Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2015 N 21АП-1145/2015 ПО ДЕЛУ N А83-2236/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. по делу N А83-2236/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2015 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Илюхиной А.П, судей Гоголь Ю.М., Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии:
от истца - Администрации города Симферополя Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя,
от ответчика - Физического лица - предпринимателя Горячей Татьяны Ивановны (с 20.01.2015 индивидуальный предприниматель Горячая Татьяна Ивановна): Орлов Дмитрий Александрович по доверенности от 25.01.2015 N б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2015 года по делу N А83-2236/2014 (судья С.Я. Титков)
принятое по иску Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102098749, ИНН/КПП 9102048470/910201001)
к Физическому лицу - предпринимателю Горячей Татьяне Ивановне (с 20.01.2015 индивидуальный предприниматель Горячая Татьяна Ивановна) (ул. 1 - й Конной Армии, д. 21А, кв. 20, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ИНН 910208959051, ОГРНИП 315910200080357)
об изменении условий Договора аренды земельного участка,

установил:

07.10.2014 Симферопольский городской совет обратился в Хозяйственный суд Республики Крым с исковым заявлением к Физическому лицу - предпринимателю Горячей Татьяне Ивановне с требованиями:
- внести изменения в договор аренды земельного участка, заключенный 25.12.2002 между Симферопольским городским советом и Физическим лицом - предпринимателем Горячей Татьяной Ивановной относительно земельного участка площадью 0, 9419 га, который находится по адресу: г. Симферополь, ул.. Бела Куна - пр. Победы, 230, и зарегистрирован комитетом по управлению земельными ресурсами городского совета 03.01.2003 за N 344, изложив пункт 3.1. договора в следующей редакции:
"Арендная плата устанавливается в размере 1 440 583,81 руб. (Один миллион четыреста сорок пять тысяч пятьсот восемьдесят три руб. 81 коп.) в год и вносится в денежной форме следующим образом: ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за расчетным - 120 048,66 руб. (Сто двадцать тысяч сорок восемь руб. 66 коп.), начиная со дня вступления в законную силу судебного решения, которым внесены изменения. Расчет арендной платы является неотъемлемым приложением договора (Приложение N 1)" (т. 1, л. 6-11).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2015 года в иске отказано (т. 2, л. 56-67).
Решение суда мотивировано тем, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность внесения изменений в договор аренды земельного участка в судебном порядке в связи с изменением нормативной денежной оценки земельного участка; на территории Республики Крым подлежат применению акты законодательства Российской Федерации, регулирующие земельные правоотношения, в том числе акты Республики Крым, устанавливающие нормативную денежную оценку земель города Симферополя; ранее установленная в соответствии с законодательством Украины нормативная денежная оценка земель города Симферополя утратила свою юридическую силу и не подлежит применению как противоречащая законодательству Российской Федерации и Республики Крым; основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Не согласившись с решением суда, истец - Администрация города Симферополя Республики Крым, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования (т. 2, л.74-92).
Доводы апелляции мотивированы тем, что судебное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, основные из которых заключаются в том, что ранее установленная в соответствии с законодательством Украины нормативная денежная оценка земель города Симферополя не утратила свою юридическую силу и подлежит применению как не противоречащая законодательству Российской Федерации и Республики Крым; требование истца о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения размера арендной платы основаны на нормативной денежной оценке земель города Симферополь, установленной в соответствии с законодательством Украины, т.е. на законодательстве, которое подлежит применению до 01.01.2017; содержание статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК подразумевает, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года считается нормативной стоимостью лишь соответствующих земельных участков, т.е. для уже существующих (отведенных) земельных участков на 21.03.2014; позиция суда о том, что при расчете арендной платы следует руководствоваться Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014, является ошибочной, так как положения данного постановления применяются для впервые отводимых земельных участков; законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность внесения изменений в договор аренды.
В судебном заседании 15.06.2015 представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, предоставил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что на территории Республики Крым подлежат применению акты законодательства Российской Федерации, регулирующие земельные правоотношения, в том числе акты Республики Крым, устанавливающие нормативную денежную оценку земель города Симферополя; требования истца о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения размера арендной платы основаны на нормативной денежной оценке земель города Симферополя, установленной в соответствии с законодательством Украины, то есть на законодательстве, которое не подлежит применению (т. 2, л. 95-99).
В судебное заседание, назначенное на 15.06.2015 истец явку уполномоченных представителей не обеспечил, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, 03.06.2015 (вх. N 21АП-1145/15) от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя (т. 2, л. 73, 93).
Дело рассматривается в отсутствие представителей истца, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть вторая статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
25.12.2002 между Севастопольским городским светом (арендодатель) и частным предпринимателем Горячей Татьяной Ивановной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (т. 1, л. 13-23).
Пунктом 1.1. указанного договора определено, что на основании Законов Украины "Об аренде земли" и "О местном самоуправлении в Украине" и во исполнение решения 4 сессии Симферопольского городского совета XXIV созыва N 43 от 29 октября 2002 года Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,9857 га, расположенной по адресу: г. Симферополь, Автономная Республика Крым в Украине, ул. Бела Куна -проспект Победы, N 230, план (схема) которого является неотъемлемой частью этого договора.
Согласно пункту 2.1. договора, договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет. Государственная регистрация этого договора в Книге записей государственной регистрации договоров аренды земли является обязательным и должно быть проведена в предусмотренный законодательством срок уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3.1. договора, арендная плата устанавливается сторонами в размере: 2 786 869, 61 грн. за сорок девять лет и исчисляется следующим образом: ежемесячно 4 739,57 грн. до 15 числа за отчетным месяцем.
Пунктом 3.2. установлено, что сумма арендной платы по договоренности сторон подлежит изменению в соответствии с изменениями, которые вносятся в действующее законодательство.
Согласно пункта 3.3. договора, размер арендной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон также в случаях изменения условий хозяйствования, ухудшение состояния земельного участка не по вине арендатора, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Все изменения, которые вносятся в этот договор, должны быть оформлены нотариально дополнительным соглашением.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 03.01.2003 под N 344.
27.03.2006 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и физическим лицом - предпринимателем Горячей Татьяной Ивановной (арендатор) заключен договор о внесении изменений в договор аренды.
В разделе 1 пункт 1.1. изложен в следующей редакции:
"На основании Законов Украины "Об аренде земли" и "О местном самоуправлении в Украине" и во исполнение решений 32-ой сессии Симферопольского городского совета IV созыва N 464 от 15 сентября 2005 года; 37-ой сессии Симферопольского городского совета IV созыва N 517 от 24 января 2006 года в аренду передается земельный участок общей площадью 0,9419 га, с целью несельскохозяйственного использования, согласно ст. 19 п. "б" Земельного кодекса Украины, а именно: под эксплуатацию существующего рынка и автостоянки по торговле автотранспортом, под строительство и эксплуатацию и комплекса объектов автотехнического обслуживания, план (схема) которого является неотъемлемой частью этого договора (т. 1, л. 24-29).
25.07.2014 истец направил физическому лицу - предпринимателю Горячей Т.И. с целью приведения существенных условий договора аренды земельного участка N 344 от 03.01.2003 в соответствие с действующим законодательством, письмом от 23.07.2014, проект дополнительного соглашения в четырех экземплярах, о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка путем подписания дополнительного соглашения в течение 14-ти календарных дней с момента получения настоящего обращения (т. 1, л. 30-31).
Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 344 от 03.01.2003, пунктом 1 которого установлено, что в соответствии со статьями 16, 19 Федерального конституционного Закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьей 7 Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории, Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 N 2150-6/14, на основании пункта 3 решения 86-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 29.05.2014 N 960 "О регулировании вопросов в сфере земельных правоотношений на территории города Симферополя в переходный период", решения 19-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 30.06.2011 N 177 "О нормативной денежной оценке земель г. Симферополь Автономной Республики Крым", решения 63-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 25.06.2013 N 727 "Об арендной плате за землю по г. Симферополю", которым пункты 3.1, 3.5. Договора изложены в следующей редакции:
3.1. Арендная плата устанавливается в размере 1 440 583,81 руб. в год и вносится в денежной форме следующим образом: ежемесячно до 30 числа, месяца следующего за расчетным - 120 048,66 руб.
Расчет арендной платы, подписанный сторонами, является неотъемлемым приложением Договора (Приложение N 1).
3.5. Перечисление денежных средств производится на счет в отделении по Республике Крым Центрального Банка РФ N 40201810735100000003, получатель - Казначейская служба РК, банк получателя - Отделение Республика Крым, банковский идентификационный код - 043310001, код классификации доходов бюджета 13050500, код бюджетной территории 004 г. Симферополь Киевский район, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (т. 1, л. 32-33).
Согласно расчету департамента бюджета, финансов и экономики городского совета, размер арендной платы за земельный участок, предоставленный решением 4-й сессии Симферопольского городского совета XXIV созыва от 29.10.2002 N 43 в соответствии с изменениями, внесенными решением 32-й сессии Симферопольского горсовета IV созыва от 15.09.2005 N 464, решением 37-й сессии Симферопольского городского совета IV созыва от 24.01.2006 N 517, нормативная стоимость 1 кв. м земельного участка с учетом функционального использования (в соответствии с Денежной оценкой земель г. Симферополя, утвержденной решением 19-й сессии горсовета VI созыва N 177 от 30.06.2001) 674,47 грн.; сумма арендной платы за месяц составляет 35308,43 грн./120048,66 руб.; нормативная денежная оценка земельного участка 6352832,93 грн./21599631,96 руб. (т. 1, л. 34).
30.06.2011 решением Симферопольского городского совета АР Крым N 177 19 сессии VI созыва "О нормативной денежной оценке земель г. Симферополь АР Крым" утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г. Симферополь Автономной Республики Крым, выполненную ООО "Проектинвестстрой"; утверждена стоимость одного квадратного метра земельного участка определенного функционального использования по земельно-оценочным районам г. Симферополь (прилагается); нормативная денежная оценка земель г. Симферополь подлежит применению в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины; Государственной налоговой инспекции в г. Симферополе (Назарчук В.И.), Специализированной Государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов в г. Симферополе (Марьяненко Г.И.) осуществлять в установленном законом порядке контроль за своевременностью, полнотой и правильностью начисления платы за землю с учетом настоящего решения в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины (т. 1, л. 36).
Указанное решение опубликовано на официальном сайте Симферопольского городского совета и газета "Южная столица", что свидетельствует об официальном уведомлении арендаторов города Симферополь.
05.10.2012 между Симферопольским городским советом, Лисенковой Марией Ивановной, которая является землепользователем части земельного участка, в отношении которого устанавливается земельный сервитут на основании ст. 12 Земельного кодекса Украины и Горячей Татьяной Ивановной, которая является землепользователем на основании договора аренды земельного участка, заключен договор об установлении земельного сервитута, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что земельный сервитут устанавливается на земельном участке площадью 0,0041 га, который является частью земельного участка с кадастровым номером 01 101 000 00: 02: 004: 0097, с целевым назначением для эксплуатации комплекса объектов автотехнического обслуживания, находящийся в пользовании Лисенковой М.И., на основании ст. 120 Земельного кодекса Украины и определения Киевского районного суда г. Симферополя от 19.11.2010 по делу N 2-5109/10, расположенный по адресу: пр. Победы, 236, в г. Симферополе, в интересах сервитуария, на право проезда на транспортном средстве и прохода по имеющемуся пути площадью 0,0041 га согласно с планом границ зон ограничений земельного участка (т. 2, л. 35-47).
29.08.2013 решением Симферопольского городского совета АР Крым N 788 66 сессии VI созыва "О вопросах регулирования земельных отношений с юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" утверждена документация по землеустройству и передана гражданину Украины Лисенковой Марине Ивановне земельный участок площадью 0,0478 га по пр. Победы, 236 в г. Симферополе для реконструкции и обслуживания комплекса объектов автотехнического обслуживания, в аренду сроком на 10 лет (т. 2, л. 48-49).
26.09.2013 решением Симферопольского городского совета АР Крым N 814 68 сессии VI созыва "О вопросах регулирования земельных отношений в юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" внесены изменения в решения городского Совета: 5.3 в подпункт 1.8. пункта 1 решение 66-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 29.08.2013 N 788, в части уточнения целевого назначения земельного участка, изложив его в следующей редакции: "Гражданину Украины Лисенковой Марине Ивановне площадью 0,0478 га по пр. Победы, 236 в г. Симферополе для обслуживания комплекса объектов автотехнического обслуживания, в аренду сроком на 10 лет. Земельный участок отнести к категории земель жилой и общественной застройки. Земельный участок площадью 0,0082 га расположен в границах красных линий. На земельные участки площадью 0,0028 га и 0,0041 га установить ограничение и обременение землепользования, связанное с размещением действующих инженерных сетей согласно проекту. На земельный участок площадью 0,0041 га установить ограничение и обременение землепользования, связанное с установлением сервитута на право прохода, проезда согласно проекту (т. 2, л. 50-51).
В соответствии с п. 3 решения Симферопольского городского совета АР Крым N 960 от 29.05.2014 86 сессии VI созыва "О регулировании вопросов в сфере земельных правоотношений на территории города Симферополя в переходный период" до проведения в установленном порядке Государственной кадастровой оценки земель на территории г. Симферополя к правоотношениям, возникшим на основании актов органов местного самоуправления, принятых до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, применяется действующая нормативная денежная оценка земель (т. 1, л. 41).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, с изменением мотивировочной части решения, по следующим основаниям.
11.03.2014 Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статья 10 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ гласит, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Из содержания названного документа усматривается, что иное правовое регулирование предусмотрено в переходной период в сфере социальной защиты и охраны здоровья (статья 11), бюджетного законодательства (статья 13), законодательства о налогах и сборах (статья 15) и других сферах законодательства.
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (статья 12.1 "Особенности регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" введена Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.
Частью 1 статьи 1211 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
Нормами части 9 статьи 1211 ГК РФ установлено, что если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны, чем та, которая указана в пунктах 1 - 8 настоящей статьи, подлежит применению право страны, с которой договор более тесно связан.
Таким образом, учитывая что условия договора аренды земли, заключенного сторонами по данному делу, тесно связаны с правом Украины, так как он был заключен на момент нахождения Республики Крым в ее составе и в соответствии с требованиями законодательства Украины, применению к спорным взаимоотношениям подлежат также нормы материального права Украины.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), верно сделал вывод, что при рассмотрении дела подлежат применению нормы процессуального законодательства, которые установлены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), а нормы материального права должны применяться судом с учетом времени возникновения спорных правоотношений.
Однако, суд ошибочно пришел к выводу, что решение Симферопольского городского совета АР Крым от 30.06.2011 N 177 19 сессии VI созыва "О нормативной денежной оценке земель г. Симферополь АР Крым", с 01.01.2015 утратило силу и не применяется на территории Республики Крым.
Указанное решение применяется к договорам аренды, заключенным до 21.03.2014 года.
Договор аренды земельного участка был заключен сторонами 25.12.2002 и исполнялся в период пребывания города Симферополь в составе Украины и действует после 18.03.2014.
К спорным правоотношениям сторон должны применяться нормы материального права Украины до 18.03.2014 и Российской Федерации и Республики Крым с 18.03.2014.
Правоотношения сторон регулировались, действовавшим в тот период Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины (далее - ЗК Украины), Гражданским кодексом Украины (далее - ГК Украины), Хозяйственным кодексом Украины (далее - ХК Украины), Налоговым кодексом Украины, (далее - НК Украины), Законом Украины "О плате за землю"от 03.07.1992 N 2535-XII (далее - Закон Украины N 2535-XII), Законом Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 N 161-XIV (далее - Закон Украины N 161-XIV), Законом Украины "Об оценке земель" от 11.12.2003 N 1378-IV (далее - Закон Украины N 1378-IV), Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" (далее -Закон Украины N 280/97-ВР).
В соответствии со статьей 11 ГК Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, которые не предусмотрены этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки.
Согласно части первой статьи 632 ГК Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 626 ГК Украины предусмотрено, что договором признается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Законом Украины N 2535-XII, использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 Закона Украины N 2535-XII размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Статьей 7 Закона Украины N 2535-XII урегулирован порядок исчисления размера арендной платы за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, и земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена. Кроме того, в населенных пунктах, отнесенных Кабинетом Министров Украины к курортным, к ставкам земельного налога (арендной платы), установленным частью второй этой статьи, применялся коэффициент на Южном побережье Автономной Республики Крым - 3,0.
В соответствии со статьей 14 Закона Украины N 2535-XII плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета бюджетов сельского, поселкового, городского совета, на территории которых находятся земельные участки (статья 20 Закона Украины N 2535-XII).
В соответствии со статьей 15 Закона Украины N 161-XIV существенными условиями договора аренды земли являются, в частности арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.
Согласно статье 30 Закона Украины N 161-XIV, изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия спор разрешается в судебном порядке.
Таким образом, можно сделать вывод, что статья 30 Закона Украины "Об аренде земли" является общей нормой, поскольку регулирует изменение любых условий договора аренды земельных участков, а статьи 7 и 14 Закона Украины "О плате за землю" - нормы специальные, возлагающие на арендатора самостоятельно ежегодно исчислять сумму арендной платы по методике, закрепленной в законе.
В соответствии со статьей 23 Закона Украины N 1378-IV, извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений. Решения советов, указанных в этой статье, по технической документации по нормативной денежной оценке земельных участков вступают в силу в сроки, установленные в соответствии с пунктом 271.2 статьи 271 Налогового кодекса Украины.
Согласно статье 286.2 НК Украины плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При предоставлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Таким образом, в соответствии налоговым законодательством Украины, действовавшим в период до 01.01.2015, и регулирующим отношения по плате за землю, арендная плата за пользование земельными участками относилась к общегосударственным налогам (статьи 9, 14 Налогового кодекса Украины), ее размер определялся нормативно, арендатор был обязан самостоятельно исчислить и перечислить арендную плату в бюджет.
В соответствии с нормами пп. 14.1.147 п. 14.1 статьи 14 НК Украины плата за землю - это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Нормами пп. 14.1.136 п. 14.1 статьи 14 НК Украины установлено, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности - обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Пунктом 288.1. статьи 288 НК Украины определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка.
Согласно нормам статьи 288.5 НК Украины годовой размер арендной платы не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки земли.
Из анализа норм статьи 21 Закона Украины N 161-XIV усматривается, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за использование земельного участка. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.д.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 144 Конституцией Украины установлено, что органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными для исполнения на соответствующей территории.
В соответствии с пунктами 34, 35 части первой статьи 26 Закона Украины N 280/97-ВР к исключительной компетенции городского совета принадлежит решение на пленарных заседаниях вопросов регулирования земельных отношений; утверждение ставок земельного налога, размеров платы за использование природными ресурсами, которые находятся в собственности соответствующих территориальных громад.
Частью 1 статьи 73 Закона Украины N 280/97-ВР предусмотрено, что акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
Пунктом 3.3. договора от 25.12.2002, стороны определили, что размер арендной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон также в случаях изменения условий хозяйствования, ухудшение состояния земельного участка не по вине арендатора, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из анализа норм Налогового кодекса Украины, установленных статьями 285 - 288 следует, что размер арендной платы, хотя и установлен договором, но подлежит самостоятельному пересчету арендатором исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли (п. 286.2, 288.5, 288.7, 289.3 и др.).
Таким образом, если в населенном пункте решением совета утверждена, в установленном порядке обнародована новая нормативная денежная оценка земли, плательщики самостоятельно должны рассчитать и перечислить сумму налогового обязательства по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности и подать указанную справку с налоговой отчетностью в налоговый орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.
Из анализа вышеуказанных положений Договора усматривается, что стороны в Договоре установили обязанность арендатора осуществить перерасчет арендной платы, в ряде случаев и право арендодателя на получение суммы арендных платежей с учетом такого перерасчета.
Нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а ее изменение является основанием для пересмотра размера арендной платы. Перерасчет арендной платы не ставится в зависимость от подписания дополнительных соглашений к нему, а является обязанностью арендатора (ответчика).
У ответчика с момента опубликования новой нормативной денежной оценки земель в средствах массовой информации возникла обязанность по оплате арендной платы в размере, определенном в соответствии с новой нормативной денежной оценкой.
Аналогичные правовые нормы содержатся в законодательстве Российской Федерации.
С 18.03.2014 спорные правоотношения сторон регулируются нормами материального права Российской Федерации и города федерального значения Севастополя: Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции от 23.05.2015) (далее - ГК РФ), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК); Положением "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности" утвержденное постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - положение).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, в частности платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии со статьей 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 8 статьи 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются в частности следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
- - право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
- - право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
- - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
В соответствии с частями 12 - 16 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (часть 12 статьи 3).
Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 13 статьи 3).
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (часть 14 статьи 3).
Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 января 2017 года (часть 15 статьи 3).
При этом с даты государственной регистрации права аренды, залога или сервитута земельного участка заключенные до вступления в силу Федерального конституционного закона договор аренды или договор об установлении сервитута считаются расторгнутыми (часть16 статьи 3).
Согласно части 18 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым N 38-ЗРК (в редакции от 20.01.2015 N 73-ЗРК/2015) нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, считается нормативной ценой соответствующих земельных участков до проведения ее переоценки. Инвентарная стоимость объектов недвижимости, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, считается кадастровой стоимостью с 1 января 2015 года до проведения ее переоценки. Порядок определения нормативной цены земли, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Пунктом 7 постановления Пленума ВАС РФ N 73 установлено, что согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73 при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором. (п. 16 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13)
В соответствии с пунктами 19, 20, 21 постановления Пленума ВАС РФ N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (п. 19 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13)
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее. Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором. Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ). Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды. (п. 20 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13)
Кроме того, если договор аренды земельного участка заключен до введения госрегулирования арендной платы, последнее может применяться только при условии, что стороны договора связали изменение размера арендной платы с изменением применимых нормативных актов.
Таким образом, арендная плата по спорному договору регулируется уполномоченным органом путем принятия нормативных актов, поэтому изменение ставок платы или методики ее исчисления влечет изменение условий договора без внесения в него изменений.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что:
- - нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8; утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1);
- - утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель, которые расположены за границами населенных пунктов Республики Крым (приложение 2);
- - утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (приложение 3).
Указание постановление в части утверждения нормативной цены 1 кв. м земель населенных пунктов Республики Крым не имеет обратной силы и не может распространять свое действие на ранее заключенные договора аренды.
Согласно подпункту 2.3. Положения "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности", при отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым.
Согласно подпункту 3.4. Положения "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности" плата, установленная в договорах аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". В том случае, если такой договор заключается после 31 декабря 2014 года, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. В том случае, если плата, установленная в договорах аренды земельного участка, не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 года, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.

Арендная плата в договоре аренды N 344 от 03.01.2003 не соответствует законодательству Украины, действовавшему до 21.03.2014, однако это не основание для внесения изменений в договор аренды, так как для ее взыскания в установленном законодательством Украины размере это не обязательно.
Исходя из содержания этого Положения следует, что оно применяется к вновь заключаемым договорам аренды.
Суд первой инстанции ошибочно указал, что принятое городским советом решение "Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Симферополь" от 30.06.2011 N 177 введенное в действие с 01.01.2012 новой нормативной денежной оценки земель г. Симферополя не подлежит применению с 01.01.2015.
При расчете арендной платы правомерно были взяты за основу решения Симферопольского городского совета АР Крым от 30.06.2011 N 177 19 сессии VI созыва "О нормативной денежной оценке земель г. Симферополь АР Крым" и от 25.06.2013 N 727 "Об арендной плате за землю по г. Симферополю", которые не отменены и продолжают действовать и должны применяться арендатором при уплате арендной платы независимо от внесения изменений в договор.
Вопросы несоответствия, уменьшения размера арендованного земельного участка и в связи с этим конкретного размера арендной платы должны оцениваться и учитываться при взыскании арендной платы. Основания для внесения изменений в договор аренды, при изложенных обстоятельствах, отсутствуют по мотивам изложенным в данном постановлении.
Кроме того, дополнительное соглашение к договору аренды подготовлено и направлено ответчику до принятия Закона Республики Крым N 38-ЗРК.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции действовал Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и постановление Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", поэтому понуждение к заключению дополнительного соглашения без учета новых нормативных актов, регулирующих эти правоотношения безосновательно при наличии противоречий, связанных с размером арендуемого участка.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что размер арендной платы, хотя и установлен договором, но подлежит самостоятельному пересчету арендатором исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли, которая установлена до 21.03.2014.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение в резолютивной части принято законно и обоснованно с правильным применением норм процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, однако мотивировочная часть решения подлежит изменению.
Поэтому доводы апелляционной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и резолютивная часть соответствует нормам материального права Украины и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Согласно п. 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, арбитражными судами, освобождаются, в частности государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
В силу подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация города Симферополя Республики Крым освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь изложенным и учитывая требования пункта 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2015 года по делу N А83-2236/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.П.ИЛЮХИНА

Судьи
Ю.М.ГОГОЛЬ
К.Г.КАЛАШНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)