Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1"
апелляционное производство N 05АП-13987/2014
на решение от 07.10.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (ИНН 2539104109, ОГРН 1102539000508, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.02.2010)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- о признании незаконными решений;
- при участии:
- от ООО "АЛЕУТ 1": представитель Дубовик С.В. по доверенности от 26.08.2014, сроком на три года, удостоверение N 1120;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламадяла С.В. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 1122.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмом N 20/07/03-02/19108 от 07.06.2014 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 площадью 1561 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного за пределами земельного участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 118 м от ориентира по направлению северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский края, г. Владивосток, ул. Русская дом 57 Ж; и о признании незаконным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18.06.2014 N 1490-рз.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивает на нарушении Департаментом порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что возможность выставление на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, противоречит нормам ЗК РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда просил отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 07.11.2012 ООО "АЛЕУТ 1" обратилось в Департамент с заявлением N 29-35229 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1900 кв. м в районе ул. Русская 57ж, для целей не связанных со строительством - организация стоянки автомобильного транспорта.
20.02.2013 письмом исх.N 20/03/02/-13/2769 Департамент направил в Администрацию г. Владивостока обращение общества, которое в последующем передано на рассмотрение в адрес Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее УГА г. Владивостока).
22.03.2013 (вх. N 5800/20у) заявителем в адрес УГА г. Владивостока предоставлены проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленные кадастровым инженером Родюковым А.Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом площадь участка была уменьшена относительно заявленной ранее до 1561 кв. м в связи с прохождением в непосредственной близости от участка красных линий автодороги.
Письмом от 23.04.2013 Администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине "включения в границы земельного участка местного проезда (территория общего пользования) к смежным землепользователям и не обеспечение беспрепятственного прохода проезда, а также наличия на участке зеленых насаждений".
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края 09.09.2013 действия УГА г. Владивостока признаны незаконными и на него возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение указанного судебного акта, 21.01.2014 распоряжением УГА г. Владивостока утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
29.01.2014 заявителем за свой счет осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет.
22.04.2013 Департамент опубликовал в периодическом издании "Приморская газета" информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по в районе ул. Русская, 57ж в г. Владивостоке для размещения стояки автомобильного транспорта.
21.05.2014 общество направило в адрес департамента письмо в котором сообщило о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован за счет общества, понесены значительные материальные затраты, в том числе и на представление интересов общества в суде, и предупредило о недопустимости предоставления земельного участка сформированного ООО "АЛЕУТ 1" по средствам торгов третьим лицам, приложив к письму кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233.
Одновременно ООО "АЛЕУТ 1" попросило Департамент принять решение о предоставлении в аренду сроком на 3 года в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, сформированного за счет общества участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, для целей не связанных со строительством, организация стоянки автомобильного транспорта.
17.06.2014 письмом N 20/07/03-02/19108 Департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, указав в основание отказа, что с 29.01.2014 по 01.04.2014 обществом не был представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а значит, не реализовано право на заключение договора аренды на земельный участок.
Дополнительно Департамент указал, что обществом представлен не полный пакет документов, предусмотренный п. 2.3 ст. 2 Постановления Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение от 16.02.2007 N 43-па), а также, что заявление поступило по окончанию публикации.
В связи с поступлением в Департамент заявок третьих лиц в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, 18.06.2014 Департамент принял Распоряжение N 1490-рз "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Русская, 57Ж, для временного размещения стоянки автомобильного транспорта посредством аукциона".
Не согласившись решением Департамента от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 и распоряжением Департамента от 18.06.2014 N 1490-рз, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Затем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Законодательство не устанавливает каких-либо приоритетов для лиц, обратившихся к органу, уполномоченному распоряжаться земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка ранее других лиц.
Так, в силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок, что должно обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и конкретных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом РФ не регулируется, поэтому в этом случае необходимо руководствоваться принципами земельного законодательства: эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленным в статье 34 ЗК РФ. Следовательно, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка должно быть выставлено на торги. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в связи с заинтересованностью в его получении нескольких лиц, будет соответствовать основным принципам земельного законодательства и заявитель не лишен возможности принять участие в торгах.
Тот факт, что ООО "АЛЕУТ 1" понесло затраты на проведение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, сам по себе не имеет значения для настоящего дела.
Так, спорный земельный участок сформирован из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления этих земельных участков для целей, не связанных со строительством, при наличии более чем одной заявки нормативно не конкретизирован.
Вместе с тем, в Приморском крае действует Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па оно было дополнено пунктом 2.7, устанавливающим особенности рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях.
В частности, данным пунктом предусматривалось, что в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, уполномоченный орган в 20-дневный срок со дня поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Орган местного самоуправления на основании обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в соответствии с документацией по планировке территории, в 30-дневный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заявители, заинтересованные в предоставлении земельного участка, указанного в информационном сообщении, в течение трех дней со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями. В случае поступления таких заявлений в указанный срок предоставление земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 данного Положения.
В свою очередь, раздел 4 названного Положения регулирует вопросы предоставления земельных участков с проведением торгов.
Действительно, Общество обратилось в Департамент в период до закрепления краевым нормативным правовым актом данных правил предоставления земельных участков.
Однако, в период формирования земельного участка (рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, его кадастрового учета) информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не проводилось.
Решением от 05.03.2014 по делу N 3-6/14 Приморский краевой суд, признавая недействующим пункт 2.7 Положения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па, указал, что включение в это Положение норм о публикации информации о предоставлении земельного участка и предоставлении участка с проведением торгов при наличии двух и более претендентов на него закону не противоречит и соответствует принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Однако в случае, когда выполнение кадастровых работ и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет производится за счет заявителя, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка производится до выполнении таких работ.
Оставляя в силе данное решение суда, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.06.2014 по делу N 56-АПГ14-7 отметил, что процедура предоставления земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, на торгах, не может быть законной при отсутствии, в частности, механизма компенсации затрат одного из участников торгов, либо без изменения стадии информирования о возможности предоставления такого земельного участка с последующим возложением расходов на всех лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, суды не ставят под сомнение необходимость информирования неопределенного круга лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и лишь указывают на то, что при этом должен бы определен порядок компенсации затрат лица, являющегося одним из участников торгов, либо предусмотрено распределение расходов среди всех участников торгов.
Следовательно, поскольку в данном случае при формировании земельного участка, испрашиваемого ООО "АЛЕУТ 1", информирование не осуществлялось, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края правомерно опубликовал в Приморской газете от 22.04.2014 N 43 информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду сроком на три года испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание поступление в Департамент заявок третьих лиц в отношении спорного земельного участка ответчик не вправе был принимать решение о предоставлении земельного участка ООО "АЛЕУТ 1" только по тому основанию, что оно понесло затраты по формированию этого участка.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции учитывает, что заявитель, как лицо, заинтересованное в предоставлении спорного земельного участка, осуществившее действия по его формированию, до постановки участка на кадастровый учет, не обращалось в Департамент с требованиям провести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Кроме того, в течение двух месяцев с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, Общество не обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
Довод Департамента, положенный в обоснование оспариваемого отказа о несоблюдении Обществом требований, установленных подпунктом 2.5 Постановления Администрации Приморского края от 16.02.2007 в части представления неполного пакета документов, необходимого для рассмотрения заявления, правомерно поддержан судом первой инстанции, как не опровергнутый Обществом.
Довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов выставлением участка на торги, коллегия признает необоснованным, поскольку при последующем опубликовании информации о проведении аукциона, в соответствии с порядком установленном разделом 4 Положения, заявитель будет иметь возможность наравне с другими лицами претендовать на соответствующий земельный участок.
При этом, учитывая, что механизм компенсации затрат одного из участников торгов в настоящее время не установлен, защитить свое право на получение компенсации затрат, понесенных в связи с проведением кадастровых работ и постановкой участка на кадастровый учет, Общество может путем предъявления в суд соответствующего иска.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы Кикта Артемом Геннадьевичем произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб., что подтверждается чек-ордером Приморского отделения N 8635 СберБанка России от 21.10.2014.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (в данном случае 50 процентов размера государственной пошлины по заявлениям о признании ненормативного акта государственного органа недействительным - от 2000 руб.). Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2014 по делу N А51-21529/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кикта Артему Геннадьевичу из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру Приморского отделения N 8635 СберБанка России от 21.10.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2014 N 05АП-13987/2014 ПО ДЕЛУ N А51-21529/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. N 05АП-13987/2014
Дело N А51-21529/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1"
апелляционное производство N 05АП-13987/2014
на решение от 07.10.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (ИНН 2539104109, ОГРН 1102539000508, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.02.2010)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- о признании незаконными решений;
- при участии:
- от ООО "АЛЕУТ 1": представитель Дубовик С.В. по доверенности от 26.08.2014, сроком на три года, удостоверение N 1120;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламадяла С.В. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 1122.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмом N 20/07/03-02/19108 от 07.06.2014 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 площадью 1561 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного за пределами земельного участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 118 м от ориентира по направлению северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский края, г. Владивосток, ул. Русская дом 57 Ж; и о признании незаконным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18.06.2014 N 1490-рз.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивает на нарушении Департаментом порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что возможность выставление на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, противоречит нормам ЗК РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда просил отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 07.11.2012 ООО "АЛЕУТ 1" обратилось в Департамент с заявлением N 29-35229 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1900 кв. м в районе ул. Русская 57ж, для целей не связанных со строительством - организация стоянки автомобильного транспорта.
20.02.2013 письмом исх.N 20/03/02/-13/2769 Департамент направил в Администрацию г. Владивостока обращение общества, которое в последующем передано на рассмотрение в адрес Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее УГА г. Владивостока).
22.03.2013 (вх. N 5800/20у) заявителем в адрес УГА г. Владивостока предоставлены проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленные кадастровым инженером Родюковым А.Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом площадь участка была уменьшена относительно заявленной ранее до 1561 кв. м в связи с прохождением в непосредственной близости от участка красных линий автодороги.
Письмом от 23.04.2013 Администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине "включения в границы земельного участка местного проезда (территория общего пользования) к смежным землепользователям и не обеспечение беспрепятственного прохода проезда, а также наличия на участке зеленых насаждений".
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края 09.09.2013 действия УГА г. Владивостока признаны незаконными и на него возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение указанного судебного акта, 21.01.2014 распоряжением УГА г. Владивостока утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
29.01.2014 заявителем за свой счет осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет.
22.04.2013 Департамент опубликовал в периодическом издании "Приморская газета" информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по в районе ул. Русская, 57ж в г. Владивостоке для размещения стояки автомобильного транспорта.
21.05.2014 общество направило в адрес департамента письмо в котором сообщило о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован за счет общества, понесены значительные материальные затраты, в том числе и на представление интересов общества в суде, и предупредило о недопустимости предоставления земельного участка сформированного ООО "АЛЕУТ 1" по средствам торгов третьим лицам, приложив к письму кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233.
Одновременно ООО "АЛЕУТ 1" попросило Департамент принять решение о предоставлении в аренду сроком на 3 года в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, сформированного за счет общества участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, для целей не связанных со строительством, организация стоянки автомобильного транспорта.
17.06.2014 письмом N 20/07/03-02/19108 Департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, указав в основание отказа, что с 29.01.2014 по 01.04.2014 обществом не был представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а значит, не реализовано право на заключение договора аренды на земельный участок.
Дополнительно Департамент указал, что обществом представлен не полный пакет документов, предусмотренный п. 2.3 ст. 2 Постановления Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение от 16.02.2007 N 43-па), а также, что заявление поступило по окончанию публикации.
В связи с поступлением в Департамент заявок третьих лиц в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, 18.06.2014 Департамент принял Распоряжение N 1490-рз "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Русская, 57Ж, для временного размещения стоянки автомобильного транспорта посредством аукциона".
Не согласившись решением Департамента от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 и распоряжением Департамента от 18.06.2014 N 1490-рз, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Затем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Законодательство не устанавливает каких-либо приоритетов для лиц, обратившихся к органу, уполномоченному распоряжаться земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка ранее других лиц.
Так, в силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок, что должно обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и конкретных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом РФ не регулируется, поэтому в этом случае необходимо руководствоваться принципами земельного законодательства: эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленным в статье 34 ЗК РФ. Следовательно, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка должно быть выставлено на торги. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в связи с заинтересованностью в его получении нескольких лиц, будет соответствовать основным принципам земельного законодательства и заявитель не лишен возможности принять участие в торгах.
Тот факт, что ООО "АЛЕУТ 1" понесло затраты на проведение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, сам по себе не имеет значения для настоящего дела.
Так, спорный земельный участок сформирован из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления этих земельных участков для целей, не связанных со строительством, при наличии более чем одной заявки нормативно не конкретизирован.
Вместе с тем, в Приморском крае действует Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па оно было дополнено пунктом 2.7, устанавливающим особенности рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях.
В частности, данным пунктом предусматривалось, что в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, уполномоченный орган в 20-дневный срок со дня поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Орган местного самоуправления на основании обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в соответствии с документацией по планировке территории, в 30-дневный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заявители, заинтересованные в предоставлении земельного участка, указанного в информационном сообщении, в течение трех дней со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями. В случае поступления таких заявлений в указанный срок предоставление земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 данного Положения.
В свою очередь, раздел 4 названного Положения регулирует вопросы предоставления земельных участков с проведением торгов.
Действительно, Общество обратилось в Департамент в период до закрепления краевым нормативным правовым актом данных правил предоставления земельных участков.
Однако, в период формирования земельного участка (рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, его кадастрового учета) информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не проводилось.
Решением от 05.03.2014 по делу N 3-6/14 Приморский краевой суд, признавая недействующим пункт 2.7 Положения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па, указал, что включение в это Положение норм о публикации информации о предоставлении земельного участка и предоставлении участка с проведением торгов при наличии двух и более претендентов на него закону не противоречит и соответствует принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Однако в случае, когда выполнение кадастровых работ и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет производится за счет заявителя, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка производится до выполнении таких работ.
Оставляя в силе данное решение суда, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.06.2014 по делу N 56-АПГ14-7 отметил, что процедура предоставления земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, на торгах, не может быть законной при отсутствии, в частности, механизма компенсации затрат одного из участников торгов, либо без изменения стадии информирования о возможности предоставления такого земельного участка с последующим возложением расходов на всех лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, суды не ставят под сомнение необходимость информирования неопределенного круга лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и лишь указывают на то, что при этом должен бы определен порядок компенсации затрат лица, являющегося одним из участников торгов, либо предусмотрено распределение расходов среди всех участников торгов.
Следовательно, поскольку в данном случае при формировании земельного участка, испрашиваемого ООО "АЛЕУТ 1", информирование не осуществлялось, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края правомерно опубликовал в Приморской газете от 22.04.2014 N 43 информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду сроком на три года испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание поступление в Департамент заявок третьих лиц в отношении спорного земельного участка ответчик не вправе был принимать решение о предоставлении земельного участка ООО "АЛЕУТ 1" только по тому основанию, что оно понесло затраты по формированию этого участка.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции учитывает, что заявитель, как лицо, заинтересованное в предоставлении спорного земельного участка, осуществившее действия по его формированию, до постановки участка на кадастровый учет, не обращалось в Департамент с требованиям провести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Кроме того, в течение двух месяцев с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, Общество не обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
Довод Департамента, положенный в обоснование оспариваемого отказа о несоблюдении Обществом требований, установленных подпунктом 2.5 Постановления Администрации Приморского края от 16.02.2007 в части представления неполного пакета документов, необходимого для рассмотрения заявления, правомерно поддержан судом первой инстанции, как не опровергнутый Обществом.
Довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов выставлением участка на торги, коллегия признает необоснованным, поскольку при последующем опубликовании информации о проведении аукциона, в соответствии с порядком установленном разделом 4 Положения, заявитель будет иметь возможность наравне с другими лицами претендовать на соответствующий земельный участок.
При этом, учитывая, что механизм компенсации затрат одного из участников торгов в настоящее время не установлен, защитить свое право на получение компенсации затрат, понесенных в связи с проведением кадастровых работ и постановкой участка на кадастровый учет, Общество может путем предъявления в суд соответствующего иска.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы Кикта Артемом Геннадьевичем произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб., что подтверждается чек-ордером Приморского отделения N 8635 СберБанка России от 21.10.2014.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (в данном случае 50 процентов размера государственной пошлины по заявлениям о признании ненормативного акта государственного органа недействительным - от 2000 руб.). Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2014 по делу N А51-21529/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кикта Артему Геннадьевичу из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру Приморского отделения N 8635 СберБанка России от 21.10.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)