухино" направило в Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ заявку на приобретение земельной доли в размере 672 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод".
Письмом от 29.08.2014 N 1949 Комитет по управлению имуществом муниципального образования сообщил заявителю о том, что с целью принятия решения, учитывающего интересы всех сельхозпроизводителей, использующих земельные участки в границах вышеперечисленных хозяйств, Комитет направил запрос в адрес Красноуфимского управления АПКиП для получения сведений о сельхозорганизациях и КФХ, работающих на данных землях с указанием площади используемых ими земель; окончательное решение по заявкам будет принято после получения данных сведений.
Полагая, что Комитетом по управлению имуществом муниципального образования допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ, выразившегося в не предоставлении в собственность ООО "Семухино" по заявке от 08.08.2014 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:215, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Криулинское" (площадью 500 га); возложении на Комитет обязанности подготовить проект соответствующего договора купли-продажи земельной доли для направления его заявителю не обжалуется, законность и обоснованность решения суда в данной части суд апелляционной инстанции не проверял в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ).
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявитель относится к сельскохозяйственным организациям, включен в реестр сельскохозяйственных предприятий, подтвердил факт использования испрашиваемого земельного участка, он является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельный участок.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ.
Таким образом, только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, обладают исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
При этом такое пользование должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
В ст. 5 ЗК РФ поименованы участники земельных отношений. Согласно п. 3 указанной статьи правообладателями земельных участков являются собственники, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
Как следует из материалов дела, заявитель не является правообладателем земельного участка, доля в праве общей долевой собственности на который подлежит отчуждению.
В п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 разъяснено, что в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Статьей 65 ЗК РФ установлена платность землепользования.
Соответствующих доказательств, подтверждающих внесение заявителем платы за пользование земельным участком, суду не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что в 2014 году заявитель производил работы по внесению удобрений и сенокошению.
При этом подтверждения фактического выполнения указанных работ именно на спорном участке, представленные доказательства не содержат.
Кроме того, эти доказательства свидетельствуют о том, что заявитель приступил к использованию земельного участка только в 2014 году, после публикации органом местного самоуправления сообщения об отчуждении доли в праве на спорный участок. Кроме того, земельный участок использовался заявителем самовольно, без каких-либо правовых оснований и без внесения платы.
В связи с чем, заявитель не является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельный участок.
Поскольку наличие у заявителя преимущественного права на приобретение в собственность испрашиваемой земельной доли материалами дела не подтверждено, оспариваемое бездействие ответчика, который не принял решения о предоставлении этой земельной доли в собственность и не направил проект договора купли-продажи, не противоречит закону и не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя. Предусмотренная ст. 198 АПК РФ совокупность оснований для признания такого бездействия незаконным отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение суда от 14.01.2015 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении требований и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на заявителя. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2015 года по делу N А60-41955/2014 в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Семухино" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ, выразившегося в не предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Семухино" по заявке от 22 августа 2014 года земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод" (площадью 672 га), отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Семухино" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ, выразившегося в не предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Семухино" по заявке от 22 августа 2014 года земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:210, с местоположением: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО "Семеновод" (площадью 672 га), отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Ю.В.СКРОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)